Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Из какого материала сегодня можно строить дом, частный и многоквартирный. Мнение архитектора Алексея Кротова.
Когда мы выбираем материал для строительства, то далеко не всегда задумываемся о том, что тем самым определяем и судьбу здания
Кирпич - один из самых древних строительных материалов. Отношение сегодня к нему разное, от восторженного до скептического. Справедливо ли мнение, что в современном строительстве он отходит на второй план? Мы решили выяснить этот вопрос, что называется из первых рук. Вместе с известным российским архитектором Алексеем Кротовым наш корреспондент совершил поездку на кирпичный завод компании «БРАЕР». После нее и состоялась беседа, которую мы предлагаем вашему вниманию.
– Алексей Владимирович, поговорим о Вашем любимом материале – кирпиче. Тот кирпич, который мы увидели на заводе, на Ваш взгляд, можно его использовать в работе архитектора?
– Он достаточно высокого качества и выгодно отличается от наших изделий по цвету. Его цветовая гамма, сдержанная пастельных тонов, архитекторов в большей степени устраивает, чем та продукция, которая выпускается на наших старых заводах, цвета «абрикос». Кроме того, в ассортименте завода «БРАЕР» есть кирпич с декоративной фактурной поверхностью различной модификации, что дает архитектору большую свободу в выборе фасадных решений.
– Кирпичный фасад хорошего качества прослужит очень долго. На заводе говорят 200 лет, а практически сколько?
– Кирпич — очень долговечный материал. Если его правильно эксплуатировать, если свести к минимуму возможность замачивать стену в наших погодных условиях замораживания и оттаивания, то такая кирпичная стеновая поверхность может прослужить очень долго, и сто, и двести лет.
– Вы говорите, правильно использовать. Но это значит исключить попадание воды. А если косой дождик?
– Большое значение имеет правильно устроенная кровля. Насколько свесы и водоотведение грамотно сделаны. Если козырьки достаточные, от 70 сантиметров до метра, то это уже в большей степени исключает возможность попадания на стену косого дождя. А если и швы кирпичной кладки выполнены профессионально на растворе нужной марки, то и увлажнение стены от сырого атмосферного влияния такой стене нипочем. Дополнит картину грамотная облицовка цоколя, защищающая основание стены от влияния снега и дождевых потоков.
– На Ваш взгляд, сколько этажей можно возводить из кирпича?
– Можно строить дома до 10 этажей и выше, но если стены несущие, то в зданиях выше 9 эт. их основание будет 77 см и больше, т.е. стены такие толстые, что дом будет похож на склад кирпича. Дальнейшее увеличение этажности возможно только при применении внутреннего ж/б каркаса. Кроме того, наши требования энергоэффективности заставляют нас применять эффективный теплоизоляционный материал в наружных стенах, что снижает их несущую способность. Современная ж/б каркасно-пилонная схема позволяет уйти от несущих кирпичных стен и заменить их на самонесущие, но энергоэффективные. Кирпич — это очень тяжелый материал. Если же мы берем наружную стену как конструктивный элемент из кирпича, то при невысокой этажности, до 7 этажей, сама стена выдерживает нагрузку всего этого дома вместе с перекрытиями. Если перекрытия лежат на теле стены, и она выдерживает эту нагрузку, то здесь проблем никаких не возникает.
– Но на фундамент все равно же давит общая нагрузка.
– Фундамент всегда выдержит. Есть простые приемы как это сделать – использовать фундаментные подушки, увеличив площадь опирания. А вот самый тяжелый, самый сложный, самый дорогой элемент в доме - это наружная стена должна быть паропроницаема. Кирпич — исключительный материал в этом отношении, кирпичная стена дышит. Тот кирпич, который мы видели, многопустотный, когда блоки керамические выпускаются до полуметра длиной, они позволяют сделать наружную кирпичную стену во всей ее массе однородной, защитив ее лицевым слоем декоративного лицевого кирпича и исключив использование эффективного теплоизоляционного материала. А раз так, у нас отсутствует точка росы внутри стены. В наружной стене происходит естественная миграция влаги. Тем более, что лицевой слой кирпича по паропроницаемости не намного отличается от конструкционного, рядового кирпича.
– Можно ли использовать в деревнях такой кирпич? Сруб обложить и утеплить. Или утеплить, а потом обложить таким кирпичом. Как будет чувствовать себя дерево внутри этого кирпича?
– Дерево всегда будет себя хорошо чувствовать в силу того, что в нем миграция влаги происходит естественным образом. Там все очень просто. А вот с отдачей влаги наружу ситуация иная. Влага будет накапливаться в слое утеплителя, когда остужается наружный слой кирпичной облицовки. Значит, надо будет ее каким-то образом удалять. Поэтому разработаны специальные узлы, где на границе с цоколем в наружной кладке устраивают влаговыпускные трубки. Это важно, так как, если утеплитель намокает, он перестает быть утеплителем.
С другой стороны, в одноэтажном здании удержать стену в полкирпича не трудно, но придется соединять ее с брусом какими-то элементами, гибкими связями, которые обязательно надо защитить от коррозии. Эти гибкие связи должны быть хорошо оцинкованы, и не должны пострадать в процессе строительства. Их нельзя поцарапать, потому что в дальнейшем они могут коррозировать и разрушиться. Гибкие связи должны удерживать эту вертикальную стену от опрокидывания. Ее надо обязательно связать с конструктивной основой, с деревянным срубом.
– Многие говорят, что кирпич дорогой материал. Тот кирпич, что мы видели, он, наверное, тоже дороже, чем обычный, который у нас продают на строительных рынках. А можно сказать, на сколько процентов дороже стена, если она выполнена, или обложена, таким керамическим красивым кирпичом?
– Все зависит от того, что мы строим: индивидуальный жилой дом, или это многоэтажное жилое строительство. И какого класса? Это массовое жилищное строительство, это эконом-класс или бизнес-класс. Тут разные подходы.
– А если исходить из того, что нужно построить один раз надолго?
– Тогда имеет смысл применить те материалы, которые мы с вами видели. Потому что, в конечном итоге они прослужат значительно дольше. И они намного лучше того, что нам предлагает рынок в нижнем диапазоне стоимости.
– Температура обжига кирпича, который мы видели, - 1000 градусов, а обжиг шамотного кирпича, который используется при кладке русских печей примерно при той же температуре. У них кирпич тоже может держать температуру в 600 градусов, как в печке обычной. Или не целесообразно его использовать для таких целей?
– Мы с вами видели щелевой кирпич. А в печах используется полнотелый, шамотный кирпич. Он нагревается по всему телу. Его материал не позволяет разрушиться от температуры. Здешний щелевой кирпич совершенно недопустим в печах с высокой температурой. Да, его можно обжечь. Его постепенно сушат, нагревают и обжигают. Но его нельзя использовать для печей при высоких температурах. Даже для каминов - это уже проблемный материал, потому что он может разрушаться. Для печей лучше с ним дело не иметь, тут нужен нормальный печной полнотелый кирпич.
– Насколько я понимаю, каждый кирпич имеет определенную марку, морозостойкость. А какая морозостойкость кирпича, что мы видели с учетом того, что у нас в течение зимы температура постоянно прыгает?
– Морозостойкость порядка 100 циклов. У нас в течение зимы, даже в течение месяца процесс замораживания, оттаивания может каждый 2-3 дня происходить.
– Но что после этого происходит с кирпичом?
– Все зависит от влажности. Если мы кирпич намочим и начнем замораживать и оттаивать, он долго не прослужит. Поэтому и существуют такие вещи, как правильно сконструированная кровля, с нужными отвесами и водостоками, чтобы избежать замачивания стены. Вы, наверное, видели, в многоэтажных домах с наружным водостоком, когда разрушаются водостоки и стена в таких местах начинает мокнуть, там кирпич будет разрушаться быстрее. Вся стена нормальная, а там, где происходят протечки, идет быстрое разрушение стеновой поверхности.
– Еще хотел бы по цвету поговорить. На заводе нам сказали, что их кирпич практически не выцветает?
При производстве кирпича, который мы видели используются не органические, а минеральные пигменты на глубину до 10%. Если толщина кирпича 12 см, то величина цветного слоя 1 – 1,2 см.
– Что, и на солнце не выцветет?
– Да. Возможно, со временем, лет через 100 будет как-то меняться. Но любой строительный материал меняется. Потому что большое значение имеет атмосферное влияние и наличие пыли в порах.
- Этот кирпич теплоизоляционный, на него можно крепить различные навесные фасады. Но у меня возникает вопрос: значит нужно просверлить дырку, вставить туда дюбель, и на дюбель что-то повесить. Но в такой ситуации будет ли нарушаться теплоизоляционность материала?
– На одном квадратном метре много отверстий не просверлите. Это какой-то минимальный процент по отношению ко всей стене на небольшую глубину. И вся остальная стена, ее масса, сдержит эти неприятности в виде какой-то небольшой погрешности.
– В разговоре со мной Вы говорили о том, что раньше для церквей кирпич формовали и обжигали рядом с храмом. В современных условиях, наверное, это уже практически невозможно?
– Просто никто этим не пользуется. Во-первых, здесь технология рассчитана на почти что беспрерывное производство. А там оно было эпизодическим. Конечно, никаких заводов тогда не было. Все деревни были деревянные, и только один храм строился из кирпича. Его здесь же и производили. Карьеры были из глины. Брали хорошую глину, несколько лет выдерживали глиняный раствор, формовали кирпич в т.ч. и фасонный, выкапывали яму, обжигали в ней кирпич.
– Коттеджные поселки, которые строились еще лет 5 назад, зачастую из кирпича. Но в наших условиях архитектор или проектировщик может по ходу строительства заменить кирпич на более дешевый. И ему за это ничего не будет. Покупатель ведь мало чего понимает в кирпиче, ну, кирпич и кирпич?
– Дело в том, что сейчас на экономику объекта архитектор мало влияет. В основном влияют те, кто организует процесс строительства. А они выбирают материалы по ценовым характеристикам. А архитектор в этом случае пытается не ухудшить качество работы. Но на нашего брата почти не смотрят. Если это влияет на экономику объекта, то решение будет принято без нас.
– Я приведу один пример. У меня друзья живут в Греции. Они строили себе дом. Там нельзя построить частный дом, если его проект не утвердил местный архитектор?
– Все правильно. И у нас местная архитектура в муниципалитете или где-то в поселковых советах тоже существовала до некоторых пор. И архитектор смотрел на проекты, пытался как-то влиять на этот процесс. Но сейчас нас задвинули в дальний угол, и мы вообще ничего не можем сделать. По-хорошему, экономика объекта должна быть в руках архитектора, он разговаривает с заказчиком, и представляет ему ту или иную модель будущего здания. Заказчик соглашается с проектом, с теми материалами, которые предложены для того, чтобы получить на выходе определенные качества. И по идее архитектор должен смотреть на то, какие и какого качества материалы использовать и чем можно пожертвовать. А поскольку у нас сейчас отобрали эту возможность, то экономикой объекта мы не занимаемся. Мы лишь выполняем услугу по проектированию. Нам говорят, «примените вот эти материалы, потому что они стоят столько-то» И по другой ценовой политике мы построить не можем.
– Получается заколдованный круг. Заказчик не совсем владеет информацией. К нему приходит подрядчик и говорит: «Я тебе сейчас сделаю в 10 раз лучше, дешевле, чем если бы применялся кирпич, дом будет так же 150 лет стоять». Он в первую очередь смотрит экономическую составляющую. Получается, что люди в основном не очень продвинуты в этом вопросе?
– Многие из них, да. Некоторые разбираются в этом процессе, и пытаются сделать классные дома. Но в основе своей потребитель очень непродвинутый. Он принимает очень быстрые решения, не будучи готовым к осознанию этого процесса. Неправильно выбирает подрядчика, неправильно выбирает архитектора. Пытается вмешиваться в их работу. Боится, к примеру, довериться архитектору.
– Мне один глава представительства иностранной компании высказал такую мысль: «Мы же себе дом строим не только для того, чтобы жить самим, а для того, чтобы там наши дети и внуки потом жили». Получается, надо строить с думой о будущем. А значит, никакие там сборно-щитовые дома нам не подходят, а следует строить нечто фундаментальное, на века. Действительно ли дома нужно строить таким вот образом. Американцы живут в быстро возводимых строениях?
– Это их менталитет. Потому что дети, как правило, с родителями не живут. В Америке дети, как только получают самостоятельность, от родителей уходят, и живут своей жизнью. Им не нужен дом-усадьба, с историей, а нужен дом у места приложения их труда. И там, где оно есть, там и их дом. У них идеология, где налоги меньше, там и родина. У нас и в Европе по-другому. Большое значение имеют семейные традиции. По крайней мере, до недавнего времени так и в Европе было. В наших домах семьи живут в нескольких поколениях. Поэтому дом для нас имеет очень большое значение. Он хранитель истории, хранитель фамильного очага.
– Немцу в 18 лет говорят: «Все, ты должен жить самостоятельно». Но там сборно-щитовых домов очень мало. Там строят, как правило, фундаментальные дома, и очень много из кирпича.
– Европейцы, таким образом, создают свою материальную культуру. Они не хотят жить в конструкторе, постоянно строить и перестраивать. А хотят сделать один раз, а потом улучшать подстраивать дом к новому образу жизни, к новым потребностям, это и экономически оправдано. Таким образом, слой за слоем создается культурное тело. А щитовые дома – это временное жилье, это конструктор. И материальной культуры в этом месте нет. Потому что сегодня построили одно, завтра сломали, построили другое. У нас же совершенно другой менталитет. У нас называли таких людей - перекати-поле, это кочевой человек. В России никогда так не жили. У нас культура не кочевая, а должен быть обязательно очаг. И он должен переходить из поколения в поколение. И тогда он имеет свою историческую ценность.
– В Баварии я увидел город, состоящий из разных по размерам, но однотипных домов. Они, конечно, красивые. На мой вопрос, почему вы так строите? Ответ меня удивил. Оказывается, сами жители приняли решение еще в 19 веке строить только такие типовые дома. И если ты строишь дом другого типа, то тебе не дадут на это разрешение. Внутри ты можешь делать все что угодно. А внешне, как у всех. Как вы считаете, если у нас кто-то решит где-то строить только кирпичные дома одного и того же типа, это правильно или нет?
– Если вы копнете историю, то увидите, как начинал застраиваться Петербург. Были разработаны разные типы жилых домов. Выдавалось разрешение на тот или иной тип. Из них строилась улица. Так что это разумный подход. Это контроль за внешним видом будущего города, эстетическое формирование жилой среды.
– Но тогда нет архитектурной свободы?
– Опять же, в таком городе наверняка есть зоны, которые претендуют на более высокое качество и большую индивидуальность. Тогда человеку надо просто повысить статус своего жилища, чтобы перейти в новое качество.
– Такую же картину я наблюдал не только в Германии, но и в Австрии, в Чехии встречаются сходные места?
– Наверняка в таком городке было несколько типов индивидуальных домов. Один тип для общей застройки, скажем, определенной стоимости, а есть другие более богатые дома. Там людям предлагают строить на более высоком уровне. А если есть претензии на еще более высокий уровень, стоит заявить и будут определены другие параметры застройки. Но ты должен их выдержать. А если ты претендуешь на исключительность, то там будет свой регламент.
– Скажите, а в России может существовать подобная практика?
– Опять же, если подходить к этому по тем принципам, как я только что озвучил. Есть разные уровни стоимости. И тогда все встанет на свои места. Одни люди могут позволить себе одно, другие – другое, третьи – еще что-то. Сейчас некоторые коттеджные поселки закрытого клубного типа, где могут проживать только люди определенного достатка. Вот вам и ответ на вопрос.
- Россия богата строительными материалами. И, как мы видели, и кирпич хороший есть. Но европейцы уже давно один кирпич не используют в архитектуре, а смешивает его с деревом. У нас этого нет. Почему?
На фото: многоквартирный дом в Испании, фасадный материал - кирпич
– У нас другой климат. В нашей климатической зоне нужны материалы более долговечные. Дерево хорошо себя ведет в наших климатических условиях. Но нужна кровля хорошая. Если она плохая, то дерево быстро портится. Смотрите послевоенное время, когда много было разрушено, надо было отстраивать заново. Причем, делать это быстро. Поэтому строилось очень много типовых зданий, не обращалось внимания на эстетику. И только в последние 30 лет мы начали как-то заботиться об эстетической стороне строительства.
– У нас в южных регионах больше строят частных домов из кирпича. На Кавказе кирпич очень любят. А вот двигаясь на север, кирпич как-то меньше используют. Это тоже из-за климата?
– Я думаю, это из-за экономики. У нас вся средняя полоса бедная. Что касается Севера, там дерево традиционный материал и применение его оправдано и практически и экономически.
На фото: спорткомплекс в Финляндии, фасадный материал - кирпич
– У меня последний вопрос по кирпичу. Для того, чтобы люди понимали, что это за строительный материал, что нужно сделать, чтобы человеку был бы в курсе дела. Обычный человек строит дом раз в жизни. Он должен понимать, что если использовать кирпич, то сооружение простоит 150 лет и больше?
– Все очень просто. Есть множество типовых проектов. Они в интернете все выложены. Проекты разработаны профессионально. Нужно только выбрать из них для себя полюбившийся и соблюдать технологии, не отходить от того, что запроектировано. Если требования более высоки и индивидуальны, следует обратиться в проектную мастерскую.
– И в заключении, эта поездка вам что-то дала как для общего кругозора, так и для расширения профессиональных навыков?
– Очень много, я благодарен этой поездке. Я увидел совершенно новую современную технологию производства, Она позволяет выпускать строительные материалы в больших объемах с высоким качеством и широким ассортиментом продукции. У архитектора есть возможность выбрать тот или иной продукт с гарантированным качеством и нужными ему параметрами.
Беседовал Александр Гусев
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"