Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Государство и бизнес вроде бы уже не враги, но пока и не партнеры
В России хотят добиться экономического роста, не включив механизмы для этого роста.
Государственно-частное партнерство – важнейший элемент развития любой страны. Россия в этом плане не исключение, она исключение в другом – у нас ГЧП никак не наберет нужные для экономики обороты. Говорится о необходимости быстрого роста этого направления много и давно, а вот революционных сдвигов пока нет. Это происходит из-за того, что никак не удается убрать существующие барьеры на этом пути. Причина такого положения – косность нашей экономической и политической системы.
ГЧП без магистрального пути
Сегодня экономика России находится в глубоком застое. Правительство страны, доведшее ее до такого состояния, ищет (или делает вид, что ищет) из него выходы. Среди возможных драйверов ускорения: развитие цифровой экономики, импортозамещение, дерегулирование, повышение гибкости рынка труда, международная интеграция, проекты кластерного развития. В этом сакральном списке далеко не последнее место занимает государственно-частное партнерство.
О ее значение говорит такой пример. По словам министра инвестиций и инноваций правительства Московской области Вадима Хромова, если решать все приоритетные задачи региона, понадобится 6-7 его годовых бюджетов. Без привлечения частных инвестиций, без использования механизма ГЧП с этими целями не справится.
Рынку ГЧП в России свыше 10 лет. На настоящий момент в стране реализуется свыше 3 тысяч таких проектов. Как говорит Павел Селезнев, Председатель Правления национального центра ГЧП, за это время накоплен как положительный, так и негативный опыт. Важно то, что постепенно растет число проектов, реализуемых на уровне муниципалитетов.
Однако, если обрисовать общую ситуацию, ее трудно назвать позитивной. Нужны пересекающиеся стратегии развития инфраструктуры и ГЧП как в целом по стране, так и по отдельным регионам, считает Павел Селезнев. В некоторых субъектах Федерации разрабатывают собственные планы. Это важно с той точки зрения, что инвестору нужны гарантии со стороны органов власти для выполнения своих обязательств.
Проблема в том, что нет единого подхода для всей страны, на сегодня не ясен магистральный путь развития института ГЧП, а его иметь крайне необходимо. В ближайшие годы в национальные проекты будет вложено 28 трлн рублей, из них 8 трлн рублей – это не бюджетные средства. Но на сегодня не ясен ни сам механизм привлечения этих денег, ни то, какими способами они будут осваиваться.
Есть ли будущее у ГЧП?
При существующим законодательстве у ГЧП нет будущего. Так, по крайней мере, считает заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян. Об этом свидетельствует и тот факт, что в стране мало реализуется подобных проектов. Большинство их них осуществляется на принципах государственных закупок или подрядов. В этом случае частные компании выступают не в качестве полноценных партнеров государства, а всего лишь в виде исполнителей.
Пока превалирует такая практика, ничего по существу не изменится. В этой жесткой административной системе нет места бизнесу, у него нет стимулов думать о том, как повысить эффективность реализации проектов.
Каковы основные преимущества ГЧП? – спрашивает чиновник и сам же отвечает, – это не только привлечение частного капитала, ГЧП – это другая скорость и другое качество реализации проектов, это стремление сделать их лучше с целью получения дополнительной прибыли, снижения сроков его окупаемости.
Но движемся ли мы в этом направлении? У нас отсталое законодательство плюс все большее превалирование государственного инвестирования, которое стремится к достижению планки в 100%. У нас нет четких правил, почти все зависит от конкретных чиновников, отсюда нет ясных механизмов принятия решений.
У нас большинство проектов ГЧП реализуются в том случае, когда на документах стоит подпись высокопоставленного лица. Но такой подход никогда не создаст массовость на этом рынке. Он будет носить единичный характер. Нет у нас и механизмов для тиражирования успешных практик. ГЧП начнет активно развиваться только тогда, когда появится действенная модель управления государственно-частным партнерством, появится совсем другая экономика, заключает Рачик Петросян.
Кому достанутся большие деньги
Но задействовать механизм ГЧП надо уже практически сегодня. Одно из основных, ключевых направлений – транспортное. В ближайшие годы планируется большая реконструкция транспортной системы государства. С этой целью разрабатывается два основополагающих документа: магистральный пусть развития транспортной инфраструктуры и программа: «безопасные дороги».
Основная идея этого плана – изменение транспортной сети на основании пространственного развития государства. Как говорит в связи с этим Президент Центра экономической инфраструктуры Владимир Косой, стоит задача по максимально эффективному использованию выделяемых средств.
Идеология программы – сдвиг транспортной системы в сторону крупнейших агломераций. Если в индустриальную эпоху основная задача была перевозка грузов, то в постиндустриальную – перемещение мозгов. А это означает улучшение внутригородского трафика, улучшение авиационного сообщения, создания высокоскоростных железнодорожных магистралей. А это в свою очередь требует развития соответствующей инфраструктуры: аэропортов, вокзалов, новых транспортных путей. Ставится задача более чем в 4 раза увеличить контейнерную перевозку, это позволит снизить автоперевозки, с которыми не справляется дорожная сеть.
Проблема в том, говорит Владимир Косой, что на сегодня нет единых методик для оценки эффективности транспортных проектов, у каждого ведомства они свои. Между тем нужны ясные критерии для отбора проектов, как считать их инвестиционную окупаемость.
Зато есть реальная опасность утонуть в межведомственных согласованиях. Все это ведет к тому, что появляется мало качественных проектов. В таких условиях затруднительно использовать механизмы ГЧП, слишком много остается неясных моментов. У частного бизнеса сохраняются высокие риски, связанные с ростом стоимости строительства, считает Игорь Вдовин, член правления РСПП. Пока не появятся четкие правила игры, частный капитал участвовать в этих планах активно не станет. Хотя само ГЧП имеет огромные перспективы.
Сегодня настало то время, когда нужно искать варианты взаимодействия государства и бизнеса, подчеркивает Игорь Вдовин. Срочно нужна реализация нескольких пилотных проектов. От того, как они пройдут, будет зависеть многое. А вопросов, на которых следует найти ответы, много. Самое важное для бизнеса – понятные правила игры. Без них ничего толкового не получится.
Почему буксуют концессии
Важнейшая сфера применения ГЧП – ЖКХ. По мнению Алексея Макрушина, Генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда», закон о концессии дал старт развитию этого направления, он имеет позитивное значение, но требует поправок.
Существует много вопросов, которые сдерживают развитие ГЧП в ЖКХ. Один из таких – неравное положение концессионера и МУПов и ГУПов. Сегодня практически все не соблюдают экологическое законодательство, но от концессионеров требуют плату за негативное воздействие на окружающую среду, а у МУПы и ГУПы за это не штрафуют, потому что надзорные органы считают их своими.
Таких примеров немало. Но главная проблема даже не в этом, а в самой системе ГЧП в ЖКХ. Разработка концессионных соглашений длится долго и сопровождается преодолением сопротивления со стороны чиновничьего люда. Для облегчения процедуры нужны типовые договора, которых пока нет.
Главное препятствие даже не в действующем законодательстве, а в тарифном регулировании, подчеркивает Алексей Макрушин. Лимиты на рост тарифов бьют по частным концессионерам, так как не позволяют окупать затраты. Это ведет к тому, что многие концессионные проекты в ЖКХ не предполагают инвестиций.
Пока больших надежд на, что положение изменится к лучшему, мало в силу того, что неясно, по каким принципам будут в дальнейшем устанавливаться тарифы. Разработанные Минэкономразвитием методики не устраняют риски. Итог – концессии в ЖКХ буксуют.
Не случайно, что две крупных государственных программы: «Чистая вода» и «Очистка Волги» не предусматривают частные инвестиции, а будут осуществляться за счет бюджета, и это печально. Чтобы ГЧП двинулось вперед, в России должен появиться класс профессиональных инвесторов и менеджеров в сфере государственно-частного партнерства. Но с таким подходом к нему этого ждать можно долго. У нас некоторые регионы не справляются с освоением бюджетных средств, какое-то уж тут развитие ГЧП.
Камешки в ботинках
Без института ГЧП надеяться на быстрый экономический рост не приходится. ЕБРР, рекомендуя, как следует успешно развивать ГЧП, подчеркивает важность определенных условий. Это гибкий, разрешительный механизм для таких проектов, либерализация условий для их реализации. В России же все иначе, наши чиновники всего боятся и предпочитают ничего не делать, чем брать на себя риски ответственных решений.
А вот там, где этот институт получил достойное развитие, ситуация иная. На один проект ГЧП в Китае приходится 100 таких проектов. Отсюда и другой результат.
В этой связи для характеристики общей ситуации очень подходит китайская пословица: «Не так сложна длинная и крутая дорога, как важно не иметь камешки в ботинках». Но вот вытряхнуть их из своей обуви у нас как-то все не получается.
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"