Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +3 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
12 ноя 07:00Власть

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся

 

Научно-технический прогресс в любой отрасли сильно зависит от той планки, которую устанавливает действующая в ней нормативная база.

Строительная отрасль испытывает острую нужду в современной нормативной базе. Ее отсутствие весь последний период серьезно тормозило технический прогресс в этой сфере. Сегодня положение меняется, однако говорить о том, что сделано все, преждевременно. О том, на каком этапе находится нормирование в строительстве, мы беседуем с директором федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Дмитрием Михеевым.

  

– Дмитрий Владимирович, в мае месяце на съезде саморегулируемых организаций в строительстве руководитель Минстроя Владимир Якушев отметил, что у нас существует чрезмерная занормированность отрасли. На самом  деле это так?

В выступлении министра акцент был поставлен скорее на то, что необходимо разрабатывать нормы, стандарты, правила, соответствующие сегодняшнему дню. Сам фонд норм и стандартов у нас достаточный для отрасли. Другой вопрос, что не все документы актуальны. Именно в этом смысл слов министра: необходимо актуализировать тот массив документов, который отвечал бы запросам и ожиданиям потребителей.


Дмитрий Михеев: «Сегодня существуют материалы и технические решения, на которые в России отсутствуют нормы или стандарты. Каким образом обеспечить их допуск на стройку? В этом случае включается механизм оценки технической пригодности материала или технического решения».


– Очень многие представители строительного бизнеса говорят о том, что нормы запаздывают. Почему это происходит?

– Вообще само наличие нормы облегчает жизнь и застройщику, и инвестору, и городским властям, которые принимают объект в эксплуатацию. Норма – это как дорожная карта для всех участников строительного процесса на всех стадиях жизненного цикла. Ее отсутствие требует поиска решения обеспечения безопасности объекта в соответствии с ожиданиями потребителя. Разработка специального технического условия – СТУ, индивидуального технического акта ведет к удорожанию строительства. Это формирование доказательной базы для эксперта, который будет оценивать проектно-сметную документацию, ее достоверность, безопасность в отсутствие норм и стандартов. Проектировщик должен доказать, что этот объект будет соответствовать требованиям технического регламента.

Сегодня существуют материалы и технические решения, на которые в России отсутствуют нормы или стандарты. Каким образом обеспечить их допуск на стройку? В этом случае включается механизм оценки технической пригодности материала или технического решения.


Дмитрий Михеев: «…индивидуальные технические решения нельзя рассматривать как альтернативу. Их можно рассматривать как возможность в короткий период принять решение о строительстве того или иного объекта в отсутствии норм и стандартов. Но если появляется норма или стандарт, то эти индивидуальные технические решения становятся ненужными – проектировщик пользуется уже разработанными техническими параметрами».


– В каждом конкретном случае?

– В каждом конкретном случае. А индивидуальные решения всегда дороже, чем решения публичные. Свод правил или национальные стандарты – это публичные документы, в которых уже описаны процессы, определены предельные состояния: каким образом необходимо проектировать, осуществлять монтаж, эксплуатацию и так далее. Поэтому индивидуальные технические решения нельзя рассматривать как альтернативу. Их можно рассматривать как возможность в короткий период принять решение о строительстве того или иного объекта в отсутствии норм и стандартов. Но если появляется норма или стандарт, то эти индивидуальные технические решения становятся ненужными – проектировщик пользуется уже разработанными техническими параметрами.


Дмитрий Михеев: «Хочу подчеркнуть, что стандартов для умной инфраструктуры и для умных городов еще два года назад в России вообще не существовало. Сегодня зарубежные эксперты (члены 268 TC ISO) говорят, что Москва уже имеет право войти в ТОП-8 стран с развивающимися технологиями обустройства умного города. Мы уже имеем начальную базу для внедрения BIM технологий из Сводов правил и национальных ГОСТов».


– Владимир Якушев заявил, что стандарты умных городов будут разработаны Минстроем до 2019 года. Возникает вопрос – сегодня такой стандарт один, а через 10 лет технологии изменились и то, что было умным, уже будет не очень умным. Стандарты будут постоянно совершенствоваться?

– Именно так. Определен порядок, что не реже, чем раз в 5 лет норма должна пересматриваться. Для стандартов таких динамично развивающихся отраслей, как строительство, актуализация происходит достаточно регулярно. Особенно по тем стандартам, востребованность которых для проектировщиков абсолютно очевидна, например, на инженерное оборудование. Такие стандарты должны подвергаться изменениям и пересмотру чаще, чем раз в 5 лет. Свои сроки будет диктовать рынок.

Хочу подчеркнуть, что стандартов для умной инфраструктуры и для умных городов еще два года назад в России вообще не существовало. А сегодня зарубежные эксперты (члены 268 TC ISO) говорят, что Москва уже имеет право войти в ТОП-8 стран с развивающимися технологиями обустройства умного города. Мы уже имеем начальную базу для внедрения BIM технологий из Сводов правил и национальных ГОСТов. Это современные стандарты, которые гармонизированы со стандартами ИСО. Имеются также 4 свода правил на процессы, касающиеся исключительно информационного моделирования. В 2018 году будет разработано еще 4 стандарта с терминами и процессами обмена информацией, определяющими аутентичность города. А в 2019-2020 годах добавится следующий необходимый пул стандартов.

Но, чтобы сегодня можно было обсуждать сформированную нормативную базу по BIM-технологиям, надо было начать работу над ней 4-5 лет назад. В 2014 году было инициировано восстановление участия отрасли в Международной организации по стандартизации (ИСО) по направлению строительство. В прошлом году ИСО исполнилось 70 лет со дня создания, и Советский Союз был одним из ее учредителей. До 1993 года работа в рамках организации, пусть и эпизодическая, шла, но в течение следующих 20 лет контакты были утрачены. Четыре года назад мы получили подтверждение о восстановления прав России в генеральной директории ИСО и возможность заявлять позицию российских специалистов по проектам международных стандартов.


Дмитрий Михеев: «В нашей стране при строительстве, эксплуатации объектов недвижимости, безусловно, существуют проблемы. Поэтому внедрение BIM на государственном уровне – взвешенное решение для улучшения экономических показателей отрасли».


– Майская конференция ИСО как раз стала подтверждением нашего участия.

– Решение о проведении майской и октябрьской сессий комитетов ИСО в России было заложено еще 3 года назад, когда наша отрасль добилась этого права. Впервые за несколько десятилетий заседание одного из самых авторитетного технических комитетов по бетону и железобетону (TC 71 ISO) прошло в Москве. Важность этого события станет понятной, если знать, что этот ТК организован еще при создании Международной организации по стандартизации. Впервые мировые эксперты строительной науки по бетону, железобетону собрались в Москве для обсуждения своих проблем. В октябре в Москве собрались мировые эксперты по устойчивому развитию городов.

– Если мне память не изменяет, то 32 страны активно работают с BIM технологиями. В семи из них это принято на уровне государства, и является обязательным. А вот такая страна как Германия пока еще не приняла на государственном уровне решение работать только по BIM. Мы стремимся ее опередить. Зачем?

– Дело вообще не в том, чтобы кого-то опередить. Внедрение технологии информационного моделирования в строительстве на государственном уровне – это скорее реакция на проблемы в строительной отрасли. Можно сказать, что BIM – новый подход к организации процессов в отрасли, позволяющий качественно организовать создание, обмен, обработку и хранение информации по строительным объектам от создания концепта через весь жизненный цикл до сноса. Это позволяет создавать объекты по заданным заказчиком параметрам с применением эффективных проектных решений, снижает транзакционные издержки инвестиционно-строительного проекта, увеличивает производительность труда, делает строительную отрасль более эффективной.

В нашей стране при строительстве, эксплуатации объектов недвижимости, безусловно, существуют проблемы. Поэтому внедрение BIM на государственном уровне – взвешенное решение для улучшения экономических показателей отрасли.

Участие государства по внедрению BIM необходимо – это важное условие для того, чтобы данная технология стартовала и развивалась системно и качественно. Каждая из стран начинает внедрение BIM как обязательного элемента строительства и проектирования именно на государственных объектах. Как правило, определяются социальные объекты, на которых отрабатываются эти технологии, далее они стандартизируются и затем на основе актуальной нормативно-технической базы осуществляется переход на использование BIM-технологий. Не менее важно участие государства в оценке технических и решений, и материалоемкости, а, следовательно, цены объекта, которое спроектировано в BIM независимо от того, каким программным обеспечением пользовался застройщик.

Производители строительных материалов иногда высказывают такую мысль, что рыночные отношения в строительной сфере позволяют им самим определять какую трубу положить, допустим, для воды: пластик, углепластик, металл или чугун. Естественно, все выбирают что подешевле, и все это подходит под стандарты. Но пластиковая труба – это 15-20 лет эксплуатации, а чугунная – 150 лет. Не придем ли мы к тому, что какие-то стандарты нужно отменить или все же оставить на откуп рынку?

– Зарубежный и отечественный опыт нормирования относит эти вопросы к сфере урегулирования интересов между заказчиком (инвестором) и проектировщиком. Заказчик определяет те лимиты, которые ему доступны, а проектировщик определяется с техническим решением и выбором материалов. Важный аспект в этом процессе – обеспечение безопасности.

– Скажите, пожалуйста, представители каких стран входят в состав ТК 268/ISO, из России там кто-то есть?

– Российские представители есть в рабочих группах ТК 268 – более 20 наших специалистов работают по разным направлениям: умная инфраструктура, умный город, индикаторы развития городов, анатомия города. Кроме того, есть отдельный подкомитет ИСО по терминологии в строительстве, который возглавляет представитель Федерального центра нормирования Андрей Харитонов.

Мы инициировали вопрос о том, что русский язык должен стать одним из используемых на практике официальных языков при разработке международных стандартов по строительству. Только что в Пекине на пленарном совещании подкомитета ИСО/ТК59 «Здания и сооружения», принята резолюция о начале работ по пересмотру стандарта ИСО 6707-1:2017 «Здания и сооружения – Словарь – Часть 1: Основные термины» и дополнением его русской версией.


Дмитрий Михеев: «Если раньше именно градостроители определяли, насколько будет комфортно жить в проектируемом городе, доме, то сегодня с приходом в нашу жизнь «цифры» их роль размывается активным участием в организации пространств представителями других отраслей. И этот тренд наблюдается во всем мире».


– Правильность перевода – очень важный вопрос?

– Исключительно важный. Когда «цифра» внедрилась в нашу жизнь, в том числе в строительство, мы подошли к такому этапу, когда уже не только градостроитель определяет организацию пространства, а еще и те отрасли, которые накопили «умный» потенциал. Допустим, транспорт внедряет технологии беспилотных перевозок. Во всех крупных мегаполисах вы это видите – часто легкое метро обслуживается без машинистов, без участия человека. Уже идет речь об эксплуатации домов на основе автоматизации процессов, то есть через единого оператора и так далее. Пока мы с вами рассуждаем о том, не торопимся ли мы, развитие идет дальше. Свои подходы по организации пространственного развития предлагают не обязательно представители строительной отрасли, а например, энергетики. Здесь накоплено колоссальное количество компетенций по энергетическому развитию – без энергии нет пространства, комфортного для человека. Все взаимосвязано. Строительство – это мультикомплекс, аккумулирующий в себе возможности других отраслей экономики.

Если раньше именно градостроители определяли, насколько будет комфортно жить в проектируемом городе, доме, то сегодня с приходом в нашу жизнь «цифры» их роль размывается активным участием в организации пространств представителями других отраслей. Этот тренд наблюдается во всем мире. Поэтому параллельно с BIM-технологиями набирают силу СIМ-технологии – первое слово не «билдинг», а «сити». Именно на стадии разработки плана города, квартала, района закладывается городская среда. Умный дом или квартал – это еще не умный город. Кто будет определять тенденции развития городов? ТК 268/ИСО – одно из таких мест. Здесь экспертируются новые подходы, определяется индикативное развитие городов, стандартизация апробированных решений.

– Буквально несколько лет назад стоял вопрос, что нужно ввести в регионах должность главного архитектора. Потом начали говорить, что нам больше нужен градостроитель, чем архитектор. Теперь получается, что у губернатора должен быть специалист, который аккумулирует в себе сразу несколько компетенций: градостроительство, архитектуру, внедрение цифровых технологий?

– Таких специалистов надо готовить. В рамках сессии ИСО участвовало порядка 60 студентов столичных вузов, которые обучаются строительным наукам и смежным специальностям. Они слушают дискуссии, узнают современные тенденции, подходы, решения, которые сегодня в мире есть. Молодым людям важно показать, как развивается строительная наука, проектирование, процесс достижения баланса безопасности и комфортности, как организовывается пространство. Разные опыты, разные технологии в разных странах, но в целом – очень много общего, потому что за внедрением BIM технологий везде стояло государство. Оно задает тренд. При подготовке специалистов надо особое внимание уделять программам по взаимоувязке опыта практиков и разработчиков норм и правил. Обычно разработчиками норм становятся проектировщики, ведь именно они являются главными пользователями норм.

Перед регулятором сегодня стоит задача объединить эти процессы, попробовать интегрировать компетенции смежных отраслей в строительной сфере на всех стадиях жизненного цикла здания и сооружения.

Беседовал Александр Гусев

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Министр Финляндии Киммо Тииликайнен о силе архитектора, разрешении на строительство, коррупции, ВIM и …

Если мы восемь лет не можем принять один ТР, то, что мы тогда можем?

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Николай Кошман (Президент АСР): новому руководству Минстроя придется разгребать старые завалы и вернуть стройиндустрию…

В саморегулировании произошел естественный отбор

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

В сфере нормативного регулирования строительство становится развитой отраслью, а нормативная база уже не база, а целая система

Хамит Мавлияров: Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей

Хамит Мавлияров: турбулентность в ценообразовании заканчивается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
По уровню все в порядке
Наверх