Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Лиссабон и Владивосток – единство противоположностей » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
16 мар 03:00Бизнес

Лиссабон и Владивосток – единство противоположностей

Автор: Владимир Гурвич

 

Политика, которая не способствует экономическому сотрудничеству с другими странами, должна быть признана как минимум ошибочной и изменена.

Идея сближения Европы и России, образование на этих огромных просторах нечто похожего на общий рынок возникала неоднократно и даже предпринимались попытки по ее реализации, но всякий раз происходит откат назад. Сегодня мы переживаем именно такой период. Однако подобная ситуация устраивает далеко не всех, и в первую очередь бизнес, который несет немалые потери и как может старается изменить ее. В этом направлении сделан еще один шаг. В ТПП РФ состоялась церемония подписания Меморандума о присоединении к Инициативе по созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Все началось с розетки…

Однако пока положение скорее вызывает беспокойство, чем оптимизм. Товарооборот между Европейским Союзом и странами ЕАЭС, включая Россию, падает. Так, в 2019 году обмен продукцией между РФ и ФРГ сократился на 11%. Между тем, по словам Дитриха Меллера, уполномоченного Российско-германской внешнеторговой палаты по высокоскоростному железнодорожному транспорту и Евразийскому экономическому союзу, проведенный опрос среди немецких бизнесменов показал, что экономическому сотрудничеству с ЕАЭС придается ими большое значение.

Во многом оно опирается на глубокие экономические корни. Дитрих Меллер рассказывает, что когда в конце XIX века концерн «Сименс» появился в Российской империи для ее электрификации, то делал он это не только посредством поставки оборудования, прокладки сетей, но и внедрением стандартов. Именно тогда было решено, что напряжение будет равно 220 вольтам и с той поры в розетках всей Европы и России оно сохраняется на том же уровне.

С точки зрения иностранного бизнеса, стандарты – это отнюдь не праздный вопрос. Они реально мешают сотрудничать, так как затрудняют установку научно-технических связей. В России средний возраст стандартов 25 лет, за это время многое изменилось. Их же сохранение в прежнем виде препятствует доступу зарубежной продукции на российский рынок.

Да, стандарты – это важно, но далеко не все. Сотрудничеству мешают политические разногласия, санкции-антисанкции. Если преодолеем эти расхождения, то удастся создать единое пространство от Лиссабона до Владивостока, как-то не уверенно констатирует Дитрих Меллер.

Молчок

Пока же надежды на это не слишком велики. Как признается член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян, на данный момент между ЕС и ЕАЭС не ведется диалога на политическом уровне. А он очень нужен и не только между двумя комиссиями – европейской и евроазиатской, но и между бизнес-ассоциациями. Без этого невозможно расширять континентальную торговлю.

Удивительно то, как слабо используются на сегодняшний день существующие возможности. В ЕС и ЕАЭС вместе проживают 700 млн человек, напоминает президент «Confindustria Russia» Эрнесто Ферленги. Это огромный рынок, и есть много и способов для взаимодействия. Например, в России взят курс на импортозамещение. Как ни странно, европейский капитал способен активно включиться в этот процесс путем создания на российской территории совместных предприятий, а затем экспортировать их продукцию. Такой подход выгоден обеим сторонам.

Упущенные выгоды

Россия и Европа много теряют от того, что сотрудничество между ними переживает застой. Из него будет трудно выбраться, если не начнется реальная работа по формированию общего экономического пространства, считает председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и ВЭД Андрей Спартак. Ее условно можно разбить на два уровня задач – среднесрочных и долгосрочных. Среднесрочная связана с либерализацией форм сотрудничества между сторонами, долгосрочная – с созданием зоны свободной торговли.

Без решения этих задач трудно преодолеть спад взаимной торговли, изменение ее номенклатуры. Россию это никак не устраивает, она преимущественно поставляет в Европу энергоносители и другое сырье, ЕС везет к нам оборудование, комплектующие, товары длительного пользования. Россию такой расклад никак не может удовлетворить. Об этом говорится давно, этот посыл уже превратился в мантру, но пока кардинально ничего не меняется и при нынешней ситуации вряд ли изменится.

Если между сторонами будет заключено соглашение о свободной торговле, то, согласно проведенным расчетам, взаимный товарооборот по минимуму может возрасти на 30 млрд долларов, а максимально на 100 млрд долларов. При этом выиграют все страны – участники торгового обмена.

Существует целый ряд особенно перспективных направлений экономического сотрудничества. Это увеличение объемов качественных инвестиций, развитие электронной коммерции, кооперация в сфере цифровой экономики, учитывая, что, к примеру, в России и в Армении существуют сильные школы математиков и программистов, сотрудничество в секторах малого и микробизнеса.

Отдельная тема, по мнению Андрея Спартака, развитие транспортной инфраструктуры и транспортных коридоров. Россия расположена на их пути. Товарооборот между ЕС и Китаем по сравнению с 2012 годов вырос в 5 раз! Это огромный объем транзитных грузов, и он может еще вырасти по мере присоединения к этим перевозкам Ирана, Индии, других стран. Россия в силу своего географического расположения просто обязана воспользоваться такими возможностями.

Но чтобы добиться этих целей следует переходить к полномасштабному диалогу на всех уровнях. Это особенно необходимо еще и в ситуации, когда в мире предпринимаются активные действия по разрушению экономического порядка, который складывался десятилетиями. ЕС и ЕАЭС могли быть стать союзниками в этих процессах.

Увы, несмотря на очередной меморандум, надежд на то, что он получит воплощение, как-то немного. Российская власть взяла курс на самоизоляцию страны, на создание барьеров для сотрудничества с другими государствами и их объединениями. Скорее всего, эта инициатива дальше стен ТПП РФ не пойдет. Но все же назвать ее и полностью бесполезной вряд ли правильно, она еще раз демонстрирует, что стремление к сотрудничеству на пространстве от Лиссабона до Владивостока сохраняется в силу того, что является естественным и закономерным процессом.

Так что можно ожидать, что попытки создать единую экономическую территорию будут повторяться и впредь. Вот только, когда они приведут к успеху, сегодня вряд ли кто-то сможет сказать.

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Банк – застройщик – дольщик: где займет свое место Минстрой в этом конфликте интересов

Как привлечь новых резидентов в индустриальные парки: начало оказалось хорошим, а что будет дальше – непонятно

Турбулентность в мировом бизнес-настроении или как настроение бизнесменов влияет на инвестиции в экономику России

Банки приглашают строительные компании на эшафот: не сейчас, а в следующем году

Минстрой России: на что он может влиять, а на что – нет при выполнении программы в 120 млн. кв. метров жилья в год.

Одна из бед нашего бизнеса – это плохая коммуникационная среда. А без нее невозможно решать многие актуальные вопросы.

Александр Князев (НОСТРОЙ): почему не все строители смогут вернуть деньги из компфондов исключенных СРО

Темное далёко девелопмента не за горами, а чиновники штампуют законы, чтобы добить тех, кто остался

Компания REHAU: 20 лет на российском строительном рынке

Александр Ручьев: сегодня не стоит начинать девелоперский бизнес в России


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На этой выставке кондиционеров
Наверх