Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Рынок окон ждут большие перемены
Сегодня на оконном рынке происходят драматические события, количество компаний сократилось в несколько раз. И положение будет только ухудшаться, несмотря на то, что падение замедляется. Это создаёт предпосылки для изменения отношений сторон на рынке.
Ухудшение положения обусловлено рядом причин. Тау, система ценообразования в строительстве касается и оконных компаний. Они должны поставлять информацию в систему Минстроя. Если они это не будут делать должным образом, их ждёт наказание вплоть до приостановки деятельности. Соответствующие изменения в Административный кодекс уже согласованы. На совещание в Минстрое нас предупреждали, что возможности продавать свою продукцию у тех поставщиков, которые не будут участвовать в этом проекте или нарушать его правила, будут ограничивать. Понятно, что эта ситуация для многих несовместима с жизнью.
Еще одна история на этот раз с утилизационным сбором. Хотя в 2018 году производители окон из ПВХ не должны его платить, потому что ставка по нему равна нулю, это не означает, что они не должны отчитываться. Нужно считать весь произведенный тоннаж продукции, как-то решать вопрос о возврате старых блоков с рынка. Это еще один элемент, который давит на оконные компании. Рано или поздно ведомства, отвечающие на экологию, к нам придут, и будут требовать свое. А перерабатывать отходы в полном объеме мы еще не научились, точек, где этим можно заниматься, немного, по стране они размещены неравномерно. А в некоторых регионах вообще ничего невозможно перерабатывать.
С 1 января вводятся дополнительные требования к утилизации твердых коммунальных отходов на свалках. Множество новых позиций, которые нельзя там утилизировать; если кого-то поймают за этим делом, отберут лицензию. Значит, отходы надо везти куда-то далеко.
Следующая история, которая нас давит, - изменение правоприменительной практики в грузоперевозках. 387 комплектов весогабаритного автоматического контроля должны быть установлены на федеральных трассах в течение полутора лет. Регионы занимаются этим очень активно, например, в Пермском крае поставили три таких комплекса и за первых девять дней выписали штрафов на 18 млн руб. По их оценкам, с перевесом идёт до трети всего транспорта, чуть ли не половина машин завешивают номера. Но скоро эта мера тоже не поможет, штрафы все равно будут. В итоге автомашин станет не хватать, а цены на перевозки расти. Налоговая служба запустила систему, прослеживающую формирование НДС по цепочке. Говорят, в автоматическом режиме отслеживается цепочка до шести компаний. Схема, по при которой автомобилем владеет некий ИП на упрощенке, сдаёт его ООО, которое перепродаёт услугу уже с НДС, а потом спокойно исчезает, будет легко отслеживаться.
Что в итоге? Нельзя возить с на прежних условиях, нельзя не отчитываться во все места о ценообразовании, нельзя ничего продавать, не заплатив за будущую утилизацию прямо сегодня. И это далеко не все причины, которые делают ведение бизнеса все тяжелей. Справиться со всей этой возрастающей нагрузкой не могут не только небольшие компании, это и для средних тяжело. Поэтому производители уходят с рынка. Останутся на нём только крупные игроки, что сильно поменяет общую ситуацию.
Что я имею в виду? Крупная компания для увеличения своей доли рынка должна чем-то отличаться от остальных. Но именно этого нет. Профильные системы почти не отличаются друг от друга. Они очень посредственные. И как-то изменить их сложно.
Клиент, который покупает продукцию, не видит разницы, для него все пластиковые окна на одно лицо. Ему трудно объяснить, в чем тут отличия. Наши робкие попытки как-то повлиять на свойства изделий через стандартизацию пока результатов не дали. Де-факто новый СП "Тепловая защита зданий" лишь фиксирует сложившуюся ситуацию и никак не стимулирует производителей повышать требования к продукции.
И тут возникает интересная коллизия. Профилисты вынуждены выпускать строго определенную продукцию и все время мы получаем ровно то, что уже было. Потихоньку появляются компании, которые просят производителей профилей дать им то, чего нет у других. Ситуация на рынке с большой долей вероятности поменяется, так как таких компаний станет больше. И они будут крупнее. Отказать крупным игрокам будет неразумно, для производителя профиля станет выгодно делать что-то эксклюзивное. К тому же, это обеспечивает связку с клиентом.
Создание некоторого числа эксклюзивных линеек поменяет рынок, Не только я, но и многие мои коллеги согласны с тем, что тот, кто будет в первых рядах, соберет все сливки. Оконные компании постепенно начнут диктовать условия профилистам. И те, кто не готовы к этому, будут терять свои доли рынка.
С этой точки зрения надо посмотреть, чего у нас не хватает. Если посмотреть на профильное производство, то можно увидеть, что часть больших линей там не загружена, зато небольшие - работают по полной. Когда планировали эти предприятия, то закупали большие линии, которые сегодня не полностью востребованы. Этот дисбаланс будет мешать перестройке структуры продуктовой линейки.
Сегодня есть жёсткая тенденция снижения цены. Сейчас цену снижают за счёт качества и ухудшения технических характеристик. Но цену можно снизить и не пожертвовав качеством, если изменить технологию производства окон, их конструкцию. Есть практические примеры такого подхода.
Говоря о переходе от рынка поставщика к рынку покупателя, мы говорим о синергии всех участников процесса, взаимного обучения. Профилисты не всегда знают то, что известно оконным компаниям, и наоборот. Возникает потребность в новых компетенциях и у тех и у других. Где-то нужно пересмотреть технологии, работу с инструментами, состав оборудования, наладить образовательный процесс. Все это способно структурировать рынок, сформировать более устойчивые связи между производителями окон и поставщиками профиля, обеспечить рост маржинальности бизнеса и у тех и у других.
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"