Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Российская строительная индустрия готовится к большому прыжку? » Информационное агентство "Строительство"

Региональная версия ТАТАРСТАН Перейти на региональный сайт
  Москва +9 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
26 мар 05:00Дороги

Российская строительная индустрия готовится к большому прыжку?

Автор: Владимир Гурвич

Российская строительная индустрия обладает большим потенциалом, который никак не удается использовать. Возможно, наступает то время, когда это, наконец, случится.

Россия – это страна, которая не может обойтись без грандиозных планов. Вот и сегодня мы снова стоим перед их реализацией. С одной стороны, поставлена задача к 2024 года выйти на ввод 120 млн кв. м жилья, с другой – национальные проекты, которые также потребуют огромного строительства. Но хватит ли мощностей у стройкомплекса, у отрасли по производству строительных материалов, у машиностроителей по выпуску строительной техники – сил и возможностей для выполнения всех этих целей?

Российской техники становится больше, но все равно ее мало

На заявленные цели и бизнесом  и государству  придется потратить огромные инвестиции. Возникает задача сделать это максимально эффективным способом. Нужно не просто построить огромное число объектов, но осуществить это таким образом, чтобы дать серьезный импульс развитию отечественного производства.  В первую очередь речь идет об отраслях по выпуску строительной техники  и строительных материалов.

Как говорит Станислав Черторыйский, руководитель  Отдела строительно-дорожной и коммунальной техники Минпромторга России, Правительством России ведено ограничение на поставку зарубежной техники, если внутри страны существует аналогичное производство. Это необходимая протекционистская мера  приносит свои результаты. По итогам 2018 года выпуск отечественной стройтехники вырос более чем в два раза. Правда, такие «успехи» во многом объясняются низкой базой. Но факт   в том, что в  отрасль пришли дополнительные инвестиции. И теперь стоит задача всемерной популяризации российской продукции среди ее потенциальных потребителей.

У отрасли есть большой потенциал для наращивания выпуска продукции. От СССР ей достались большие мощности, которые в среднем загружены менее чем на 30%. По мнению чиновника, если они будут задействованы полностью, то их хватит на то, чтобы обеспечить машинами и возведение 120 млн кв. м. жилья, и реализацию национальных проектов.

Но для наращивания объемов выпуска  нужно завоевывать рынки. Сегодня лишь 40% парка строительных машин   принадлежит отечественным производителям. При этом есть задача по привлечению иностранных компаний   в организации производства на российской территории, в первую очередь в сегментах специальной строительной техники.

Строительный комплекс сильно нуждается в такой продукции.  Минпромторг поддерживает ее выпуск, только 2018 году было реализовано 27 пилотных проектов по производству спецтехники. Отрадно то, что наблюдается заинтересованность частного бизнеса увеличивать такое производство.  Это во многом связано с тем, что за последние два года органы власти повернулись лицом к производителям строительно-дорожной техники. Удалось добиться того, что за период 2016-2018 годы ее отгрузка возросла на 71%. Однако все равно на строительных площадках доля отечественных машин в среднем не превышает 20%.

Сегодня можно констатировать, что наметился определенный позитивный сдвиг в производстве строительно-дорожной техники. Этот факт находит косвенное подтверждение и в росте  ее экспорта, за последние время поставки в другие страны выросли более чем в два раза. Среди покупателей государства Африки, Азии, Восточной Европы. Они приобретают российские бульдозеры, автокраны, катки, экскаваторы. Причем, среди экспортеров как чисто российские предприятия, так и иностранные компании, организовавшие производства в России.

Определенные успехи отечественного производства   строительно-дорожной техники не должны порождать эйфорию.  По-прежнему мы производим ее мало, далеко не все нужные виды и модели. Для роста объемов выпуска существует огромный потенциал. И совсем не факт, что в ближайшие годы удастся его реализовать. В 2017 году Россия импортировала строительно-дорожной техники на сумму 150 млрд руб, а произвела своей - в объеме 40 млрд руб. Это говорит о том, что большой дисбаланс между экспортом и импортом сохраняется.

Потенциал огромный, спрос небольшой

В непростой ситуации находится и индустрия строительных материалов.  До 2014 года она быстро развивалась, в нее приходили большие инвестиции, в целом в отрасль вложили 15 млрд долл. Это  было связано с прогнозами о росте строительства в стране. Как известно, они не подтвердились, что привело к образованию очень существенных незагруженных мощностей.

В непростой ситуации находится и индустрия строительных материалов. До 2014 года в отрасль были сделаны большие инвестиции, но затем началась экономическая рецессия. В результате сегодня в России мощности производителей строительных материалов загружены не полностью. Например, потребление цемента на внутреннем рынке упало с 71 млн. тон в 2014 году до 55 млн тон в 2017 году и ещё на 1 млн тон в 2018 году. При этом производственные мощности цемента в стране составляют порядка 100 млн. тон в год. Схожая ситуация наблюдалась и на рынке стеновых строительных панелей (керамический и силикатный кирпич, газобетон) после падения потребления на 30% с 2014 года ситуация в последние пару лет стабилизировалась.

В связи с сокращением внутреннего рынка, производители начали искать пути компенсации потерь, таким решением стало повышение доли экспорта в производстве определённых строительных материалов. Этому способствовали слабый рубль и  высокое качество российской продукции. Например, доля экспорта в производстве мягких кровельных и гидроизоляционных материалов выросла почти в 2 раза – с 15,1% в 2017 году до 31,8% в 2018 году. В производстве теплоизоляции и изделий из гипса и гипсокартона на сегодняшний день доля экспорта в общем производстве превышает 15%. «Но всё-таки падение потребления на внутреннем рынке производители не могут компенсировать только экспортной выручкой» - прокомментировал Виталий Богаченко, Председатель комитета по строительству и производству строительных материалов Ассоциации Европейского Бизнеса.

Реализация национальных проектов «Безопасные и качественные дороги» и «Жильё и городская среда» будет способствовать развитию строительной индустрии. Например расширение строительства цементобетонных дорог не только позволит повысить срок службы автомобильных дорог, сократив эксплуатационные затраты(с учетом расходов в течении жизненного цикла цементобетонные дороги получаются дешевле по сравнению с асфальтобетонными на 40-50%), но  поможет загрузить незадействованные мощности цементной индустрии

Наращивание экспорта происходит за счет двух факторов: высокого качества продукции и ослаблению рубля. Но в целом он не покрывает масштабов снижения внутреннего спроса. На некоторые виды  изделий  рухнул наполовину.

Но нынешнее даже не самое лучшее положение в индустрии строительных материалов дает основание для оптимизма. Наличие больших незагруженных мощностей позволяет быстро нарастить выпуск продукции. Например, увеличение производств  цемента его производители связывают с планами правительства по серьезному увеличению строительства цементно-бетонных дорог.

В России на сегодня их доля составляет примерно 1%, что крайне мало. Между тем проведенные исследования показывают, что прокладка таких магистралей более выгодна, чем сооружение асфальто-бетонных дорог. Себестоимость строительства одного километра дешевле, а дальнейшие эксплуатационные издержки  меньше. Зато срок   службы возрастает на 40%.

Также в строительной отрасли существует проблема внедрения инновационных материалов: бюрократические препоны увеличивают сроки стандартизации и сертификации многих строительных материалов и технологий, которые уже давно применяются в мире. Срок внедрения инновационных материалов составляет 5-7 лет. Для преодоления этого барьера необходимо адаптировать для России существующие нормативные документы и минимизировать бюрократические процедуры.

Россия на сегодня обладает достаточным потенциалом для решения крупных строительных задач. Но использовать его надо умело, с максимальным привлечением возможностей отечественного бизнеса и отечественного производственных мощностей.

Марк Горский

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Строительство скоростной железной дороги Китай-Россия: участвуют все заинтересованные стороны, кроме Минстроя

Москва «поплыла»: захотят ли гости чемпионата мира прокатиться на воде

Что выбирает Европа: цементобетон vs асфальтобетон

Дороги в России: местным дорогам быть, если губернатор и мэр договорятся

Дороги: вообще-то успехов немного, но главное — есть к чему стремиться

Ударим цементобетоном по нашему бездорожью

Фабрика «Мажино»: инновации в дорожном строительстве




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Наверх