Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Изыскание: состояние чудовищное, а министерство строительства мер не принимает » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +4 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
19 июл 07:00Власть

Изыскание: состояние чудовищное, а министерство строительства мер не принимает

богданов  Изыскание: состояние чудовищное, а министерство строительства мер не принимает

Критический взгляд на существующее состояние дел всегда очень полезен, даже в том случае, если многие высказывания носят полемический характер. Но это всегда лучше, чем бездумное согласие  с вышестоящим  мнением. Именно таким собеседником оказался Михаил Богданов, генеральный директор  "Института геотехники и инженерных изысканий в строительстве" (ООО "ИГИИС").   Мы будет только рады, если это интервью вызовет отклики у наших читателей. *    

- Давайте что называется, начнем сначала. Расскажите немного о своем институте, об его численности, о задачах, которые решают ваши сотрудники?

- Численность института 400 человек.   В 2014 году наш коллектив был по сути дела разгромлен прежним руководством Минстроя. Те, кто хотели продолжать свою деятельность со мной, последовали за мной. Сейчас это уже не государственная, а частная организация, но выполняющая те же самые функции. Вопрос не в форме собственности, а в уровне профессиональных навыков, мы можем делать то, чего не могут делать другие. Если мы решаем поставленные заказчиком задачи, то есть ли разница, кто  их выполняет.

 

- Свое дело организовать всегда не просто. Вам это удалось, каким образом?

- Больших сложностей не возникло. Были небольшие инвестиции, а дальше все пошло как бы само собой. Когда у нас был статус государственной организации, нам все равно никто не помогал, мы существовали на полном хозрасчете.  Когда меня увольняли с прежнего места работы,  те, кто это делали, полагали, что поставят на мое место другого человека и деньги потекут полноводной рекой. Но оказалось, что для этого нужно обладать профессиональной компетенцией. С моей точки зрения все это свидетельство огромного непрофессионализма в органах  власти.  На сегодня это основная проблема страны,   у нас решения принимают люди, которые не знают той сферы, в которой работают.

- Давайте поговорим, как раз, на профессиональные темы. По вашему мнению, какая ситуация складывается в изыскании в строительной отрасли и какую политику в этом вопросе проводит профильное министерство?

- Состояние чудовищное, а  профильному министерству до этой сферы нет дела. Там играют в свои игры и не слушают профессионалов. Взамен создают псевдо профессиональные сообщества. Когда бывший министр в течение 3 лет обещает, что будет что-то сделано, а ничего не делается, то о чем говорить. Сотрудники министерства, которые курируют строительную сферу, на мой взгляд, отличаются чудовищным непрофессионализмом в сочетании с чудовищным упрямством.

- Во многих странах строительством руководят совсем не строители, но это не мешает успешно развиваться этой сфере. А почему у нас так не получается?

- Объяснение в том, что наше государство по своей сути является феодальным. Каждый начальник назначает своего вассала, то есть другого начальника. Эта цепочка  распространилась уже до уровней начальников отделов профильных институтов. Если сам министр не профессионал, но под ним – все профессионалы, проблем не возникает. А если  профессионалов нет по всей линии, то дело плохо. У нас действуют два главных негативных фактора:   непрофессионализм и воровство. Когда возникает их сочетание, то и появляется тот ужас, который мы наблюдаем в строительстве. При нынешнем положении дел у отрасли нет будущего, если она будет выживать, то не благодаря государству, а вопреки ему. Единственная разумная мера со стороны властей за последнее  время – субсидирование ставки по ипотеке. Но этого недостаточно.  Если построен дом, который заведомо развалится при землетрясении, то зачем нужно такое строение?

- Некоторые эксперты вообще предлагают упразднить министерство, а его полномочия передать институту саморегулирования, доработав для этой цели законодательство.

- Сегодня   саморегулирование – это воровской бизнес, это  воровство в законе. Якобы  профессиональное сообщество, а на самом деле бывшие чиновники «оседлали» эту тему и сосут деньги со строителей.  Там нет саморегулирования, а есть вранье под таким названием. Большое вранье. На самом деле саморегулирование регулируется государством. Национальные объединения СРО, на мой взгляд, полностью управляются руководителями министерства. Есть такой термин в политике – марионеточное государство, а у нас марионеточное саморегулирование. Чтобы оно эффективно функционировало, им должны заниматься те, кто реально в нем работают, а не бывшие начальники разных госконтор.  

- Но вы тоже возглавляете СРО…

- Я возглавляю самую большую СРО среди изыскателей. Редкая особенность  нашей организации – у нас не воруют.  Хотя  воровать легко. У нас КФ свыше 500 млн рублей.  Они лежат на спецсчете в банке. Уверяю, договориться с банками всегда можно. Такие предложения в том числе поступали мне. Я отказался. Вскоре банка не стало, у него отобрали лицензию.   Что сейчас происходит в  саморегулирование? Часть старых СРО закрываются, взамен открываются новые, туда  перегоняются деньги. При этом уже 30-40 млрд руб. потеряно в этом воровском саморегулируемом бизнесе.  

- С вашей точки зрения, есть ли перспектива для саморегулирования России. Вот сейчас готовятся очередные поправки в базовый закон…

- Все зависит от людей – это ключевой фактор.  Одного большого режиссера спросили о постановке спектакля: что важней – форма или содержание? Он ответил: ни то ни другое. Важно то, кто все это делает. Если будет все так, как сейчас, то  саморегулирование не имеет шансов. Надо, чтобы им занимались профессионалы.    

- Вернемся к инженерным изысканиям. Достаточно ли отрасль оснащена необходимым оборудованием, технологиями?

- Когда на рынок выходят много непрофессионалов, цены резко падают на их услуги. Сегодня техническая база ужасная, многие вездеходы работают по 30 лет. 80% изысканий в стране – это липа. Реально их никто не делает, а просто рисуют.  Приведу из газет пример негативных последствий – Крымский мост. Каким образом возникло его удорожание на 3 млрд руб? В газетах сообщают - низкое качество инженерных изысканий. И такое повсеместно.  Инженерные изыскания в строительстве -  это то место, где воруют, где обманывают, где платят черную зарплату. В общем, невеселая картина.

- Есть ли выход из нынешней ситуации?

- Когда принимаются административные решения, которые не могут нормально выполняться, они и не выполняются, даже при наличии необходимых законов.  Навести порядок в этой сфере – вопрос политической воли.   Хорошо помню, как еще в 2008 году на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, обсуждали вопрос саморегулирования в изыскании. Все боялись слова сказать. Тогда я один, не чиновник, заявил, что эта система в таком виде не будет работать. Так оно и вышло.  Саморегулирование стало кормушкой для уволенных чиновников с огромными зарплатами.   Нужно два ключевых фактора: правильное построение самой системы   саморегулирования и наличие в ней приличных, честных людей. Если принять правило: человек не может стать руководителем СРО без практической работы по профилю не менее 15 лет, все эти чиновники на эти должности не попадут. Во всем мире установлен схожий порядок.  Если нет изначальной задачи - выстроить воровскую систему саморегулирования, то все это можно сделать.

 

- Сегодня все дружно жалуются на подготовку специалистов после институтов. Что в них происходит? Или как сказал один архитектор: в наших вузах давно надо проветрить помещения.  

- Когда я заканчивал МГУ, мечтой всех было остаться там.  Это было престижно. Сейчас у выпускников такого желания не возникает. Среди преподавательского состава возник провал в поколениях. Нужно изменить формат подготовки кадров. Но обязательно требуется системный подход, все рассматривать в комплексе. Если  только заняться какой частью проблемы, пользы не будет.  Нужно изменить всю систему управления строительной отрасли. И снова мы упираемся в  то же самое: в профессионализм и порядочность.

- Сегодня вокруг ГИС ЦС идет горячая полемика. А пригодна ли эта система для сектора инженерных изысканий?

- В таком виде, как она создается, нет. Когда я говорил человеку, который отвечает за создание системы, что  ГИС ЦС работать не будет, то получил ответ: этот вопрос не обсуждается, это указание свыше. Когда мы за свои деньги делали справочники цен, приносили их в министерство, нас оттуда просто отфутболили. У нас чиновники не  обсуждают указания начальства.  А это очень плохо. Если поступил приказ, его уже никто не анализирует, а просто выполняют. И последствия этого никого не волнуют.  Прозрачное ценообразование не ликвидирует воровство, возможности для него все равно останутся. 

- Фишка последних лет – техническое нормирование. Создано множество технических комитетов, они ведут активную работу. А есть ли результаты их деятельности,  как в целом обстоят дела с технормированием?

- Процесс  технического нормирования сегодня – это еще один способ, чтобы чиновники   могли все контролировать. Хотя их профессионализма не хватает  для такой деятельности. Меня приводит в ужас их стремление утверждать в ТК все строительные нормативы. Увы, тут все, как и везде.

Беседовал Александр Гусев

*От редакции: интервью состоялось в марте с.г. и по техническим причинам публикуется только сейчас.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Николай Кошман (Президент АСР): новому руководству Минстроя придется разгребать старые завалы и вернуть стройиндустрию…

Чиновники снова решили заняться саморегулированием, но, возможно, лучше бы они этого бы не делали

Страна не готова к кадастровой реформе, но это не мешает ее проводить

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: о реновации, рыночных отношениях и градпланировании

Хамит Мавлияров: турбулентность в ценообразовании заканчивается

Кадастровое законодательство: приняли «прогрессивный» закон и получаем его бурную корректировку

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Приятного аппетита
Наверх