Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Транспорт будущего скоро станет нашим настоящим
С советских времен мы помним ужасные поезда, которые передвигались очень неспешно, а езду в них можно было сравнить с самым настоящим испытанием. Есть надежда, что уже скоро такой подвижной состав мы сможем увидеть только в кино.
Издавна повелось, что строительство неразрывно связано с развитием транспорта: там, где прокладывались новые пути, возникали и росли новые города и поселения, появлялись промышленные зоны, в этих местах начиналась совсем иная жизнь. С тех пор по большому счету ничего не изменилось. Вот почему мы решили немного отойти от своей профильной тематики и рассказать нашим читателям о перспективах развития пассажирского рельсового сообщения.
Транспорт номер один
Для России с ее огромными пространствами уровень и качество транспортной инфраструктуры является важнейшим фактором экономического и социального развития. Это в полной мере относится и к пассажирскому сообщению. По словам Василия Шипилова, заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ, сейчас готовится концепция межрегиональных перевозок. Документ будет определять, какой вид транспорта следует развивать в первую очередь в том или ином регионе, какая должна быть средняя скорость движения, степень комфорта, тарифное регулирование.
По мнению чиновника, эта концепция весьма важна, так как 30% территории России не имеют другой транспортной альтернативы, кроме железных дорог.
Сегодня российские железные дороги переживают революционные изменения. Это вызвано целым рядом факторов и трендов. Растет маршрутная сеть, постепенно она все больше охватывает труднодоступные регионы, по этим направлениям регулярно назначаются новые поезда. Происходит активное выбытие старого подвижного состава, одна треть его уже списана, и в ближайшие годы та же участь ждет оставшиеся еще на ходу вагоны. В предыдущие годы обновление происходило медленно, в результате парк сильно износился.
По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, наличие такой концепции очень важно, так как государство должно понимать, куда оно вкладывает деньги, какие направления должны быть в приоритете, как будет происходить конкуренция между различными видами транспорта и как регулировать эту сферу.
Ориентация на комфорт
14 февраля 2019 г. в рамках Российского инвестиционного форума был подписан крупнейший договор на изготовление подвижного состава в период 2019-2025 годов. Сумма контракта составляет 237 млрд рублей. Согласно условиям договора предстоит поставить 3 730 пассажирских вагонов.
Новые вагоны будут принципиально отличаться от прежних, привычных. Они впервые будут выполнены в виде двухвагонного сцепа, что обеспечит эффективное использование общего пространства. Это позволит создать более комфортные условия для пассажиров, в том числе появятся дополнительные места общего пользования. В них разместится сервисная зона, оборудованная аппаратами для продажи напитков и закусок: появятся кофемашины и вендинговые автоматы, а также специальные аппараты для фильтрации и нагрева воды – пурифайеры. Также в вагоне предполагается наличие комнаты, где будут установлены дополнительная раковина, холодильник и микроволновая печь для приготовления пищи.
Пространство купе максимально приспособят под нужды пассажира в пути: предусмотрен столик-трансформер, солнцезащитные и светонепроницаемые шторы. У каждого места будет USB или стандартная розетка. Также в купе установят индивидуальные сейфы и светильники. Дополнительный комфорт планируется обеспечить за счет возможности самостоятельного регулирования температуры в купе.
В каждом вагоне появится душевая кабина, а туалетные комнаты оснастят сенсорными кранами для бесконтактной подачи воды и мыла, а также электросушилками для рук. Кроме того, будет установлен пеленальный столик для пассажиров с маленькими детьми. Согласно договору, одна треть всех вагонов будут двухэтажными, тем самым существенно возрастет эффективность перевозок.
Реализовывать контракт доверят Тверскому машиностроительному холдингу (ТМХ) – старинному отечественному машиностроительному предприятию, недавно отметившему свое 120-летие.
По словам Александра Лошманова, заместителя генерального директора по развитию пассажирского транспорта Трансмашхолдинга, при разработке вагонов будут учитывать несколько основных трендов. Это создание дополнительных условий для пассажиров с детьми; создание мобильных офисов для работы в пути; современный дизайн; с этой целью привлекаются к работе над ним известные мировые дизайнеры. Раньше этой теме не уделяли должного внимания, сегодня она выходит на первый план. Причем изучаются пожелания самих пассажиров. Одновременно ставится задача, чтобы интерьеры могли бы легко видоизменяться при ремонте подвижного состава.
Еще одно важное новшество – внедрение устройств, обеспечивающих плавность хода. Да и в целом вагоны должны быть легки в обслуживании, для чего они будут оснащены большим числом различных датчиков. В перспективе они будут снимать до 1000 параметров.
Согласно контракту, 85% узлов и комплектующих для новых вагонов к 2023 году должно производиться на территории России. А сам пробег подвижного состава должен вырасти в два раза, что резко повысит эффективность его эксплуатации.
Железнодорожный транспорт, несмотря на конкуренцию с его другими видами, остается востребованным. В 2018 году он побил рекорд, перевезя 102 млн пассажиров. Из них половина воспользовались плацкартными вагонами. По данным Петра Иванова, генерального директора Федеральной пассажирской компании, парк вагонов составляет 16,9 тысяч единиц, к 2025 году он возрастет на 12,7%, а пассажиропоток увеличится до 125 млн человек в год.
Что нужно улучшать в вагонах, что вызывает наибольшую востребованность у пассажиров? Это наличие душа, индивидуальных приборов для регулирования температуры в купе, дополнительные места для багажа.
Транспорт без швов
Как считает Юрий Саакян, подписанный контракт помимо основного значения будет обладать и солидным мультипликационным эффектом. Во-первых, это локализация производства. Во-вторых, командировочные смогут полноценно работать в вагонах, тем самым сократятся непроизводственные потери от нахождения в пути. Но есть и свои риски, во многом они связаны с позицией государства. В 2018 году на поддержку авиационных перевозок оно направило 22 млрд рублей, а железнодорожного транспорта – 5 млрд рублей.
Новый виток в развитии пассажирского рельсового транспорта, по мнению экспертов, позволит приблизиться к решению задачи по созданию в стране бесшовных перевозок, когда пассажиры станут без длительных переходов и даже переездов пересаживаться с одного вида транспорта на другой при сохранении уровня комфорта. При этом изменятся критерии для выбора транспортного средства. Согласно опросам, для 78% москвичей самый важный из них – время в пути, каждый пятый думает от экологичности транспортного средства.
Важнейший тренд развития транспорта – это его цифровизация. В вагонах непременно должен быть Wi Fi, выводиться на электронные табло вся необходимая в пути информация. Непременно должны быть зарядки для мобильных телефонов и даже адаптационный свет в зависимости от времени суток.
К сожалению, приходится констатировать, что революция на пассажирском транспорте несколько запоздала. Сегодня средний возраст вагонов почти 20 лет, подвижной состав в предыдущие годы обновлялся недостаточными темпами. Теперь появилась надежда, что через 5-7 лет мы будем ездить совсем в других условиях.
Марк Горский
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"