Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Наши люди не любят богатых, но очень хотят ими стать: в России пропасть между богатыми и бедными » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +10 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
25 мар 17:49Кто есть who

Наши люди не любят богатых, но очень хотят ими стать: в России пропасть между богатыми и бедными

Автор: Владимир Гурвич

На протяжении целого исторического периода в наше сознание упорно вбивали мысль, что богатство – зло. Теперь мы расплачиваемся за подобные представления.

 


 

В этом году исполняется тридцать лет появлению в России частного бизнеса и больших индивидуальных капиталов, другими словами – прослойки богатых людей. Хотя с того момента прошло не так уж мало времени, до сих пор отношение к богатству и к его носителям у нас далеко от позитивного. Это большая проблема для страны, так как без частных инвестиций невозможно успешное экономическое развитие, и реальность доказывает, что его как не было, так и нет. Пока положение в этом вопросе кардинально не изменится, какой бы политический режим не встал у руля государства, он не сможет радикально улучшить ситуацию, сделать российских граждан зажиточными людьми.

Богач, бедняк

Прежде всего следует отметить, что представление о том, что основная масса жителей России крайне негативно относится к богатству и богачам, не соответствует действительности. Две трети соотечественников (61%) хотят, чтобы богатые люди были в нашей стране. В то же время очень многие россияне чувствуют социальную дистанцию между собой и состоятельными согражданами. Об этом свидетельствует исследование Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления Сколково. При этом такая социальная дистанция не связана с COVID-19, это целостное мировоззрение. Оно ведет к тому, что разрывается социальная коммуникация, вследствие чего изменить существующее положение вещей довольно сложно, считает руководитель исследовательской группы Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы Сколково профессор Иван Климов.

Однако несмотря на то, что большая часть населения понимает, что без богатых, как без воды – и ни туды, и ни сюды, отношение к ним в целом остается негативным. Две трети опрошенных полагают, что деньги портят человека. Но чисто российский парадокс: большинство из нас хотят быть испорченными, то есть желают стать богатыми. Правда, есть все же хорошие богатые, но они не пример для основной массы богатеев.

Есть целый ряд причин, почему, по мнению россиян, трудно относиться к богатым положительно. В представлении людей крупный капитал в России неразрывно связан с доступом к власти. Миллионеры не оказывают достаточной помощи обществу и стране в целом. Нынешняя когорта богатых людей представляется закрытой социальной группой, изолированной от проникновения в нее тех, кто не имеет выгодных стартовых условий. Две трети (63%) сомневаются, что богатым может стать любой человек в нашей стране. Большинство (73%) считает владельцев крупных капиталов кастой избранных, живущих непонятной жизнью и по непонятным правилам (67%). Россияне не видят сколь-либо заметного и главное положительного влияния богатых людей на развитие экономики страны (58%). В их отношениях с властью практически существует корыстный умысел и коррупция (93%).

Эти выводы косвенно подтверждаются и индексом качества элит. У России он невысокий, это объясняется тем, что наш класс богатых – это класс рантье. Его идеал – законсервировать нынешнее положение, сформировать такие институты, которые выгодны ему, которые будут работать на его цели, при этом не отвечать интересам основного населения. И, как показывает опрос, большинство респондентов придерживаются мнения, что богатые люди не должны сливаться с властью.

Опрос показывает, что между богатыми и остальным обществом существует ценностная пропасть. Богатые нацелены на развитие, большая же часть населения исповедует патерналистские взгляды, желают, чтобы государство заботилось о них. Богатые считают, что другие люди завидуют им, а эти другие люди уверенны, что богатые к богатству идут по головам. 72% респондентов не считают, что те, у кого много денег, заслуживают по этой причине уважение.

Как говорит Иван Климов, сегодня мы находимся в ситуации определенной развилки. В обществе возникает запрос на социальную ответственность бизнеса, но пока он не находит должного отклика. Богатые «обижаются» на народ, они считают, что много делают для него, а он этого не ценит. В итоге не получается диалога между владельцами капиталов и остальным обществом. И не удивительно, если 66% опрошенных уверены, что богатство в России можно заработать только нечестным и незаконным образом.

По мнению Ивана Климова, мы прямой дорогой мчимся в направлении сословного общества, в котором элиты сами по себе, а народ сам по себе. Не возникают социальные связи и лифты, между двумя общественными группами увеличивается дистанция.

В этой связи встает вопрос: готовы ли богатые люди стать ответственным классом, тот, что действует поверх барьеров? Пока ответ скорее отрицательный. Обладатели капиталов думают о том, что важно и полезно для них, а это сильно не совпадает с чаяниями остальной страны. В итоге не формируются принципы устойчивого развития, Россия и ее жители не могут быть ни в чем уверенны даже в пределах небольших сроков.

Богатые тоже плачут

Сегодня переломный этап переживает и само сословие богатых людей. Оно подошло к этапу смены поколений, к преемственности владения бизнесом и богатствами. Как показывает исследование, положение тут весьма драматическое. Суть его в том, что у нынешних бенефициаров не совпадают ожидания по отношению к своим наследникам. Лишь 15% из них хотят передать свои компании детям.

Первое поколение бизнесменов постепенно отходит от дел, возвращается к другим занятиям и ценностям, а вот их преемники пребывают в довольно сложной ситуации, их представления о жизни зачастую расходятся с представлениями их отцов. Это порождает недостаточное качество коммуникации внутри династий. Это потенциально весьма острый конфликт с далеко не ясными последствиями.

Какие побудительные мотивы способны заставить новое поколение заниматься делом отцов? Долг перед семьей и бизнесом; стремление к самореализации, а также конкуренция со стороны новых участников гонки за богатством со своими историями успеха и представлениями о должном.

Как бы то ни было, в ближайшие годы нам предстоит увидеть немало коллизий на этом поле.

Страна без доверия

Сегодня в России налицо противостояние между бедными и богатыми. Пандемия только его усилило, так как в результате бедные стали еще беднее, а вот богатые по крайней мере сохранили свои капиталы.

Мы подошли к сегодняшнему дню с плохим историческим наследством. Общество не может простить богатым то, как незаконно и неэтично они обогащались в начале 90-х годов. До сих пор слово «олигарх» имеет крайне отрицательную коннотацию.

Впрочем, как считают некоторые эксперты, в таком отношении к себе отчасти виноват и сам богатый класс. Он плохо занимается своим пиаром, не показывает обществу того, что делает для него. В частности, филантропическая деятельность почти не освещается, а она существует и в немаленьких масштабах.

Задача бизнесмена увеличивать свой бизнес, а значит, и свои богатства, говорит ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. Но большинство населения с этим не согласны, они требуют от богатых наращивать свой вклад в социальное благосостояние общества. Иными словами, делиться, помогать другим людям.

На самом деле это реальная проблема. Наши предприниматели слабо вкладываются в долгосрочные проекты, в частности, в сфере образования и здравоохранения. Это именно то, чем активно занимается, например, американский бизнес. Одна их причин такого поведения – недоверие к государству.

У нас вообще недоверие к бизнесу, к государству, разных страт общества друг к другу является подлинной национальной бедой. В итоге образуется порочный круг в виде всеобщего недоверия всех и ко всему. Мы никак не можем вырваться из этого геометрического капкана, что в свою очередь становится непреодолимым барьером на путях развития.

Элиты элитам рознь

Элиты есть во всех странах, без них страны не в состоянии развиваться, а потому проблема денежной элиты и остального общества в том или ином виде существует повсеместно. Было проведено исследование такой ситуации в 32 странах и, как выяснилось, «финансовая элита» везде бранное слово.

Однако не везде финансовая элита одинакова, в разных странах она обладает разными качествами – высокими или низкими. Качество элиты может расти, а может падать. Да и поведение элит тоже различается. В одних обществах они нацелены на то, чтобы как можно больший проглотить кусок от общего пирога, в других – создают новые бизнесы, увеличивают ВВП. Хотя чаще всего имеет место смешанное поведение, вопрос лишь в пропорциях.

Самые ценные элиты те, которые мало связаны с властью, но при этом создают максимальный дополнительный продукт. В качестве примера можно привести Швейцарию, но есть и другие модели. Так, в Сингапуре у денежной элиты много власти, но при этом она эффективна с точки зрения создания новых ценностей.

Исследование показывает, что в России не все так уж плохо, у наших «денежных мешков» есть и положительные, и отрицательные стороны. Хотя в целом характеристики российского богатого класса не самые лучшие.

Как улучшить качество элиты и экономики в России? По мнению авторов исследования, финансовое сословие должно создавать условия для развития малого и среднего бизнеса и тем самым рекрутировать из него новых членов в высший денежный класс. Старая элита должна дать возможность проявить себя новым людям. Этот тезис особенно актуален в связи с тем, что в мире стремительно развивается 4-я промышленная революция, и ее представители должны обновлять старую гвардию. Так, кстати, поступили в Китае, и чего там удалось достичь, хорошо известно.

От элиты к ответственному классу

Если мы не изменим ситуацию в этом вопросе, то России о серьезном развитии можно забыть на многие годы. С чего же начать? Возможно, с самой терминологии. Александр Волошин, координатор экспертного совета при правительстве РФ, полагает, что надо отказаться от самого слова «элита». Получается, что богатые – это лучшие люди страны, а кто не имеет много денег – худшие. Понятно, что это совсем не так. Поэтому предпочтительней вести речь об ответственном классе.

Пока же это пожелание, а не реальность. Отечественный бизнес явно недостаточно заботится об устойчивом развитии, хотя есть и положительные сдвиги, многие компании пересматривают свои стратегии в этом направлении.

Это общемировой тренд, который рано или поздно достигнет и российского берега. Покупатели отказываются покупать товары производителей, которые не соблюдают подобные принципы, инвесторы выходят из таких проектов. Однажды эта волна докатится и до нас. И что тогда? Пора задуматься об этом сейчас.

Владимир Гурвич

Фото: ГК «ГАЛС»

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Архитектор - строитель: как распределится их функционал в новом законе об архитектурной деятельности

Фоторепортаж из семейного альбома: от сельского мальчишки до вице-премьера Правительства России

Архитектор Алексей Кротов: об отношении к градостроительству, реновации и роли московских чиновников от архитектуры

Как «случайный архитектор» стал главным архитектором столицы

Денис Капралов: воспитать в себе строителя и хорошо строить жилье

Гений русского авангарда Константин Мельников: от ареста его спас саркофаг Ленина

Федор Конь: «Государев мастер» недюжинной силы и отчаянной работоспособности

Павел Андреев — «джентльмен в архитектуре»

Хани Рашид: «В каждой стране существуют барьеры, которые архитектору сложно преодолеть»

Неблагонадежный и невыездной архитектор Леонид Баталов: за отказ вступить в КПСС расплата была жесткой


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Приятного аппетита
Наверх