Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Малый бизнес: весну мы считали жестким кризисом, а что нам ждать от осени?
После того, как в России начались рыночные реформы, большие надежды на их успех связывали с развитием малого и среднего бизнеса. Увы, он так и не стал настоящим драйвером экономики, его роль оставалась скромной и подчиненной. Государство так и не сумело построить эффективную систему по стимулированию предпринимательства. Когда же начался, вызванный пандемией, масштабный экономический кризис, то главный удар пришелся именно по небольшим предприятиям. Многие эксперты даже стали хоронить этот сектор, полагая, что он понесет такие потери, что в ближайшие годы не возродится. Как всегда, прогнозы это одно, а жизнь другое. Поэтому интересно сравнить то, что предсказывали и то, что происходит на самом деле.
Удар под дых
Кризис действительно стал тяжелым испытанием для малого и среднего бизнеса (МСБ). И цифры свидетельствует об этом более чем наглядно. Зв первое полугодие 2020 года его оборот сократился почти на 6%, а самих предприятий стало меньше на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года до 6,1 млн единиц, а число работающих – на 2,4% до 15,3 млн сотрудников.
Осложняется финансовая ситуация, финансирование сектора упало на 6,4% до 3,3 трлн рублей. Правда, одновременно в связи с уменьшением ключевой ставки ЦБ снизилась средняя стоимость кредитов и возросло их количество. Но при этом сам размер займов существенно сократился.
Несмотря на негативные показатели, по оценкам экспертов, предсказанного огромного обвала малого и среднего бизнеса не произошло. Он сохранил свою дееспособность и при благоприятном развитии событий способен в значительной степени к возрождению. Что частично и происходило во время недолгого периода стабилизации ситуации с эпидемией и экономикой.
Куда ни кинь, везде клин
Хотя все внимание сегодня сосредоточено на пандемии и ее влияние на текущие экономические процессы, на ситуации с МСБ стоит посмотреть с более широких позиций. Следует отметить общие недостатки и изъяны государственной политики в этой сфере. Реализация нацпроекта по малому и среднему бизнесу пробуксовывает. Льготных кредитов МСП за весь 2019 год выдано 400 млрд руб. вместо запланированного 1 трлн, доля региональных банков в кредитовании этого сектора остается низкой – около четверти от совокупного портфеля.. Разными формами господдержки охвачено всего менее 2% малых и средних компаний.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо ликвидировать целый ряд барьеров. Во-первых, жесткость банковского регулирования на сегодня такова, что кредитование МСП для кредитных организаций во многих случаях невыгодно, а для региональных и небольших банков еще и запредельно затратно по причине дороговизны внедрения необходимых технологий.
Во-вторых, развитию национальной гарантийной системы препятствует ее противоречивый статус: института развития - с одной стороны, и коммерчески успешной структуры – с другой. В-третьих, комплекс мер господдержки, в том числе через участие в госзакупках, по факту оказывается доступным крайне узкому кругу субъектов МСП – а потому как стимул роста работает вполсилы.
Если мы действительно хотим в короткие сроки выйти из кризиса, то нужны срочные меры помощи этому сектору. Между тем, по словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некоторые ранее принятые инициативы в этом направлении завершают свое действие. И нужно быстро разрабатывать новые. Но какие именно, пока не до конца ясно.
Неравноправное партнерство
Отдельный и давно наболевший вопрос – малый бизнес и банки. По словам Павла Гагарина, члена генерального совета "Деловой России", у представителей этого сектора накоплен большой негативный опыт общения с банкирами, которые часто отказывают им в финансировании по самым разным причинам. А сейчас ситуация только усугубляется, так как многие малые компании оказались в группах рисках.
Малому предприятию, как было сложно получить кредит в банке, так ничего в этом плане не меняется, отмечает Сурен Айрапетян, управляющий партнер «Ребридж Капитал», требования к заемщику очень большие и жесткие. В итоге многие из них отсеиваются. Многие бизнесмены не умеют работать с банками, а банкиры – с малыми предприятиями. Это приводит к тому, что они предпочитают получать деньги в серой зоне.
Правда, неверно все сваливать только на банки, бизнесмены так же должны научиться лучше рассчитывать свои предельные кредитные нагрузки и риски. Следует признать, что далеко не все предприниматели умеют работать с финансовыми структурами.
Проблема тут гораздо глубже, считает Анна Ильина, заместитель начальника экономического управления ГУ Банка РФ по ЦФО. Следует говорить о недостатке общей финансовой грамоте в стране. Те, кто занимаются бизнесом, зачастую не знают элементарных вещей. Так, в финансовой столице страны – Москве о таком важном инструменте как факторинг известно лишь 5% предпринимателей.
У нас очень жесткие требования для выдачи кредитов МСБ, что во многом связано с недоверием к этому сектору. На это накладывается узость финансовой инфраструктуры для него. Если не снижать барьеры по доступу малым предприятиям к финансовым ресурсам, трудно рассчитывать на рост малого и среднего бизнеса.
Доступ к телу государства
Другой не менее важный вопрос – участие МСБ в государственных закупках. Надо признать, что в этом вопросе есть определенные сдвиги, за последние 7 лет у субъектов МСП число таких сделок возросло в 12 раз. Согласно действующему законодательству, на этот сектор должно приходиться не менее 15% объема госзакупок. В последнее время предприняты определенные шаги с целью облегчению доступа малых предприятий к государственным деньгам. Закон освободил их внесения обеспечения для выполнения заключенного контракта. Правда, при определенных условиях – если компания имеет положительный опыт участия в таких тендерах.
Это дает позитивный результат. По крайней мере, согласно статистике Минфина, в I полугодии величина подобных контрактов с МСБ возросла на 29%.
По мнению Татьяны Демидовой, директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ, задействованный комплекс мер дает результаты, доверие к малым компаниям со стороны заказчиков растет.
Но на этом не надо останавливаться. Разработан проект закона, который содержит целый блок поддержки малого бизнеса в системе госзакупок. В частности, одна из мер предполагает, что поручителем могут выступать не только банки, но и региональные гарантийные фонды. Так, же законопроект предлагает увеличить квоту госзакупок до 30%.
Однако, как отмечает Татьяна Демидова, существует и целый набор проблем. Одна из них – зачастую в закупках под видом малых предприятий выступают аффилированные с большими корпорациями фирмы. В этом случае формально заказы достаются небольшим компаниям, а реально – крупным предприятиям. Сегодня законодательного запрета на такую практику не существуют, вот они этим и пользуются. Возможно, через какое-то время ей придет конец; Минфин подготовил законопроект: «О конфликтах интересах», запрещающий участие в тендерах таких игроков.
Могло бы быть гораздо лучше
В условиях пандемии малый бизнес без активной и всесторонней поддержки государства не восстановится в полной мере. А это крайне необходимо для выхода из кризиса. Но пока в целом она крайне мало и малоэффективна. И нет признаков того, что положение кардинально меняется.
Заместитель департамента по взаимодействию с органами государственной власти АРБ Игорь Логинов называет целый набор мер, который не дают нужного эффекта или которые необходимы, но не используются. Применяемое в ряде случаев субсидирование процентных ставок не приводит к росту числа малых предприятий. Слабо растет кредитование МСБ. Между тем, рост поручительства приводит к росту выдачи кредитов.
Но при этом само государство ограничивает возможности финансирования этого сектора. В программе госкредитования МСБ участвует только 65 из 388 банков. Остальные от этого дела отстранены. Это снижает конкуренция между кредитными организациями, ведет к ужесточению условий выдачи денег и увеличения тарифов за обслуживание. Да и сами возможности банков в этом направлении ограничены, ЦБ жестко лимитирует пределы кредитования размерами от 5 до 15% от собственного капитала.
Слабо в этом направлении работают гарантийные фонды, они мало предоставляют поручительств, в 18 регионах за год их было выдано всего немногим более ста.
Все это происходит на фоне новых осложнений, вызванных коронавирусом. По словам Надежды Карисаловой, заместителя министра инвестиций и инноваций Московской области по вопросам поддержки МСБ, в 2020 году снижается число заемщиков в этом секторе, сокращается и самих активность банков, уменьшается доходность региональных гарантийных фондов. А корпорация МСП планово убыточная.
События показывают, что малый бизнес России оказался более устойчивым к выпавшим на его долю испытаниям, чем предсказывали многие аналитики. Обвала не случилось. Но успокаивать себя этим стало бы большой ошибкой. В нынешних условиях сектор очень нуждается в содействии государства, как в финансовом плане, так и с точки зрения облегчения деятельности. Меры в этом направлении предпринимаются, но они совершенно не адекватны существующим вызовам и потребностям сектора.
Владимир Гурвич
Фото: ИА Строительство
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"