Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Коронавирус высветил недостаток доверия на всех уровнях » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +5 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
24 фев 13:29АРХ&ПРОЕКТ

Коронавирус высветил недостаток доверия на всех уровнях

Автор: Владимир Гурвич

Умение реагировать на непредвиденные обстоятельства наглядно демонстрирует качество государственного управления.

 

Эпидемия коронавируса застала врасплох весь мир. Исключением не стали и российские города, им в срочном порядке пришлось приспосабливаться к новой ситуации. Вместо реализации программ развития они были вынуждены разрабатывать антикризисные мероприятия. При этом никакой единой политики не было, каждому муниципалитету пришлось реализовывать собственную повестку дня. Зачастую она весьма отличалась от того, что делалось в других местах, а потому и результаты тоже весьма различны как по своим затратам, так и по конечным результатам.

Новая повестка для городов

Ковид-19 принес городам новые вызовы. Хотя кризисная ситуация длится относительно недолго, выход из кризиса может затянуться, считает генеральный директор Института «Фонд экономики города» Александр Пузанов. При этом крайне важно не просто выбраться из нынешнего положения, а выйти с более качественным управлением муниципалитетами.

Кризис наглядно продемонстрировал недостатки и уязвимость градостроительной политики в стране, которая не была рассчитана на новые обстоятельства. Пока Ковид не заглянул в наши дома и городские пространства, мы либо мирились, либо не обращали должного внимания на наши недочеты. Но теперь они проявились более чем наглядно. По сути дела, возникла новая повестка для горожан.

В чем она заключается? Сразу скажем, в ней достаточно новых пунктов. В первую очередь, это размер жилья: он оказался недостаточным для того, чтобы комфортно переживать в нем эпидемию. Как минимум не хватает отдельной комнаты для работы в домашних условиях или учебы.

Оказались не выстроены взаимоотношения с соседями. Когда люди так много времени проводят дома, чистота общественных пространств приобретает совсем иную значимость. А это напрямую зависит от того, кто живет рядом. Это также относится к тому, что происходит во дворах.

Оказалось, что большое значение имеет наличие магазинов и служб быта в пределах шаговой доступности. От этого в немалой степени зависит в том числе и личная гигиена.

Очень неоднозначная ситуация в период пандемии возникла с транспортом. Города по-разному реагировали на нее, одни вводили запрет или ограничения на передвижение общественным транспортом, другие всячески увеличивали его интенсивность.

В пандемию произошел резкий скачок on-line торговли, часть коммерческой недвижимости оказалась не востребована, что поставило вопрос об ее перепрофилировании.

Пандемия поставила перед городами вопрос об изменение бюджетной политики, появились новые статьи расходов, зачастую их приходилось покрывать за счет прежних программ. Разумеется, во многих случаях это происходило не гладко.

По мнению Александра Пузанова, пандемия поставила вопрос о том, как интегрировать разные антикризисные программы и стратегии так, чтобы между ними не возникало разрыва. Это общая проблема для всех российских городов. Нужна координация антикризисных мер с планами развития.

Задача эта непростая, и ее целесообразно решать в два этапа. На первом – оценка социально-экономических рисков при принятии антикризисных мер плюс анализ возможных последствий при выделении на эти цели дополнительных ресурсов. Вторая стадия этого процесса – выработка непосредственно плана мероприятий.

Какие видятся риски: снижение занятости, трудности для малого и среднего бизнеса, проблемы здоровья населения, нарастание дисбаланса в развитии разных территорий, сокращение доходов на фоне повышения социальных выплат.

Другой не менее важный вопрос – откуда черпать дополнительные ресурсы для антикризисных мер? Таких источников может быть несколько. Это новые технологии управления, снижение расходов по другим направлениям, внешние заимствования.

Как это было?

Можно много теоретизировать на тему, какую политику следует вести городам в новой ситуации, но интереснее проследить, а как это было на самом деле. Согласно исследованию Института «Фонд экономики города», большинство городов наращивали расходную часть бюджетов за счет трансферов. При этом вносимые в нее изменения далеко не всегда соответствовали логике проведения антикризисных мер. В частности, повсеместно снижалась помощь малому и среднему бизнесу. Основная же корректировка расходов шла по линии транспорта, здравоохранения. Параллельно возрастала социальная поддержка населения, росли программы расселения аварийного жилья и капремонта как противодействие заражению вирусом.

Пандемия вызвала появление новых возможностей. В частности, рост внутреннего туризма как компенсация невозможности выезжать за рубеж. Однако, как констатирует Александр Пузанов, далеко не все города используют этот шанс.

Децентрализация со скрипом

Как известно, Россия всегда являлась крайне централизованным государством. И современный его вариант отнюдь не исключение. Но, как замечает эксперт Юрий Кузнецов, в кризисные времена происходит перераспределение полномочий от центра к регионам. Это вынужденная мера, так как внизу лучше видно, что в реальности происходит в том или ином пространстве.

Проблема в том, что страна столкнулась с ситуацией низкой самостоятельности местных руководителей. Тренд на изведение местного самоуправления дал о себе знать, и быстро положение не изменить.

Муниципалитеты сегодня обладают низкой бюджетной обеспеченностью, это мешает росту их самостоятельности. Сохраняется и низкая эффективность управления. Инновационные методы многое могли бы в этом плане изменить, существенно улучшить управленческую практику. Но пока это остается нереализованной задачей. И это так и останется, если не изменить нынешние реалии. Нужно предоставить муниципалитетам право на самостоятельное определение зарплат своим сотрудникам. Это позволит привлекать к работе в госуправление квалифицированные кадры. А без этого оно так и останется косным и нерасторопным.

Между тем жизнь, и особенно пандемия, ставит новые задачи. Например, традиционно считалась одной из самых важных проблем – развитие дорожной сети. Но с ростом работы на удаленной системе появилась другая актуальная цель – развитие систем коммуникации, интернета.

Инструкция для выживания

Сегодня многие органы местного самоуправления сталкиваются с большими трудностями. В этих условиях многое зависит от наличия инструментария для выживания. Но далеко не всегда он есть, замечает Ольга Гай, заместитель руководителя направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок». Острие вопроса – синхронизация ресурсов города и районов на основе синхронизации полномочий.

Антикризисные программы должны развиваться не отдельно, а в рамках стратегии развития городов. Но этому сегодня мешает, как ни странно, уголовный кодекс, в частности статья 286 УК, которая наказывает за превышение полномочий.

Отдельная тема – удаленные поселения. Здесь нужно проводить отдельную политику, которая должна включать собственную антикризисную программу, основанную на специфике географического положения.

Эксперты, анализирующие антикризисные программы, пришли к согласию, что формирование продуманной системы антикризисных мер, органично встроенных в систему планирования на местном уровне, стало бы своего рода гарантией минимизации рисков от повторения аналогичной ситуации в будущем. Такая система должна быть нацелена не только на преодоление последствий эпидемиологического кризиса и на связанную с ним рецессию, но и на предотвращение появления новых рисков.

Другая актуальная тема, которую высветила пандемия, это доверие на местном уровне – между соседями в многоквартирном доме и жилом квартале, между гражданами и органами местного самоуправления, а также между органами публичной власти. Многие вопросы, связанные с выходом из эпидемиологического кризиса, могли бы более эффективно решаться в рамках межмуниципального сотрудничества.

Доверие является одним из ключевых условий реализации антикризисной повестки, поэтому возросший за последний год уровень «подозрительности» вызывает особую озабоченность. Также крайне медленно развиваются практики межмуниципального сотрудничества.

Более эффективному участию органов местного самоуправления в преодолении эпидемиологического и социально-экономического кризиса препятствует недостаточный уровень финансовой автономии и бюджетной обеспеченности, а также недостаток собственных полномочий, особенно в таких сферах как охрана общественного здоровья и социальная поддержка населения, где учет местных особенностей и проблем особенно важен.

И еще одного важного аспекта, который выявил нынешний кризис, невозможно не коснуться. По словам представителя министерства экономического развития Елизаветы Ступниковой, в стране слабое качество статистики. Причем, чем ниже уровень, тем она хуже. У нас нет многих необходимых показателей не только на уровне органов местного самоуправления, но и городов в целом и регионов. А без них выработка эффективных антикризисных мер затруднительна.

Владимир Гурвич

Фото: ИА Строительство

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Пандемия ускорила деурбанизацию. Вернутся ли в мегаполисы те, кто уже из них уехал?

Городская среда до и после пандемии – две большие разницы

Архитектор - строитель: как распределится их функционал в новом законе об архитектурной деятельности

Архитектор Борис Левянт: вместо поддержки архитектуры, есть предпосылки к тому, чтобы она вообще прекратила свое существование.

Архитектор Андрей Асадов: каждый новый объект становиться любимым.

Генеральные планы российских городов: где они есть – отменим, а где нет, то и не надо? Мнения экспертов.

Дмитрий Швидковский (ректор МАРХИ): «Мы получили такой правительственный заказ…»

Большевистский авангард в архитектуре: от антиурбанизма до «Железной рукой загоним человечество к счастью»

Урбанистический форум 2018: Москва поглощена сама собой и до регионов ей нет дела

Александр Балабин о трудностях работы архитектора с частными и государственными заказами




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На остальное денег не хватило
Наверх