Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Мастер-план и генплан – единство противоположностей » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
09 ноя 10:26АРХ&ПРОЕКТ

Мастер-план и генплан – единство противоположностей

Автор: Марк Горский

 

Как правильно спланировать город, чтобы в нем было комфортно жить? Ответ на этот вопрос ищут градостроители со времен Римской империи до наших дней.

Как формировать современные города таким образом, чтобы они развивались эффективно, динамично, а главное были бы удобны жителям? Многое зависит от методологии планирования городских пространств, в том числе и от того, какие документы должны стать каркасом для подобной деятельности. Вопрос этот отнюдь не академический, ведь любой градостроительный проект начинается с планировочных и архитектурных решений. Это в равной степени относится как к отдельным зданиям, так и к большим территориям.

Новая парадигма

Была эпоха, когда главная ценность любого строительного процесса состояла почти исключительно в том, чтобы что-то построить. Возведение и сдача объекта носила почти сакральный характер и приравнивалась чуть ли не к победе в небольшой войне. В итоге мы получили гигантские безликие городские пространства, где человеку жить неуютно и уныло. Новая парадигма проектирования общественных территорий состоит в достижении общественного согласия на всех этапах строительства, отмечает архитектор Алексей Калистратов.

Об этом же говорит и проект Национальной градостроительной хартии. Документ разработан Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Международной академией архитектуры. «Несколько десятилетий у нас следовали логике получения максимальной прибыли, что фактически исключило архитекторов и общественность из числа авторов, влияющих на социальную сферу. Городские объекты строятся без общих концепций. У государства нет стратегических планов освоения территорий, а участники сферы развития свободных пространств оказались в ситуации, где сильнейшие – строители, обладающие максимальными финансовыми ресурсами. В итоге отсутствуют механизмы, которые позволяют учитывать мнение не только застройщиков, но и общественные интересы».

Понятие общественных интересов, которое сегодня далеко не на первом месте, должно стать ключевым. Разработчики хартии настаивают на том, чтобы этот термин был введен в градостроительную практику и стал основой для разработки градостроительной политики.

Но как реально перейти от теории к практике? Нас приучили к мысли о том, что все города должны развиваться на основе генеральных планов. Однако сегодня это представление переживает серьезную трансформацию. По мнению Елены Чугуевской, генерального директора института «ГИПРОГОР», на данном этапе важное значение приобретает мастер-план. По большому счету это концепция генплана, и чем она лучше проработана, тем более совершенен и сам основной документ городского планирования.

Однако на сегодня статус мастер-плана не совсем ясен, его не существует в градостроительном кодексе. Между тем, видов мастер-планов много: где-то он выступает в качестве территориального планирования, где-то определяет основные направления развития городского хозяйства. Как подчеркивает Елена Чугуевская, идет накопление и наработка опыта по составлению подобных документов.

В этой парадигме очень важна взаимосвязь между мастер-планом и генпланом. В этой связке у каждого своя роль. Генпланы – это стратегические документы, по старой традиции их составляют на длительный срок, часто на 20 лет. Именно генплан определяет тренды и направления развития города. Его цель – формирование городской среды с развитыми сервисами, максимальное использование территории.

По своей сути генеральный план выступает в качестве договора власти и граждан, который «заключается» во время публичного обсуждения документа. Во многом генплан является некой информационной платформой, из которой люди черпают сведения о том, что будет происходить с их городом или районом, в котором они проживают. Качество городской среды задает именно этот документ – из него жители узнают, что будет построено, какие экологические мероприятия проведены, что будет происходить с местной экономикой.

Хороший генплан важен для судьбы города. Он привлекает инвесторов, создает правильные пропорции для социального развития, а также задает основные параметры для кадастровых оценок земли и недвижимости.

Недостаток генплана – его недостаточная визуализация, для обычного человека он сложен для восприятия. Другой слабой его стороной является то, что в какой-то момент он лишился важных экономических ориентиров. В нем не найти таких показателей, как увеличение количества квадратных метров на человека, объем зеленых насаждений и некоторых других. В нем не отражаются параметры качества используемых при строительстве материалов, нет квалифицированных требований к его разработчикам, не устанавливается связь между функциональными зонами и территориальным зонированием.

Образ города

Роль мастер-плана заметно отличается. В нем прописывается образ города, его экономика, определяются перспективные зоны активности. В нем также находит отражение архитектурное зонирование, выделяется историческая часть, районы массовой жилой застройки, промзоны. Также прописываются возможные стилистические и архитектурные решения. В мастер-плане содержатся расчеты экономической эффективности тех или иных территорий, концепция развития. Причем, подчеркивает Елена Чугуевская, их должно быть несколько, желательно три-четыре.

Каждая такая модель должна содержать как минимум четыре части: пространственное развитие, экономическое развитие, правовое обоснование, цифровизацию городского хозяйства.

Пространственное развитие включает несколько направлений: строительство и реконструкция жилого фонда, создание и реновация промзон непременно с учетом нового экономического уклада, формирование многофункционального развития территорий.

Важнейший элемент городского планирования – экономическое развитие. Ни одна городская модель не может быть эффективной без учета своего инвестиционного потенциала. Он имеет много параметров, и их все следует иметь в виду.

Правовой аспект прежде всего включает в себя земельные отношения – права на землепользование и застройку, гибкий градостроительный регламент, весь юридический инструментарий взаимодействия города и инвестора.

Цифровизация городских процессов позволяет гораздо эффективнее оценивать качество городской среды, работу местной администрации, анализировать ПЗЗ, формировать инфраструктуру «умного» города.

Города и годы

Еще одним важным вопросом представляется срок, на который разрабатывается генеральный план. С прежних времен мы привыкли к тому, что это долгосрочный документ со сроком действия 10-20 лет. Но сегодня такой подход выглядит как архаичный, слишком быстро все меняется. Как полагает бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин, генплан должен быть не статичным, а живым документом, в который можно вносить изменения на регулярной основе. В нем нужно поддерживать баланс всех городских функций, в противном случае возможен их разрыв.

Сегодня, считает архитектор, генплан на 20 лет не может быть эффективным, он требует постоянного обновления. В этой ситуации, когда генеральный план перестает быть строгим директивным указанием, ситуацию может спасти мастер-план. Но в этом случае нужно определить его четкое место в иерархии городского планирования. Он должен обладать рядом каркасов: ландшафтным, экономическим, инфраструктурным, расселенческим. При таком раскладе меняется роль и значение генплана, формируется портфель его изменений.

Пока эта конструкция мастер-план-генплан не имеет четкого определения, она только формируется, преимущественно на основе опыта. Это имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны, возникает опасность и волюнтаристских решений, и просто ошибок. Но нам позарез требуется конструкция, которая бы соответствовала современной динамике эпохи. Мы видим, как многие наши города, их районы, не слишком удачно встраиваются в новые времена; их вроде бы только что построили, а они выглядят так, будто их возводили по давно устаревшим лекалам.

Марк Горский

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Архитектор - строитель: как распределится их функционал в новом законе об архитектурной деятельности

Дмитрий Волков: возвращение решающей роли архитектора – вопрос принципиальный

Архитектура детских образовательных учреждений: реновация старого или строить новое

Саратовский аэропорт Гагарин: гармонь, Волга и Вячеслав Володин

Архитектор Борис Левянт: вместо поддержки архитектуры, есть предпосылки к тому, чтобы она вообще прекратила свое существование.

Из какого материала сегодня можно строить дом, частный и многоквартирный. Мнение архитектора Алексея Кротова.

Генеральные планы российских городов: где они есть – отменим, а где нет, то и не надо? Мнения экспертов.

Дмитрий Швидковский (ректор МАРХИ): «Мы получили такой правительственный заказ…»

Большевистский авангард в архитектуре: от антиурбанизма до «Железной рукой загоним человечество к счастью»

Девелопер - урбанист: модное взаимодействие, но надолго ли?


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Где-то в России
Наверх