Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Как власти Москвы обещают решить вопрос с парковочными местами » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва −4 °C.

Архив публикаций
«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 
20 май 06:49Дороги

Как власти Москвы обещают решить вопрос с парковочными местами

Автор: Владимир Гурвич

 

За последние десятилетия в Москве невероятно вырос парк частного автотранспорта. Но от этого не стало хорошо ни людям, ни машинам.

В России, как известно, все происходит внезапно. Внезапно меняется общественный строй, внезапно наступает зима, непогода. Вот так же внезапно нахлынула на нас эпоха автомобилизма. Еще вчера наши дороги были пусты, можно было мчаться по ним с ветерком, а сегодня не проехать. Точнее, чтобы проехать, приходиться стоять в долгих пробках. Тут же возникает еще одна неразрешимая дилемма – где хранить наших железных друзей в минуты их отдыха. Оказалось, что городские пространства не приспособлены для парковки того количества автомобилей, которое есть сейчас. Идут годы, а вопрос не только не теряет актуальности, но становится все острей.

 

Транспортный коллапс

В какой-то момент стало ясно, что Москва задыхается от количества бороздящих ее улицы автомобилей. Но не только столичные автомобилисты утратили возможность нормально передвигаться по городу, после окончания поездки у многих возникла проблема, где припарковать свою машину. Мест для этих целей катастрофически не хватает. Пространства между домами давно превратились в нескончаемые автомобильные стоянки, которые отнимают у жильцов возможность не то, что гулять, а зачастую нормально ходить по территории.

Разумеется, власти не могли не отреагировать на возникший вызов. По словам председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светланы Разворотневой, город поставил задачу уменьшить количество автомобилей и пересадить людей на общественный транспорт. Это правильное направление, но полностью это сделать не получится по разным причинам. Одна из них заключается в том, что у большинства москвичей есть дачи, куда комфортнее добираться на личном автомобиле. Да и метро есть далеко не везде, к тому же ежедневно по делам в столицу прибывает большое число подмосковных жителей, многие на своих машинах, а их тоже надо где-то парковать. Ситуация тяжелая, зафиксировано немало конфликтов из-за парковочных мест, в том числе и со стрельбой.

Все это по-своему закономерно, учитывая, что с 2010 по 2019 год количество машин в Москве и области выросло на треть (в 2010-м было 5,7 миллиона зарегистрированных автомобилей, в 2019-м — 7,7 миллиона). Причем это только те авто, которые принадлежат москвичам; в будние же дни транспортный поток в городе существенно возрастает за счет приезжих из регионов. Ежедневно на улицы столицы выезжает 3,2–3,6 миллиона автомобилей. По сути дела, мы имеем настоящий транспортный коллапс.

Ситуация действительно непростая. В Москве на одного жителя приходится примерно 23 кв. м. жилой площади и почти столько же на одну машину – 18 квадратов. Чтобы хранить свои автомобили, обитателям 20-этажной свечки надо построить 6-этажный многоуровневый гараж. А каждый новый один миллион автомобилей требует 2,5 тысяч га для автостоянок.

Понятно, что это проблема не только Москвы, а всех мегаполисов на планете. В каждом ищут свои способы решения вопроса. Например, в Токио, чтобы купить машину в собственность, надо предварительно обзавестись лицензией стоимостью в 1,5 раза больше, чем новый автомобиль.

В такой ситуации помочь могут только радикальные решения. Председатель Комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Московской городской думы Елена Николаева указывает на то, что в этих экстремальных условиях развитие общественного транспорта идет опережающими темпами, создаются транспортные диаметры, которые соединяют область и город по диагонали практически по всем направлениям. Это большое подспорье для жителей ближайшего Подмосковья, для которых диаметры станут хорошей альтернативой личному транспорту. Это тем более важно, что нет оснований ожидать улучшения ситуации с парковками.

У нас действуют утвержденные нормы проектирования, и в сегодняшнем строительстве, в том числе в рамках программы по реновации, количество парковочных мест планируется, исходя из нормативов Градостроительного кодекса РФ. Граждане хотят иметь плоскостные парковки, но в ближайшее время их в достаточном количестве быть не может, нужны альтернативы, считает депутат.

 

Альтернативы есть, а альтернативы пока нет

Однако с альтернативами дело пока обстоит не самым лучшим образом. В первую очередь речь идет о многоуровневых парковках и подземных паркингах. Но развитие и того и другого происходит с немалым скрипом.

Сеть многоуровневых парковок в Москве развивается тяжело. Город не в состоянии строить их единолично в нужном количестве, требуется помощь бизнеса. Но ему эти объекты не слишком интересны, так как не обещают быстрой окупаемости. Стоимость такого строительства 600-700 млн рублей, а возмещение этих расходов может занять 13-15 лет. Ни один инвестор не станет вкладывать средства в такие проекты. По мнению Елены Николаевой, нужны специальные экономические стимулы для бизнеса, но пока их нет.

В целом не слишком успешно развивается и подземный паркинг. Светлана Разворотнева указывает на то, что такие хранилища для машин в жилых новостройках собственники не приобретают в силу дороговизны, поэтому застройщики вынуждены продавать их третьим лицам. Более того, возник даже своеобразный бизнес по сдаче в аренду или перепродаже этих площадей. В итоге они оказываются в собственности у людей, которые не проживают в этих домах, а автомобили жителей по-прежнему заполоняют придомовые пространства.

Хотя есть и некоторые положительные сдвиги. Были приняты уточнения в закон, утвердившие понятие «парковочное место» как объект недвижимости, который может быть вовлечен в экономический оборот. В связи с этим данный механизм стал пользоваться популярностью и активно развиваться. Новый порядок упростил процедуру оформления гаражных мест. В итоге продажи выросли в несколько раз. Но это лишь частичное решение вопроса.

Платные парковки вышли из центра

Мы еще помним времена, когда можно было оставлять свой автомобиль в любом месте в городе и не платить за это ни копейки. Теперь эта счастливая пора прошла, платные парковки стремительно расползаются по территории столицы. Понять власти не сложно; с одной стороны они служат ограничителями для поездок по столице, в первую очередь в центр, с другой – городской бюджет нашел новый и неиссякаемый источник пополнения. Сборы за парковки ежегодно приносят 5 млрд рублей. Вопрос в том, насколько эффективно используется это платное пространство?

Исполнительный директор фонда «Институт экономики города», руководитель направления «Рынок недвижимости» Татьяна Полиди рассказывает о результатах исследования по эффективности управления платными парковками в Москве. В пределах Третьего транспортного кольца лишь 7% улиц занято платными парковками, в пределах Садового кольца сосредоточено 17% таких парковок, а 43% парковочных мест выходят за пределы ТТК. Анализ ситуации и разработка наиболее эффективной тарифной сетки для автомобилистов позволяет сделать вывод: к тем 5 млрд рублей дохода от платных парковок можно прибавить еще достаточно много, так как парковочное пространство используется только на 10% Необходимо стимулировать граждан использовать платные парковки в выходные и праздничные дни для увеличения экономической доходности центра города.

Как выясняется, наличие или отсутствие платных парковок может влиять на экономику города. Так после того, как на Тверской улице был полностью запрещен паркинг, с первых этажей домов уехала часть арендаторов, лишившихся покупателей. Это пример не самого разумного подхода, который грозит уходом части коммерсантов из некоторых районов города. Организация платных парковок коррелирует со стоимостью коммерческой недвижимости в центре и прибыльностью торговых площадей.

Вечный конфликт

Положение с парковками – это изначально запрограммированная конфликтная ситуация, считает Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города». Делать отдельный паркинг для каждого авто – это значит положить конец развитию города. Чем лучше условия для автомобильного парка, тем в целом хуже ситуация в Москве – по ней просто будет не проехать.

На положение сильно влияет национальная психология. У нас многие люди предпочитают жить в малогабаритных квартирах, зато иметь на каждого взрослого члена семьи по машине. Было бы полезней, если бы они использовали эти средства для улучшения своей жилищной ситуации.

В этих условиях сколько бы власти не улучшали дорожную сеть, пробки не исчезнут без противодействия стихийной автомобилизации. Каждый год число машин возрастает на 100 тысяч – никакие вложения в дороги не поспеют за этим безумным ростом. Мы тратим значительную часть собираемых налогов на помощь автомобилистам, как будто у нас нет более важных проблем. Создание новых парковочных пространств не должно являться приоритетной задачей, считает Надежда Косарева.

По всему получается, что кроме развития общественного транспорта, в Москве нет другой программы решения вопроса с парковками. Программа «народный гараж» умерла, а другие не появились. А потому не надо быть провидцем для предсказания, что в обозримом будущем машины продолжат заполонять наши дворы.

Владимир Гурвич

На фото: вверху городская парковка в центре Лас-Вегаса (США), внизу – центр Вены. Фото из архива ИА Строительство.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Имеет ли Россия экономические и технологические возможности строительства современных автодорог

Дороги в России: что выбирают специалисты - битум или цемент?

Производство дорожно-строительной техники: либо рывок, либо застой. Третьего не дано

Транспорт будущего скоро станет нашим настоящим

Российская строительная индустрия готовится к большому прыжку?

Строительство скоростной железной дороги Китай-Россия: участвуют все заинтересованные стороны, кроме Минстроя

Что выбирает Европа: цементобетон vs асфальтобетон

Дороги в России: местным дорогам быть, если губернатор и мэр договорятся

Дороги: вообще-то успехов немного, но главное — есть к чему стремиться

Ударим цементобетоном по нашему бездорожью


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх