Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
О трудностях переходного периода на эскроу-счета
Заместитель министра строительства Никита Стасишин
Рассказывать, как правильно переходить на эскроу-счета, нет смысла, переходить все равно придется. Это прямое поручение Президента РФ, а не инициатива Минстроя, депутатов или еще кого-то. Это единственное, что надо сделать строителям, работающим в отрасли, и банкам, которые отныне становятся неотъемлемой частью жилищного строительства. Сегодня в стройке крутится уже порядком 4 трлн. рублей. С учетом того, что к 2024 году нам надо выйти на сооружение 120 млн кв. м. жилой площади, из которых 80 млн кв. м. – строящееся индустриальным методом и малоэтажные дома, то нам, с одной стороны, следует стать прозрачней и понятней для банков, с другой стороны, увеличить объемы жилищного строительства.
При этом застройщикам нужно понимать, как с 1 июля 2019 года по-новому будет работать механизм привлечения средств граждан.
Но прежде для этого нужно ответить на два вопроса. Во-первых, что следует сделать для того, чтобы привлечь проектное финансирование и, во-вторых, сколько оно будет стоить. Но это с 1 июля 2019 года, а по старым проектам с 1 сентября 2018 года внедрено банковское сопровождение проектов. Много говорилось, что это приведет к остановке строительства, его подорожанию. По старым проектам могут возникнуть определенные сложности, поэтому мы давали глубокие разъяснения, что надо делать.
Не все банки и не все регионы реагируют на этот документ. В осеннюю сессию Государственная Дума рассмотрит поправки к закону, которые подготовил Минстрой. Они касаются нормы статьи №18 «О целевом использовании средств граждан». После изменений в законе нецелевое использование денег исчезнет.
В июльских поправках была введена очень жесткая норма – возможность отказать застройщику в праве на привлечение средств граждан, если по группе компаний идет просрочка свыше 3 месяцев ранее выданных разрешений на строительство. Складывается ощущение, что в некоторых субъектах РФ это стало инструментом торгов строителей с властями. На этот счет нужны разъяснения, что такое эти 3 месяца, по каким причинам они могут растягиваться. Не везде цикл строительства зависит от строителей, но зачастую и от муниципалитетов. Много приходит сигналов, что проекты останавливаются.
Мы хотим получать информацию от застройщиков, какие банки не желают с ними нормально работать. Мы плотно взаимодействуем с ЦБ, и делаем это для того, чтобы лучшие практики в мировом строительстве внедрялись бы у нас.
Количество обманутых дольщиков, к сожалению, не уменьшается, и для регионов это проблема. Понимаем, что нельзя полностью реформировать отрасль, не закрыв старые проблемы, чем также занимаемся Минстрой.
Мы на законодательном уровне запретили новые деньги от граждан направлять на достройку старых объектов. Но, несмотря ни на что, такая практика продолжается.
Меня очень беспокоят те регионы, где цена продажи приближена к себестоимости, где нет зазора между двумя стоимостями. Таким компаниям будет трудно пройти андерайтинг для получения проектного финансирования. Мы будем отдельно заниматься такими ситуациями. Мы понимаем, что сегодня капитала у банков недостаточно для полноценного финансирования строительства. Поэтому готовим предложения, чтобы увеличить емкость банковского капитала и поэтапное раскрытие эскроу счетов дало бы возможность снизить издержки строительства.
Выступление на образовательном семинаре в ВШЭ
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"