Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Производство дорожно-строительной техники: либо рывок, либо застой. Третьего не дано » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +10 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
10 июн 15:16Дороги

Производство дорожно-строительной техники: либо рывок, либо застой. Третьего не дано

Автор: Владимир Гурвич

 

Честно говоря, так надоело говорить о нашем отставании всегда и во всем. Но куда деваться,  приходиться это повторять, словно мантру  

 

Производство дорожно-строительной техники во многих странах является важными отраслями экономки. Россия пока не может похвастаться развитым промышленным производством в этой сфере. Но если мы хотим совершить экономический рывок, выпуск такой продукции надо многократно увеличивать. И не просто увеличивать, а производить современные инновационные оборудование и машины.

Вместо рывка замедление

Проблема производства техники для строительства и дорожных работ остро стоит перед многими странами.  Дело в том, что за последние 20 лет  производительность труда в международном стройкомплексе  практически не растет. У России положение еще более драматическое, так как этот показатель у нас существенно ниже, чем в развитых экономиках. А потому нам таких машин надо и больше, и они должны быть самыми передовыми.

А как обстоят дела в реальности? Отечественная статистика по этим отраслям сводных показателей не предоставляет. Поэтому, по словам Андрея Комова, председателя комитета по специальной и строительной техники Ассоциации европейского бизнеса, полученные цифры – результат анализа российского рынка этой организации. В 2018 году произошло замедление роста в целом выпуска такой техники с 50% до 31%. Причем, у российских предприятий падение оказалось с 36% до 12%. Одна из основных причин этого тренда – введение утилизационного сбора.

Первый квартал 2019 года принес еще более скромные результаты, прирост производства составил 13%. И, как считает Андрей Комов, такие слабые темпы настораживают.

Да и в целом достигнутые результаты не слишком впечатляют. Несмотря на то, что в последние годы производство росло высокими темпами, общий объем выпуска  такой техники от максимальной величины составляет 75%.

По мнению  Андрея Комова, темпы роста в 13% никак не могут устраивать, нужен рывок, который позволил бы увеличить их, как минимум, в 2 раза. Ведь в России этой техники сильно не хватает, а ее должно быть больше, чем в Германии. Но пока мы сильно отстаем по ее количеству не только от ФРГ, но и от Великобритании. А ведь в этих странах с дорогами все благополучно, к примеру, немцы давно проложили по своей земле всю необходимую сеть автобанов. А нам трассы строить и строить. Да и  те, что есть, не всегда хорошего качества. В России 40% ДТП происходит по причине плохого дорожного полотна. И не удивительно, если у нас на 100 кв. м. территории приходится 6 м. трас с твердым покрытием. Поэтому рынок дорожных катков в России многократно должен превосходить аналогичный немецкий рынок. А он на много меньше. И так практически по всем видам машин.

Не в том возрасте

Но у нас не только недостаточно  дорожно-строительной техники, она еще во многом устаревшая. А без современного  дорожного оборудования, мы хороших дорог не построим, отмечает вице-президент Ассоциации «Спецавтопром» Юрий Шемчишин. Значит, надо его  закупать во все большем количестве. Но в 2019 году ассигнование на дорожное строительство сокращается, значит, и техники приобретут меньше. И это при среднем ее износе в 30%.

Сегодня самая главная задача на ближайшие годы – увеличение выпуска дорожной техники, считает  Юрий Шемчишин.  Положительную роль тут играет введение утилизационного сбора. С одной стороны он ударил по экспорту, в Россию перестали завозить старые машины, с другой – стимулирует отечественных производителей наращивать производство.

Но и тут далеко не все гладко. У нас зачастую делают так: завезут иностранную технику в разобранном состоянии, поставят на нее тут колеса и выдают за российскую продукцию. Понятно, что это не тот путь, по которому нужно идти отечественным производителям.

Тогда, каким же он должен быть? И почему сегодня не удается раскочегарить в России производство такой техники? Фундаментальных причин несколько. Это низкий уровень инвестиций в отрасль; мало новых разработок и моделей; недостаточный приток иностранного капитала, а с ним и технологий; слабое развитие сектора производства комплектующих изделий. База тут очень низкая.

Отдельная тема экспорта  дорожно-строительной техники. Он растет, но составляет небольшую долю от совокупного выпуска отрасли. Да и в основном поставки идут в развивающиеся страны.

Связано это с двумя основными причинами. Сегодня государство довольно активно субсидирует экспорт целого ряда отраслей. Но производство дорожно-строительной техники к ним не относится, пока помощь ей тут минимальна. И другая причина в том, что заказчики российского оборудования часто требует наличие в ней различных иностранных узлов и комплектующих. А это по разным причинам не всегда удается сделать.

Как полагает Всеволод Бабушкин, директор по стратегическому развитию концерна «Тракторные заводы», необходима разработка Стратегии развитию производства в стране  дорожно-строительной техники до 2030 года. Главный фактор роста выпуска  – это стабильность рынка. А так же введение принципа облуживания техники на всем протяжении ее жизненного цикла. Для этого целесообразно внедрение электронных паспортов для каждой машины, в которых бы отслеживалось все, что с ней происходит. И еще один важный пункт – борьба с контрафактом с помощью обязательной сертификации всех производимых и ввозимых изделий.

Как уверен Андрей Комов, перспективы для развития отрасли очень большие, возможности роста почти безграничны. Но чтобы они стали бы реальными, необходимо срочно принимать стимулирующие меры; нельзя их постоянно откладывать в долгий ящик.

Время перемен

Нашим главным торговым и деловым   партнером по выпуску  дорожно-строительной техники является Евросоюз. А как обстоят  дела в этой сфере в нем?

Риккардо Виаджи, Генеральный секретарь СЕСЕ отмечает, что  в целом по Европе наблюдается устойчивый рост производства   дорожно-строительной техники. Ежемесячный опрос ее производителей позволяет сделать вывод, что выпуск этой продукции находится на историческом максимуме. Причем, это отмечается не в некоторых странах, а по всему ЕС.

В Евросоюзе разрабатывается стратегия развития отрасли, ее цель – определение системы приоритетов. Это необходимо в связи с тем, что наступило время перемен. Внедряются новые технологии, старые бизнес-модели заменяются на новые, идет активный процесс цифровизации отрасли. В этой связи требуется  описание барьеров, ей  мешающих по всей производственной цепочки создания стоимости.

Для того, чтобы перемены шли гладко и быстро на уровне ЕС создан концерн, который приступит к работе уже осенью. Его задача - в налаживании  обмана информации между производителями для ускорения протекающих в отрасли  процессов.

О том, что  реально происходит в этом сегменте, можно проследить на примере одного из ведущих производителей дорожно-строительной техники – Италии.   Как рассказывает  Люка Нутарелли, Генеральный секретарь Ассоциации производителей строительного оборудования этой страны, перед предприятиями стоит постоянно задача по повышению качества продукции. Основные заводы по ее выпуску расположены на итальянском севере – наиболее развитом регионе. В 2018 году товарооборот отрасли достиг 7 млрд евро.

Последние годы выпуск продукции растет, за первый квартал 2019 года он вырос на 19%. Но это происходит на фоне глубочайшего кризиса, который разразился в 2008 году. Тогда внутренний рынок рухнул на 82%, иными словами почти целиком исчез. Однако отрасль выжила, закрылось всего две компании. Это стало возможным благодаря экспорту, причем, в значительной степени малогабаритного оборудования.

Как считают эксперты, отечественному производству дорожно-строительной техники нужна революция, большой рывок вперед. Идти эволюционным путем слишком долго, есть большая опасность застрять надолго в пути. Требуется прыжок сразу через несколько этапов, иначе наше отставание грозит стать вечным.

Владимир Гурвич

  

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Транспорт будущего скоро станет нашим настоящим

Российская строительная индустрия готовится к большому прыжку?

Строительство скоростной железной дороги Китай-Россия: участвуют все заинтересованные стороны, кроме Минстроя

Москва «поплыла»: захотят ли гости чемпионата мира прокатиться на воде

Что выбирает Европа: цементобетон vs асфальтобетон

Дороги в России: местным дорогам быть, если губернатор и мэр договорятся

Дороги: вообще-то успехов немного, но главное — есть к чему стремиться

Ударим цементобетоном по нашему бездорожью

Фабрика «Мажино»: инновации в дорожном строительстве


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Наверх