Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Пандемия ускорила деурбанизацию. Вернутся ли в мегаполисы те, кто уже из них уехал? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
04 окт 20:43АРХ&ПРОЕКТ

Пандемия ускорила деурбанизацию. Вернутся ли в мегаполисы те, кто уже из них уехал?

Автор: Владимир Гурвич

 Еще не так давно все стремились переселиться в город,  и это считалось большой удачей. А сегодня многие стремятся уехать из них подальше   

Пандемия заставила миллионы людей во всем мире покинуть свои привычные жилища в мегаполисах и   переселиться в пригороды,  города-спутники и даже в сельскую местность. Москву за короткий период покинуло несколько миллионов жителей. Таково давно не было, разве только в войну, когда москвичи отправлялись в эвакуацию. Эксперты заговорили о нарастающем процессе дезурбанизации. О том, что он происходит в мире, речь идет давно, но вирус заставил взглянуть на это явление под другим углом. Теперь такой переезд становится средством спасения от опасной болезни. А, следовательно, приобретает мощный дополнительный импульс.

Охота к перемене мест

Тренд на переселение из мегаполисов  в небольшие города или в сельскую местность в последние десятилетия возникал неоднократно.  Но был неустойчив и сменялся разворотом тенденции. Но сейчас, считает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, есть ощущение, что снова начался цикл дезурбанизации. Возник сильный запрос на переезд из города в пригород и даже дальше.

Правда, следует иметь в виду, что желание уехать из города – это одно, а реальный переезд другое. Далеко не у всех есть такая возможность, далеко не всем хватает на это решимости. 

Опрос осенью 2019 года в 500 городах и поселках городского типа России показал, что в целом по стране четверть населения хотели бы сменить место жительства. Меньше всего таких желающих среди людей старше 60 лет, больше всего – среди тех, чей возраст колеблется от 25 до 34 года. Здесь таких 40%. Это говорит о том, что в России существует потенциал для переезда,  делает вывод Валерий Федоров.

Интересен вопрос, а куда хотят переехать россияне? Больше всего тех, кто хочет жить в средних городах с населением от 500 тыс  до 1 млн. Таких более 30%. А вот меньше всего хотят покинуть Москву и Санкт-Петербург. В целом большая часть респондентов все же желают жить в городе, а не за городом.  

Следует иметь в виду, что это анкетирование  проводился еще до начала эпидемии.  Затем ситуация стала меняться. Опрос в апреле 2020 года показал, что у 42% респондентов есть дачи, у 10% из них – это только земельные участки, у 19% – сезонные строения и у 17% круглогодичные дома.  Это позволяет таким владельцам вести распределенный образ жизни, то есть, часть времени проводить в городском жилище, часть – в загородном.  Когда начался период самоизоляции, 28% владельцев загородной недвижимости переместилась в нее, но 72% предпочли остаться на прежнем месте. Это означает, что далеко не все, кто мог уехать из городов, сделали это.

А я еду, а я еду за туманом, за цветами и за запахом тайги 

Потоки дезурбанизация можно условно разделить на три части. Первый – перемещение жителей мегаполиса  в пригороды, второй – в малые города, третий – в сельскую местность. И у всех трех - разная мотивация; куда уехать, зависит от возраста и жизненных устремлений.

Тренд на покидание мегаполисов появился давно, правда, он был до последнего времени не слишком заметен, так как компенсировался встречным потоком.  Главный барьер отъезда из больших городов в малые и средние и, особенно, в село – отсутствие работы.

Чтобы уехать, к примеру, в деревню нужно обрести новый смысл для переезда. Чаще всего он не связан с деятельностью  в сельском хозяйстве, сегодня популярны идеи рекреации местности,  экологический туризм, отмечает глава исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин. Кроме того, многих там привлекает чистая окружающая среда, особенно это касается пенсионеров, которым не нужна работа.

Появляются на селе и уж совсем непривычные обитатели. В связи с развитием технологий систем передачи данных, в сельской местности стали появляться поселения программистов. Им нравится жизнь на свежем воздухе, а благодаря Интернету они могут работать на любого работодателя, где бы он ни находился.  

В связи с пандемией многие небольшие города и даже села получили шанс привлечь дополнительное число жителей. Сейчас в них обитателей мегаполисов  гонит страх перед невидимым и очень коварным врагом. Но если эти поселения не повысят свою привлекательность для постоянного проживания, новые переселенцы вновь вернутся в среду привычного своего обитания, прогнозирует Игорь Задорин.  К тому же есть данные о том, что часть жителей малых городов встретили своих сограждан из больших достаточно неблагожелательно. А переезд обычно на половину зависит от принимающей стороны.    

Села в центре Парижа

Безусловно, деурбанизация – это реакция на урбанизацию. По словам сопредседателя Московского центра урбанистики "Город" Алексея Расходчикова, в последние десятилетия города росли очень быстро, И это был во многом стихийный процесс, когда многое делалось на скорую руку. И сейчас мы пожинаем результаты такого явления.  Сегодня же все больше говорят о качественном развитии мегаполисов. 

Пандемия выдвинула этот вопрос в качестве приоритетного. Она затронула 1,5 тыс городов. Именно в них ковид-19 передавался особенно быстро, они превратились в очаги распространения заболевания. Это было вызвано как скученностью проживания людей, так и их поведением.  Вирус наглядно продемонстрировал всему миру, как опасны могут быть крупные городские агломерации. Это заставляет задумываться об их дальнейшей судьбе.

Есть несколько вариантов решения вопроса. Один из них дезурбанизация. Но, как полагает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина, она становится возможной в том случае, если обеспечивается комфортность проживаний вне города.

Многие города за рубежом исповедуют другой подход, они переходят к концепции мультифункционального развития. Иными словами, все необходимые человеку сервисы должны располагаться в пределах 15-минутной ходьбы. В частности, по такому  пути власти пытают развивать  Париж.

Как рассказывает  исполнительный вице-президент Bouygues Group Эммануэль Форест, мэрии Парижа принята концепция разделения его на 15 мини городов. И в каждом можно найти весь необходимый сервис на расстоянии 15 минут ходьбы пешком. В крайней случае, езды на велосипеде, который все больше заменяет автомобили. По большому счету, это возможность жить в столице, как в сельской местности.

Эта концепция гиперблизости оказалось не просто реализовать. Франция, как и Россия, сверхцентрализованная страна, здесь все офисы, штаб-квартиры компаний всегда стремились бросить якорь в Париже. Но некоторое время назад эта тенденция стала меняться, активизировались другие города, предлагавшие хорошие условия для размещения бизнес-центров.   Этот процесс далеко не завершен, Париж остается  деловым центром  Франции. В отличие от соседней Германии, где еще свыше 100 лет назад большую роль в деловой жизни стали играть средние и небольшие города. Возможно, такая децентрализация стала одним из факторов того, почему в ФРГ заболеваемость ковидом оказалась на порядок меньше, чем на французской стороне. Как бы то ни было, но даже главный туристический центр мира Париж претерпевает большие перемены. Его возможное будущее - это  жить в маленьком селе внутри Парижа. Это другой вид деурбанизации, когда не жители уезжают за новой средой, а новая среда приходит к ним.

Деурбанизация зачем?

 После того, как пандемия стихнет, многие эксперты задаются вопросом: останется ли деурбанизация значимым трендом современного общества?   По словам руководителя Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрея Дальнова, болезнь пройдет, а вот страх и уязвимость перед ней останется.

В этой ситуации тренд или его отсутствие на деурбанизацию будет зависеть от целого ряда факторов. Это развитие информационных технологий, масштаба перехода на удаленную работу, локализация потребления путем увеличения спроса на местную продукцию.

Отдельный вопрос о характере строительства. Россия в этом плане уникальная страна, здесь в пригородах строят не только коттеджные малоэтажные поселки, а в большом количестве высотные жилищные комплексы, которые, по сути, ничем не отличаются от тех, что расположены в пределах мегаполисов.

По мнению   вице-президент Союза московских архитекторов, генерального директора компании "Яузапроект" Ильи Заливухина, нужно менять   градостроительную политику, пригороды должны состоять из малоэтажного жилья. При этом обеспечивать баланс жилой застройки и инфраструктуры. И очень желательно не создавать гетто ни для богатых, ни для бедных, их не должны разделять непреодолимые заборы, символизирующие границу между двумя мирами. 

Деурбанизация будет идти тем активней, чем  более будет развита транспортная сеть, которая сокращает время для проезда из одной точки до другой. Инвестиции всегда идут за инфраструктурой; если в малые города придут дороги, то они повысят свою инвестиционную привлекательность. А это в свою очередь будет примагничивать население.

Однако надеется, что все случится само собой, не приходится.  Деурбанизация имеет много подводных камней. В 80- годы прошлого века в Москве попытались сократить население. В пригородах возводили коттеджные поселки.  Расчет был простой: москвичи станут продавать свои столичные квартиры и покупать индивидуальные дома. А получилось иначе,   москвичи стали покупать индивидуальные дома, а вот свои квартиры не продавали. Вместо одного жилья у них появилось два.

Говоря о деурбанизации, вопрос следует ставить не только в плоскости развития городов и территорий, а гораздо глубже – сделает ли она миллионы людей счастливее, говорит Алексей Расходчиков. Сумеют ли они жить в большей гармонии с выбранной ими окружающей средой, сумеют ли образовать коммуны не с теми людьми, которые в силу ряда причин оказались по соседству, а с теми, кого выбрали сознательно, со своими единомышленниками.

Те, кто покидают насиженные места, отправляются в самое главное в своей жизни путешествие, - за новым образом и смыслом  жизни. Если это так и будет, то  дезурбанизация  пойдет на благо человечеству.  Но пока даже не ясно, а действительно ли запущен этот процесс. Одни города сокращают численность населения, другие наоборот, резко ее увеличивают. 

Владимир Гурвич  

 

 

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Городская среда до и после пандемии – две большие разницы

Архитектор - строитель: как распределится их функционал в новом законе об архитектурной деятельности

Архитектура детских образовательных учреждений: реновация старого или строить новое

Производство кирпича в России: как архитекторы оценивают отечественный кирпич

Архитектор Борис Левянт: вместо поддержки архитектуры, есть предпосылки к тому, чтобы она вообще прекратила свое существование.

Архитектор Андрей Асадов: каждый новый объект становиться любимым.

Дмитрий Швидковский (ректор МАРХИ): «Мы получили такой правительственный заказ…»

Большевистский авангард в архитектуре: от антиурбанизма до «Железной рукой загоним человечество к счастью»

Урбанистический форум 2018: Москва поглощена сама собой и до регионов ей нет дела

Александр Балабин о трудностях работы архитектора с частными и государственными заказами


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Где-то в России
Наверх