Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Архитектура детских образовательных учреждений: реновация старого или строить новое » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва 0 °C.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
28 окт 09:17АРХ&ПРОЕКТ

Архитектура детских образовательных учреждений: реновация старого или строить новое

 

В уважающей себя стране любые строящиеся объекты должны иметь качественный архитектурный облик. А начинать следует с самого начала – с детских образовательных учреждений.

Детские учебные учреждения: ясли, детсад, школа – это те самые первые архитектурные образцы, с которыми сталкивается ребенок. И эстетические впечатления от них отпечатываются в его душе на всю жизнь.  А потому эта архитектура должна быть качественной. Увы, это происходит далеко не всегда. Можно ли изменить ситуацию? Свое профессиональное мнение об этом высказывает руководитель Архитектурного  Бюро ASADOV Андрей Асадов.

-  Одно из ваших любимых направлений в работе – это общеобразовательные учреждения. Это связано с тем, что ваши дети учатся в школе, а потому эта тема вам близка?

- Да, действительно, эта тема сейчас у нас популярна. Со школами мы работали давно, но в массовом количестве начали их проектировать только последние несколько лет. Не так давно был реализован интересный детский садик почти в центре Москвы, на очень зажатом участке. Именно из-за ограничений участка, нам удалось осуществить несколько необычных решений. Например, детские прогулочные площадки на крыше.

- Строительство одной из самых больших школ на 2100 мест в Троицке, чье было решение? В Москве, по-моему, самая большая школа на полторы тысячи мест.  

- Нет, есть уже школы-гиганты в Некрасовке и на ЗИЛе. А в Троицке строить большую школу было решено самой администрацией. Нехватка мест в образовательных учреждениях на этой территории очень большая. К тому же, как известно, чем более крупный комплекс, тем более компактную территорию он занимает, в пересчете на ученика, а также более экономичен по бюджету. Нашей главной архитектурной задачей было, чтобы этот комплекс сохранил человеческий и даже детский масштаб.  

- Школа находится в парке. Почему выбрано именно это место? Ведь большинство учебных заведений обычно строятся в центре микрорайонов?

- Во-первых, самому Троицку повезло, что он находится на границе лесопарковой зоны. И вокруг парка есть несколько жилых районов. Я знаю, что было недовольство жителей, что в парке начинается строительство, и это его погубит.  Мы, вместе с компанией Академпроект, подключились  не с самого начала проекта, а к моменту, когда нужно было само здание компоновать. Поэтому своей задачей видели максимально корректную встройку здания в озелененный участок. По форме школа похоже на звезду.  Благодаря этому, между разными лучами образуются небольшие внутренние дворы. Есть двор для младшей школы, двор для средней и старшей школы, для общественного блока. Все корпуса, помимо того, что они соблюдают инсоляцию по СНиПам,  еще смотрят в разные части этого парка. Что тоже хорошо.

- То есть нормы  по инсоляции соблюдаются?

- Это по умолчанию всегда нужно соблюдать. Все классы ориентированы на восточную и южную сторону, а общественный блок уже «смотрит» на север.

- Вы сказали, что сделали проект дошкольного учреждения, где малыши ходят гулять на крышу своего собственного детского сада. Такое я наблюдал много-много лет назад, в Бангкоке.  Там даже спортивные площадки для игры в теннис, в бадминтон расположены на крыше.

- Я считаю, это абсолютно правильная практика, особенно в плотной городской застройке нужно все пространство крыш пускать в дело.

- А как такой подход стыкуется с инженерными коммуникациями, которые, как правило, уходят на крышу?

- Очень просто - они собираются в компактные узлы. В том же проекте садика, есть пара небольших технических помещений, и они вообще никак не мешают площадкам.

- Мы с вами недавно встречались, на климатическом форуме, там ваши иностранные коллеги показывали, как на крышах домов, на балконах растут деревья и кустарники. В ваших проектах образовательных учреждений мы когда-нибудь увидим на крыше настоящий сад?  

- Нам это тоже очень хочется реализовать, и, как минимум, мы предлагаем эксплуатируемые террасы, поскольку в зданиях с перепадами есть возможность выходить на кровлю. Например, в реализованной школе в Домодедово есть терраса, примыкающая к библиотеке, куда могут выходить дети;  мы сделали специальный  выход на крышу.  Администрация города вместе с учениками хочет устроить небольшой конкурс на лучшее использование этого пространства.  

- Все говорят о том, что, в большинстве своем школы однотипные, однообразные помещения, в них не хватает света. В Германии, когда заходишь в первый класс, то видишь, что там даже парты стоят не рядком, а как-то достаточно вольно. Вы, как архитектор, предлагающий проект школы, на что ориентируетесь? На мнения учеников, родителей, учителей, администрации, на свое видение вопроса?

- Первое, на что мы ориентируемся – это на строгие СНиПы образовательных учреждений, с которыми особо не забалуешь. Но, вместе с тем, в каждом проекте мы предлагаем  современную планировку и внутренние общественные пространства.  Иногда сами заказчики просят нас предусмотреть гибкие, трансформируемые решения. Например, когда зрительный зал является частью фойе или превращается в фойе, или, наоборот, какой-то общий вестибюль становится продолжением зрительного зала.

- То есть это многофункциональные помещения?

- Да, многофункциональные, трансформируемые, многоуровневые, общественные пространства. При том, что школу надо стараться делать максимально компактной. И многофункциональность – это экономия площадей: не надо делать отдельные залы, но можно сделать условно два в одном, три в одном. Очень хороший пример недавно увидел вживую, это спроектированная нашими коллегами школа в Летово. В ней заложена максимальная многофункциональность пространства. Там есть зал, который может быть небольшим, а может чуть ли не в 3 раза увеличивать свою площадь, благодаря присоединению соседних помещений.

 - Некоторое время назад стали все чаще говорить о том, что школа должна быть таким миксом, где есть и дошколята, и младшие, и старшие классы. На ваш взгляд, такой подход может иметь право на жизнь в массовом применении? Или это все чисто индивидуальные решения?

- Это правильная концепция. С точки зрения норм, младшая и старшая школы должны быть четко разделены. При этом, на мой взгляд, очень важно иметь общее пространство, где все школьники могут собраться. Например, центральный атриум или амфитеатр, где все учащиеся могут находиться вместе,  почувствовать себя единым коллективом.

- А нужно ли всякий раз для школы делать индивидуальный проект, или можно использовать типовые решения? 

- Проект домодедовской школы, который мы делали совместно с компанией Академпроект, был изначально рассчитан на повторное применение, поэтому мы его делали очень компактным. Здесь все решения должны быть максимально эффективными, потому что в случае бюджетной школы каждый квадратный метр – это дополнительные деньги на эксплуатацию. Но даже в этой супер-компактной планировке удалось сделать центральное многоуровневое пространство, небольшой атриум с амфитеатром. И оно быстро стало любимым местом для всех учеников. Я там был через 3 дня после открытия, на перемене весь амфитеатр забит, все сидят, общаются друг с другом.

- С учетом вашего опыта, скажите: есть ли какие-то современные архитектурные параметры современной школы? Или у каждого архитектора они свои?

- Я думаю, есть общий тренд. Во-первых, несмотря на компактную планировку, это должно быть просторное, легкое, светлое пространство. С точки зрения внешнего облика, школа - это акцент городской застройки, легкий, яркий, но, что важно, не чересчур яркий. А с точки зрения функции – это гибкость, многофункциональность. Если идти по этому пути, можно экономить площади, и получить при этом очень интересные пространственные решения, которые можно менять под ситуацию.

- Как зависит от ваших архитектурных решений применение строительных материалов? Это должно быть только экологически безопасные, чистые материалы?

- Все определяется СанПиНами и другими требованиями, включая пожарную  безопасность. Например, для Москвы все фасадные материалы должны быть негорючими. Но и с учетом этих требований, есть хорошие варианты, например, терракотовые панели.

- Как воплощенная архитектура в какой-либо  образовательный объект может угнаться за изменением во времени? Я это к чему говорю; от начала утверждения проекта до его сдачи проходит несколько лет. За это время многое меняется.  Характерный пример: сейчас рассматривается вопрос о запрещении мобильных устройств для учеников, значит, их надо где-то отдельно хранить. В Китае уже запретили, там есть отдельные помещения. Через пару-тройку лет скажут: «каждая школа должна иметь бассейн», это нужно заранее предвидеть?

- С одной стороны, базовые принципы школьных зданий неизменны. И чем более гибкий проект с возможностью трансформации  пространств создается на этапе проектирования, тем легче его потом адаптировать под меняющиеся условия. Если сделать атриум, стыкующийся со зрительным или со спортивным залом, или когда вообще одно превращается в другое с помощью  трансформируемых перегородок, то гибкость этим обеспечена.

- Вопрос о СНиПах. Очень часто от ваших коллег,  от строителей, можно слышать, что СНиПы у нас устаревают, их не успевают дорабатывать, переделывать и так далее. С точки зрения архитектора, школьные СНиПы у нас идут в ногу со временем или все-такие отстают от него?

- СНиПы, конечно, строгие, жесткие, многие из них устарели. Есть не совсем логичные требования, даже с точки зрения здравого смысла, с которыми приходится бороться и как-то хитро выкручиваться.  А эксперты, которые строго придерживаются СНиПов, говорят, что по-другому не может быть. Поэтому иногда приходится разрабатывать спецтехусловия для конкретного проекта, за немалые деньги. Лучше, конечно же, СНиПы актуализировать.

- Один ваш коллега в разговоре со мной сказал, что экспертиза порой даже мешает, ставит палки в колеса. А она при сооружении зданий для детей обязательно нужна?

- СНиПы и экспертиза – это страховка от некачественных решений, поэтому она, конечно же, нужна. Но, главное – это качественные проектировщики, особенно в городских заказах, а для этого нужно выбирать их не по принципу 44 ФЗ, где главный критерий – наименьшая  стоимость, но по принципу качества и опыта работы в данной сфере.

- Вопрос, о реновации школьных учреждений. Школы приобретают яркие фасады, многие даже называют их попугайскими. А  есть ли какие-то исследования, как яркие цвета влияют на настроение детей?

- У меня есть личный опыт реновации своей же собственной школы, в которой учился я сам, а потом и мои дети. Это была типовая школа с квадратным двором, и я хорошо помню свое ощущение, когда смотрел на эти клетчатые стены в ненастный день – будто  тюрьма. Выглядело все крайне уныло. В тот год, когда пришла пора моей дочери идти в школу, планировался  капремонт фасадов. Поскольку школа была просто белая, я предложил директору добавить несколько неярких красителей, согласовал с Москомархитектурой колористический паспорт. И за те же деньги получился гораздо более жизнерадостный фасад. А спустя несколько лет мы, уже с новым директором, молодым и прогрессивным, решили внутреннее пространство перекрасить.  Потому что оно тоже было унылым. Я спросил у  дочки: «Какой бы ты хотела видеть школу?». Она придумала необычное решение, я до такого даже сам не догадался – выкрасить двери классов в разные цвета и от каждой из них пустить по стенам цветные тени. Получился весь коридор в цветных, пересекающихся плоскостях. Причем начали с нижнего уровня, где как раз кабинет директора был. Авангардную идею приняли, получилось необычно и интересно. И директор уже сам стал показывать интерьер,  как пример современного школьного дизайна.

- А есть ли доказательства, какой цвет, как влияет на детей разного возраста?

- Такие исследования точно есть. Зеленая гамма действует успокаивающе и освежающе, красная активизирует.  В идеале, можно этими цветами пользоваться в ограниченном количестве, то есть активизировать внимание, расслаблять и так далее. Но, в целом, я считаю, что пространство должно быть все-таки фоновое, нейтральное, только отдельные цветные акценты. Например, в спортивном зале, где нужна активность, там что-то можно яркое. А в актовом зале можно и поспокойнее.

- А вообще внутреннее оформление образовательных помещений они как-то должны положительно влиять на поведение человека?

- Я считаю, с помощью архитектуры, дизайна, всех его элементов, начиная от конфигурации помещений, большого количества дневного света, попадающего через широкие окна, можно улучшить успеваемость, как минимум. Мне очень ценны в этом отношении отзывы учеников. Когда я посетил недавно открывшуюся школу в Домодедово, то зашел в один из классов, где проходил урок. Я спросил - какие у вас впечатления, что нравится? Одна девочка сказала: «Я училась в старой школе, и там было не очень светлое, давящее пространство. А здесь оно просторное, легкое. У меня там голова болела, я не могла сосредоточиться, а тут я соображаю гораздо лучше, и оценки другие получаю».

Третий год подряд в Москве проводится архитектурная выставка, посвященная образовательным учреждениям. Государство повернулось к этой проблеме и начинает задумываться, что дети должны учиться  в хороших, светлых школах. На ваш взгляд, архитектора, что должно случиться у нас в стране, чтобы их стало  больше?

-Заслуга в проведении  этой выставки принадлежит  Союзу архитекторов, который понимает, как  важно  продвигать качественные проекты. А чтобы таких школ  было бы больше,  городской заказчик должен сформировать механизм, по которому через тендер будут отбираться качественные проектировщики зданий. Тогда и среда будет меняться.

 

- Но без главного архитектора проекта никак не обойтись. Теперь же условия  получения такого звания усложняются, будут сдаваться экзамены на получение  сертификата. Как вы считаете, пойдет ли на пользу такая мера?

- Это очень важная ступень развития профессии, поскольку персональная аттестация принята и в Европе, и в Америке. К ней логично должно прийти и российское сообщество. Это путь от  коллективной  безответственности  к индивидуальной ответственности. Сейчас промежуточная стадия, - СРО – это коллективная ответственность. Но там авторское начало размыто, есть некое юрлицо, которое отвечает за проект. Но кто стоит за юрлицом, не всегда понятно в рамках тендера. А если у здания есть автор, то он несет индивидуальную ответственность с одной стороны, а с другой – его  авторские права автоматически должны уважаться.

Беседовал Александр Гусев

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Саратовский аэропорт Гагарин: гармонь, Волга и Вячеслав Володин

Архитектор Борис Левянт: вместо поддержки архитектуры, есть предпосылки к тому, чтобы она вообще прекратила свое существование.

Архитектор Андрей Асадов: каждый новый объект становиться любимым.

Архитектура – искусство или в большей степени бизнес. Мнение архитектора Рубена Аракеляна

Из какого материала сегодня можно строить дом, частный и многоквартирный. Мнение архитектора Алексея Кротова.

Дмитрий Швидковский (ректор МАРХИ): «Мы получили такой правительственный заказ…»

Большевистский авангард в архитектуре: от антиурбанизма до «Железной рукой загоним человечество к счастью»

Архитекторы и девелоперы Москвы ХIХ века: от «Дома для холостяков» до бесплатного жилья для рабочих

Александр Балабин о трудностях работы архитектора с частными и государственными заказами

«Нельзя вкладывать все идеи в один проект»: Кес Каан — о тонкостях работы архитектора




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх