Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Коронавирус как катализатор перемен в градостроении
Конечно, охватившая весь мир пандемия – это большое мировое зло. Но даже в самом плохом явлении можно найти что-то хорошее. В частности, коронавирус заставляет посмотреть на нашу жизнь с других позиций, пересмотреть многие, казалось бы, незыблемые установки, в том числе и в таких достаточно консервативных сферах, как строительство, архитектура, градостроение.
Не упустить момент
Уже ясно, что пандемия не завершится скоро, а ее последствия будут ощущаться еще длительное время. Но было бы ошибкой, потратить его только на борьбу с болезнью, гораздо продуктивнее понять, что изменилось, и попытаться найти ответы на эти перемены.
Согласно данным ООН, к 2050 году до 70% жителей планеты будут проживать в городах, а это большой вызов всему человечеству и архитекторам, в частности. Изменится ландшафт земли, произойдет дальнейшее уплотнение проживания и одновременно опустеют большие пространства, откуда уйдут люди, а это шанс для восстановления природы.
Одновременно начнется новый этап в развитии городов. Но, по мнению архитектора Алексея Куковякина, предсказать, каким оно будет, нельзя. Мы вступаем в период тотальной неопределенности. Чувство тревоги становится всеобщим достоянием.
Сценарии будущего
На этом фоне можно говорить о нескольких возможных сценариях и трендах. Первый – дезурбанизация. Людям все меньше нравятся огромные мегаполисы, они хотят жить на природе. Работа на удаленке позволяет не ездить каждый день в офис. Пандемия резко ускорила этот процесс.
Второй – цифровизация. Новая цифровая городская платформа позволяет бизнесу выживать, а горожанам – получать услуги, не выходя из дома. Третья – рост ценности общественных пространств, когда жители рядом расположенных домов все больше приходят к выводу о необходимости совместного проживания на территории, об увеличении коммуникации между собой. Четвертый – увеличение нормы обеспеченности жильем, в том числе с развитием удаленных форм работы. Пятый – многофункциональность территорий, когда не небольшом пространстве можно найти все, что необходимо для жизни.
Аромат города
Все это может привести к изменению концепции современного города. Причем, эта задача не только для архитекторов и градостроителей, но и для всего общества. Будет поставлена цель – избавить людей от постоянного стресса, который присущ нынешнего городскому образу жизни. Нужно ему вернуть максимальное количество позитивных восприятий. Это можно сделать с помощью пристального внимания к деталям, что сделает прогулки по улицам приятным занятием. У города появится другой аромат.
Это в равной степени относится к самим жилищам. Во время пандемии изменилось их функциональное значение, они стали использоваться не только для отдыха, но и для работы. Но в большинстве своем они сегодня для этих целей не приспособлены. Неслучайно города столкнулись с таким странным, на первый взгляд, но закономерным явлением – многие горожане стали снимать для ведения трудовой деятельности номера в гостиницах или арендовали квартиры. Понятно, что это и дорого, и не очень удобно. Значит, появляется задача – как изменить жилое пространство для решения этого вопроса.
Город будущего пока в тумане
Пандемия спутала все прогнозы, травмы от нее мы будем зализывать еще много лет и в первую очередь в экономике. В таких условиях о каких ближайших сценариях для города можно говорить. Мы не знаем, что случится в 2021 году.
В этой ситуации архитекторы в растерянности, они плохо представляют, что проектировать, ведь все может кардинально измениться в один миг. Прогнозы сбываются все хуже, это означает, что нам нужен более гибкий, способный к быстрым изменениям мир. Но при этом мы все пытаемся понять тренды.
Города развиваются по-разному, и пандемия только усилила эти тенденции, каждый мегаполис по-своему реагирует на новую ситуацию. Так, в Нью-Йорке отток жителей в два-три раза превышает их приток. В Лондоне растет цена недвижимость, а в Осло – ничего не меняется, что тоже следует признать реакцией на ситуацию.
Сегодня дом становится рабочим местом, а потому мы стали больше задумываться о своем домашнем пространстве, каким оно должно быть. И если в связи с удаленкой, становится все менее важно, в каком месте работать, то вопрос «Где жить?» приобретает дополнительную актуальность. Например, обосновать нашу резиденцию в квартире на окраине Москвы или в пригородном доме с 6 сотками. Тем более, цена этих двух видов жилья сопоставима.
Пандемия неизбежно влияет на девелоперов, на квартирографию жилищных комплексов. Она же в свою очередь диктуется образом жизни. Теперь многие считают, что в их жилище должен располагаться рабочий кабинет, который становится важной частью планировки квартиры или дома.
Жилищные комплексы эволюционируют от единообразия в сторону сочетания самых разных предложений: от высотных зданий до малоэтажки и индивидуальных коттеджей. Город будущего – это совмещение противоположностей, обладающий возможностями для реализации многих функций и запросов.
Не только пандемия меняет будущее, но и экономика диктует свои требования. Но что интересно, и то и другое работает на процесс увеличения домашнего пространства.
Жадность и страх не должны победить
Сегодня мир пребывает в точке жадности и страха. Одна архитектурная компания даже разработала соответствующий индекс. Люди думают, как заработать или не потерять то, что уже есть, и при этом не заразиться. Жадность и страх повышает общую волатильность общества, что не увеличивает в нем конструктивного элемента. Перемены во время пандемии очень болезнены, поэтому стоит задача по созданию систем и технологий, которые бы позволили ослаблять эти негативные тенденции.
Мы все еще пребываем в иллюзии со времен Виктора Гюго в том, что архитектура – это застывшая музыка. На самом деле архитектура – это застывшая экономика, замечает Елена Чугуевская, генеральный директор института «ГИПРОГОР». В облике городов, в градостроительной деятельности нам надо стремиться к многообразию, дабы каждый мог бы найти то, что ему надо. Очень важно, чтобы никто не оставался за скобками, все должны получить то, что им подходит по статусу.
В момент катаклизмов проявляется многое из того, что противоречит устоявшейся практике; те, предложения, которые воспринимались как совершенно нереальные или даже идеи не совсем адекватных людей находят применение. Поэтому охватившая мир пандемия способна многие решения, которые не могли пробиться годами и десятилетиями, сделать реальными, двигая мир вперед.
Возможно, именно в этом позитивное значение пандемии. Ведь как известно, нет худа без добра.
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"