Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Новая модель строительства жилья: серьезные вызовы и большие перспективы » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +14 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
22 май 03:00Власть

Новая модель строительства жилья: серьезные вызовы и большие перспективы

 

Виталий Мутко, вице-премьер Правительство РФ

В последние несколько лет, особенно предыдущий год, вклад в ВВП РФ строительной отрасли достиг 6%, в прошлом году только инвестиций было около 8 трлн рублей. Несмотря на все экономические сложности можно констатировать, что за последние шесть лет строительная индустрия решила многие экономические проблемы нашей страны. Реализованы инфраструктурные крупные проекты: это Олимпийский Сочи, Чемпионат мира по футболу, когда 600 объектов построили, это и объекты Зимней универсиады в Красноярске, которые были сданы вовремя. Были сооружены такие знаковые объекты, как Керченский мост, в декабре 2019 года будет введена его железнодорожная часть, первый пусковой комплекс космодрома «Восточный», центральное транспортное московское кольцо, объекты нефтегазового комплекса. Поэтому сегодня можем говорить о том, что в промышленном и магистральном сегменте строительная отрасль очень эффективно себя показала.

Пять лет подряд в современной России жилья строится больше, чем в рекордном 1987 году. По итогам 2018 года мы ввели 1 миллион квартир, 230 тысяч жилых домов. И хотя в 2018 году темпы несколько снизились, и, может быть, несколько лет они снижаются, вместе с тем надо отметить, что это очень большие показатели. А если взять ту модель строительства, благодаря к которой к 2014 году было построено почти 440 млн кв. м. жилой площади, это очень серьёзные цифры.

Сейчас мы начинаем реализовывать новый масштабный национальный проект «Жилье и городская среда». Стоит общая задача помочь миллионам семей улучшить жилищные условия. В ее решении мы рассчитываем и на вклад индивидуального жилищного строительства. Мы хотели бы вместе со строителями поработать над таким важным делом, как проект поддержки индивидуального жилищного строительства в качестве отдельной серьёзной программы. Недавно правительство приняло решение о продлении дачной амнистии до 1 марта следующего года. В этот период надо разработать программу индивидуального жилищного строительства и запустить её в качественном виде, решив вопрос об обеспечении спроса, подготовки территорий, инженерной инфраструктуры.

Строительная отрасль сегодня – это единственная производственная сфера, где работает институт саморегулирования. Чтобы сделать его ещё более эффективным, была проведена реформа этого института, внедрен региональный принцип формирования СРО. Встает вопрос, правильно ли это было сделано? Вместе с тем надо отметить, что существенно расширили функцию СРО, ввели дополнительные инструменты контроля строителей, усилили требования формирования средств компенсационных фондов. Сколько было насчет них разговоров о том, что эти средства собирались и непонятно куда потом исчезали. Благодаря принятым мерам по обеспечению сохранности фондов их размеры практически восстановлены и составляют почти 90 млрд рублей. Естественно, надо бережно к ним относиться.

Сейчас много различных предложений, куда бы направить эти деньги. Кто-то говорит: «Давайте обманутым дольщикам их отдадим». Мы исходим из того, что деньги, которые принадлежат строителям, должны направляться на те цели, на которые сегодня они собираются.

Саморегулирование обновилось и теперь может полноценно функционировать в интересах строителей, помогать справляться с вызовами, которые стоят перед отраслью. А у нее их очень много.

Мы с вами должны реально оценивать состояние отрасли. Мы видим и замедление темпов роста и что на государственные стройки выходит мало подрядчиков, мы видим и то давление на стройкомплекс, которое происходит. Такое ощущение, что оно просто увеличивается в разы. Не успеет закончиться какая-то стройка, как она сразу оказывается под мощным контролем.

Причин для этого достаточно много. Но вместе с тем надо исходить из того, что мы запускаем национальные проекты, их 12 на сумму свыше 25 трлн рублей. И около 50% так или иначе связано со строительством. Это инфраструктурные и социальные объекты, дороги – только план магистральной инфраструктуры под 7 трлн рублей. Это еще входы в крупных городах, скоростные магистрали. И все это будут строить строители. Наша задача все существующие вызовы и проблемы как можно быстрее устранить и сделать все, чтобы сегодня мы гордились отраслью, как это было всегда.

В основных направлениях социально-экономического развития государства стоит задача к 2024 году поднять до 7,5% долю строительной индустрии в ВВП. Для ее выполнения нужно увеличить объём инвестиций в основной капитал, поднять производительность труда, перейти на новые технологии, снизить давление бюрократии, перейти на цифровую модель управления отраслью, уйти от практики, когда за каждым разрешением надо куда-то заходить, когда навязывается много объектов, которые не вписываются в экономику того или иного проекта.

Одна из сложнейших задач – это переход с 1 июля 2019 года на новую модель строительства жилья. Это большой вызов. При этом нужно увеличивать темпы строительства. Чудес не бывает, спрос должен быть сбалансированным, за жилье люди должны платить. До сегодняшнего дня строители собирали деньги дольщиков по сути дела бесплатно. Это было выгодно и покупателям, и застройщикам. К сожалению, эта модель себя несколько изжила, потому что мы получили обманутых дольщиков. Когда их там было незначительное количество, с этим как-то можно было еще мириться. Но когда они появились в промышленном масштабе, то настало время что-то менять. В итоге мы переходим на новую модель финансирования строительства жилья, на так называемое проектное финансирование.

Это сложнейший переход. Ясно, что кредит в банке бесплатно никто не даст. Готова ли банковская система с точки зрения объёма денег, да и с точки зрения самой процедуры? Поэтому правительство приняло ряд решений по смягчению этого перехода, чтобы он был бы более плавным. Так, при готовности объектов до 30%, стройка может продолжаться по системе ДДУ. То есть компании получат возможность строить по старой схеме. Получат дополнительную поддержку те компании, которые комплексно осваивают территории при 15% готовности. Ряд системообразующих компаний тоже получат поддержку. Речь идет о застройщиках, у которых есть огромное количество жилья, и они закрывают несколько субъектов Российской Федерации.

Мы готовы дать полномочия любому субъекту Российской Федерации, который подпишет соглашение с Правительством России. В случае готовности региона обеспечивать финансовую защиту своих этих интересов предоставить ему полное право самостоятельно определить, какой строительной компании он будет давать такие возможности перехода, кому не будет давать.

Мы должны готовиться к переходу на новую модель. Для того, чтобы поддержать тех строителей, которые не способны будут получить банковское финансирование, будем развивать компетенцию нашего строительного банка Дом РФ. Мы его докапитализируем в этом году, и у него появится возможность предоставлять соответствующие гарантии по кредитам, если банки не станут финансировать строительство. Речь идет о тех застройщиках, которые не являются плохими, а просто не будут вписываться в некие критерии. Есть и другие механизмы поддержки, которые нам нужно будет доработать.

Вторая задача – это совершенствовать законодательство в государственной контрактной системе строительства. У нас 44-ФЗ начал сдерживать развитие экономики страны. Мы вроде бы с благими намерениями создали нынешнюю систему, а она сегодня начинает мешать. Потому что появилась целая система коррупционных схем, когда компании выигрывают конкурсы, а потом или их обжалуют, или шантажируют тех людей, которые выиграли эти процедуры.

Мы приняли ряд решений, в 44-ФЗ будут внесены изменения. Появится такое понятие, как предпрофессиональная аттестация. Мы также ограничим круг тех компаний, которые сегодня будут иметь возможность просто сидя на диване оспаривать эти конкурсы. Третье: если участник, который выиграл конкурс, откажется от реализации контракта, то тот, который был вторым, сразу автоматом без проведения второго конкурса получит право на подряд. В первом чтении закон в парламенте уже принят, сейчас мы работаем над вторым чтением.

Третье задача – это переход на ресурсный метод ценообразования. Мы решили перейти на ресурсный метод, заморозили индексно-базисный – в результате ни туда, ни сюда. Строители превратились в мишень для любой контролирующей организации. Если что-то сэкономил, надо вернуть в бюджет, а если что-то переплатил, значит, это проблемы подрядчика. Естественно, нужно с эти разбираться.

В ряде случаев у нас часто дублирующее госрегулирование в строительстве. Эти задачи мы будем решать в рамках плана по трансформации делового климата. Это и вопросы сокращения административных процедур в разных регионах. Их надо уменьшать, но надо понимать, что все люди определяют. Мы видим, как это происходит, занимаясь обманутыми дольщиками.

Надо вообще уходить от контактов с государственными служащими и переходить к электронной форме общения. В одном виде деятельности (продажа земли и недвижимости) перешли на электронную форму и в два раза увеличили доходы. Никто вообще ни с кем не общается, все только в электронной форме, для этого есть площадка, там можно решать все вопросы. Есть план трансформации делового климата, нужно еще раз к нему вернуться, посмотреть, чего там не хватает для строительной индустрии.

Строительство – единственная отрасль реального сектора экономики, которая имеет саморегулирование. Давайте сделаем его эффективным, уберем все ненужное для того, чтобы отрасль стала партнером государства. По сути дела, строители от его имени получили ряд серьёзных задач, которые нужно решить, чтобы потом нам не возвращать все назад, не превращать этот институт в формальность.

Задача – сделать очень серьёзную работу, чтобы институт саморегулирования стал бы надежным партнёром государства. Другой пример эффективного сотрудничества федеральной власти и Национального объединения – разработка стратегии развития строительной области до 2030 года. Это очень важный программный документ для строительного бизнеса, для органов власти, и я очень рад, что строительное сообщество активно включилось в эту работу, организованы проектные команды, налажен постоянный диалог. Мы готовы совместно доработать этот документ, вынести его на Правительство Российской Федерации. Перспектива серьезная, после его принятия уже не шарахаться, а знать, куда будет двигаться отрасль.

(Из выступления на 17 съезде НОСТРОЙ)

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Стратегия развития строительной отрасли, как способ выбраться из текучки

Итоги строительства 2018: как их оценивают В. Мутко, В. Якушев, С. Степашин и Ю. Росляк

Две беды Минстроя: с одной ведомство встречается регулярно, со второй встречаться не хочет и не знает, что с ней делать.

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся

Министр Финляндии Киммо Тииликайнен о силе архитектора, разрешении на строительство, коррупции, ВIM и …

Ценообразование в строительстве: почему бизнес не принимает ФГИС ЦС

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Николай Кошман (Президент АСР): новому руководству Минстроя придется разгребать старые завалы и вернуть стройиндустрию…

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх