Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Лифтовому хозяйству в России 70 лет: без нужных кадров и недостаточной поддержки государства » Информационное агентство "Строительство"

Региональная версия ТАТАРСТАН Перейти на региональный сайт
  Москва +1 °C, снег.

Архив публикаций
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 фев 07:00Технологии

Лифтовому хозяйству в России 70 лет: без нужных кадров и недостаточной поддержки государства

Автор: Марк Горский

Сегодня в каждом новом доме есть по несколько лифтов, и это воспринимается как должное. Никто из жильцов даже не задумывается, что современная лифтовая индустрия – это сложная и многопрофильная отрасль.

Российской лифтовой индустрии исполнилось 70 лет. 1 марта 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов». Начиналось все на базе нескольких машиностроительных заводов. С тех пор многое изменилось, если в то время лифты были довольно большой редкостью в домах, то сейчас обычно в каждом из них их по несколько штук. Да и сама отрасль сильно изменилось с той исторической даты.

В лифте ездят все

Если устроить мини-викторину на тему, какой транспорт имеет самый большой пассажиропоток, то ответы будут разные. Но можно сказать почти с полной уверенностью, что среди лидеров лифт не будет фигурировать. А между тем именно на подъемниках больше всего перемещается людей, только по России до 100 млн человек в день. Лифты одной только компании Мослифт перевозят ежедневно 15 млн пассажиров.

Сегодня в жилом секторе России насчитывается свыше 430 тысяч лифтов. Это крайне востребованный вид транспорта, без которого невозможно высотное строительство. Но, как и любой механизм, он стареет, ломается, становится ненадежным – в общем требует либо ремонта, либо замены. В стране 110 тысяч подъемников, которые отработали свой срок службы – свыше 25 лет. По данным Национального лифтового союза, ежегодно вырабатывают срок эксплуатации 10 тысяч лифтов.

А вот темпы замены лифтов сегодня недостаточные. Поэтому их планируется ускорить. Согласно планам Минстроя, 30 тысяч лифтов в год предполагается менять после 2020 года. В 2018 году эта цифра примерно 15 тысяч подъемников. Для реализации этого амбициозного проекта необходимо финансирование в размере 221 млрд рублей.

Без помощи государства будет сложно обойтись. Расчеты показывают: для замены лифтов региональным операторам капремонта необходимо направлять на эти цели 20-30% всех собираемых средств. С учетом среднего взноса в размере 6,78 рубля за 1 кв. м и средней стоимости лифта в 2 млн рублей жители четырехподъездного девятиэтажного дома площадью 9 тысяч кв. м накопят на новый лифт лишь за 10 лет. Это при условии, что все деньги за капремонт будут идти только на эти цели, что абсолютно нереально.

Лифт удобно, но и опасно

Безусловно, лифт самый популярный вид транспорта, но одновременно и достаточно опасный. Ежегодно десятки людей получают травмы и погибают при пользовании им. По данным Национального лифтового союза (НФС) в 2016 году было 73, в 2017 году – 70, в 2018 году – 60 пострадавших. Анализ аварий на лифтах за последние 5 лет показал, что в 70% случаев их причиной стал низкий уровень профессиональной подготовки персонала лифтовых предприятий.

Безопасность лифтов напрямую зависит от их эксплуатации. Не случайно первое такое правило было принято еще в 1923 году, когда самих подъемников в стране было «кот наплакал».

Первый вице-президент НЛС Алексей Захаров считает, что предупреждать трагические инциденты можно в том случае, когда действует система профилактики. Если после каждого такого события проводится всестороннее расследование, делаются выводы; это позволяет снижать количество таких происшествий. Такая практика дает результаты, ежегодно в стране увеличивается количество действующих лифтов, только в 2018 году введено в эксплуатацию 41200 штук, при этом наметился тренд на снижение травматизма.

Однако в целом положение с безопасностью трудно назвать удовлетворительным. Анализ показывает, что 90% несчастий вызваны нарушением правил эксплуатации лифтов, а это уже напрямую связано с человеческим фактором. Сегодня самым важным вопросом в лифтовом хозяйстве в стране является налаживание системы надзора над ним и подготовка персонала.

Рухнуло все

Как признает заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Владимир Чернышев, в России с 2011 по 2013 год практически полностью отсутствовал надзор за лифтовом хозяйством. Тогда решили внедрить европейскую практику, когда сам бизнес несет ответственность за безопасность лифтов. Не получилось, произошло повсеместное снижение требований к монтажу и эксплуатации подъемных механизмов, произошел отток профессионалов из отрасли. Зато появились сомнительные фирмы-однодневки, которые не обеспечивали нужного качества работ. Снизились требования и к персоналу, компании сами определяли, кого брать на работу, зачастую не обращая внимания на квалификацию своих сотрудников.

Как констатирует Владимир Чернышев, тогда рухнуло все. Было решено разработать профессиональные стандарты для отрасли. За прошедшее время сделано немало, разработан целый ряд документов, хотя осталось принять еще их некоторое количество. Возможно, это уже случится в 2019 году.

Но разработать профстандарты – это только часть дела. Как признается первый заместитель генерального директора АНО «НАРК» Юлия Смирнова, не менее трудно проходит процесс их внедрения. Многие работодатели не желают принимать во внимание эти документы при приеме на работу сотрудников.

Не только исправный, но и чистый

Сегодня лифтовое хозяйство страны сильно страдает из-за нехватки квалифицированных специалистов. Их же мало от того, что нет реальной системы подготовки кадров. Вице-президент НЛС Сергей Прокофьев говорит прямо: многие учебные центры вместо обучения просто торгуют дипломами.

Как рассказывает – генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян, однажды он решил изучить этот вопрос, отправил инспекцию в один из учебных центров, где должна была обучаться группа сотрудников предприятий. Но их там просто не оказалось, несмотря на заплаченные деньги, никакого обучения не велось. Пример хотя и единичный, но характерный.

Подобная профанация возможна в силу того, что не существует аккредитации ни образовательных учреждений, ни соответствующих программ. Каждый такой учебный центр сам решает, чему и как учить, а в результате квалифицированных специалистов сильно не хватает. Это не означает, что совсем не существует учебных комбинатов, где дают реальную подготовку. Они есть, но в гораздо меньшем количестве, чем требуется отрасли.

В 2017 году средний возраст механика по лифтам в Москве и Московской области составлял 50 с лишним лет, сейчас он сократился до 42,3 года. Но, как констатирует Вартан Авакян, несмотря на определенное омоложение, качество специалистов не улучшилось. А механик в лифтовом хозяйстве – главная действующая персона.

Это острейшая проблема. Высокие технологии завоевывают и лифтостроение, современные лифты требуют совсем другого уровня обслуживания, а, следовательно, и квалификации персонала.

К тому же требования пассажиров лифтов постоянно растут. Как говорит руководитель «Мослифта», количество неработающих лифтов снижается, а количество звонков от населения об их состоянии растет. Люди звонят, если в кабинке разбито зеркало, если в ней не чисто – они не желают ездить в грязи. Эта та новая реальность, с которой необходимо считаться.

Марк Горский

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Почему технологический прогресс плохо проникает в нынешнюю среду застройщиков. Мнение эксперта Татьяны Полиди.

Умный город – не городок с умными людьми, это иное качество всего, что нас окружает

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?

Строительная «формула любви»… к выгоде

Очень по-нашему: хотели как лучше, создав чудо-материал, но на этом чудеса кончаются

Производство профильных систем KBE: инновации и контроль качества

Риелторам на заметку: вас скоро может не быть

Не затянулось ли наше знакомство с BIM-технологиями?

Какой радиатор манит, да не греет

Насосное оборудование: за брендами первого ряда идут другие и тоже не наши




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх