Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Незавершенка в строительстве: бросить нельзя достраивать. Где поставить запятую? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +13 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
29 окт 14:50Недвижимость

Незавершенка в строительстве: бросить нельзя достраивать. Где поставить запятую?

Автор: Владимир Гурвич

 Провалы экономической политики в России становятся все очевиднее. Яркий пример – гигантский массив незавершенного строительства.

 

Наличие незавершённого строительства – это весьма наглядный показатель качества управления государством. В России незавершенка – это огромное число самых разных объектов. Как правило, их наличие свидетельствует о неэффективном расходования средств, о нарушениях в ходе возведения зданий и сооружений. Такая ситуация во многом объясняется недостаточно продуманным планированием, которое происходит без учета региональных, климатических и других особенностей или, говоря прямым текстом, большими прорехами в нашем хозяйственном механизме.

Архипелаг долгостроев

Россию по праву можно назвать гигантским архипелагом брошенных и незавершенных строений. По данным Счетной палаты, сегодня насчитывается 63 тысячи таких объектов на сумму в 5,3 трлн рублей.

Как заверяет аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова, государственные органы ведут работы по решению этой проблемы. Проводится мониторинг незавершенки, объектам присваиваются идентификационные номера, на выходе очередная дорожная карта. Однако, как признает Светлана Орлова, далеко не все благополучно в этой системе. Очень важно определить, кто и за что должен отвечать, выработать порядок работы с объектами незавершенного строительства (ОНС).

Сейчас же такой системы пока фактически нет, дисциплина работы крайне слабая. Их 85 регионов лишь 10 провели инвентаризацию таких строений, а 30 субъектов вообще не реализовали ни одного мероприятия.

Между тем тема крайне важная. Многие объекты строятся 10 лет и даже свыше, в результате заморожены земельные участки, люди лишены нужной им инфраструктуры или не могут въехать в дома, в которых приобрели квартиры. Страна несет большие потери, но при этом зачастую воз незавершенки не движется многие годы.

Посчитали, прослезились

Насколько печальна ситуация, наглядно демонстрирует пример Дагестана. По данным исполняющего обязанности главы республики Сергея Меликова, в Республике насчитывается 1354 ОСН на сумму в 41 млрд рублей. Причем, строительство некоторых из них началось еще в 80-х годах прошлого века. Часть таких объектов возводились в рамках федеральных программ, которые завершили срок действия, и теперь не ясно, что с ними делать, как их реанимировать. Все последние годы системной работы с долгостроями не проводилась.

Теперь эта работа ведется, выявлено немало ОНС с признаками мошеннических действий. Также на многих объектах плохо проведена их консервация – они просто разрушаются. Помимо этого, свыше 600 строений не только построено, но уже часть из них эксплуатируются, но официально их сдача не оформлена. То есть их нет в легальном поле.

Для Дагестана незавершенка – это не просто замораживание больших средств. Например, если не закончено строительство системы водоснабжения и водоотведения, невозможно развивать целые территории, говорит Сергей Меликов. Для разрешения ситуации требуется комплексный подход, а именно  софинансирование строительства из федерального и регионального бюджетов.

Достраивать или не достраивать?

С таким подходом в целом согласен министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир ЯКУШЕВ. Все ОНС нужно делить на федеральные и региональные и определять, кто должен с ними работать.

Когда речь идет о федеральных объектах, то работа с ними делится на две части. Первая – это поиск источников финансирования, здесь главное слово за Минфином; и вторая – это достройка самого физического строения.

Но тут далеко не все гладко и просто, не хватает нормативов для определения судьбы ОНС – достраивать его или сносить. Здесь много нюансов; вроде бы объект и нужен, но с того момента, как начали его строить, технологии ушли вперед. Если продолжать строительство по имеющей проектно-сметной документации, можно получить на выходе морально устаревший проект. Опасность допустить ошибку при механическом подходе весьма велика. Каждый ОНС требует отдельного анализа целесообразности продолжения его возведения.

Деньги сразу и все

Существует на сегодня целый букет причин, приводящих к появлению ОНС. Они все хорошо известны, вот только побороть их как-то пока не получается. Часто все начинается с плохой проектно-сметной документации, которая закладывает неверные параметры. В итоге приходится пересматривать смету в направлении ее увеличения, что получается далеко не всегда.

Второй фактор – выбор неудачного подрядчика, который не справляется с заданием или банкротится – стройка останавливается, нередко на многие годы. Часто это происходит и по причине смены властей; например, приходит другой губернатор с другими приоритетами, и начатое при прежнем руководителе строительство прекращается. Зачастую многие объекты строятся без серьезной проработки в их необходимости. На каком-то этапе их ненужность становится очевидной, и все замирает уже по этой причине.

Плоды такой практики разбросаны по всей необъятной стране. По информации Сергея Назарова, заместителя руководителя министерства экономического развития Российской Федерации, из всех объектов незавершенного строительства 7,7% или 5, 5 тысяч – это брошенные стройки. Из них 60% приходится на региональные проекты, 40% – на федеральные. И что очень показательно, из них 90% принадлежат Министерству обороны – наглядная цена закрытых статей бюджета, и лишь над 60 объектами ФОИВ осуществляют контроль.

Чтобы изменить эту вопиющую ситуацию, с самого начала строительства объекта должно быть полное финансовое его обеспечение, считает чиновник. И что важно – не начинать новое строительство, пока не будут завершены прежние стройки.

Но пока это сделать непросто. Сложно списывать объекты, которые нет смысла заканчивать – не существует четного регламента, как это делать. Большую проблему представляют собой региональные адресные инвестиционные программы; чего только туда не включают. Нужен их анализ, иначе мы и дальше станем плодить незавершенку, говорит заместитель министра.

Главное назначить главного

Хотя проблема незавершенного строительства существует в стране много десятилетий, у нас нет юридического определения: а что такое ОНС? В законодательстве на эту тему много пробелов. Возможно, устранять их следует с помощью соответствующего федерального закона, меланхолично констатирует Николай Николаев, глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Впрочем, пока такой законопроект даже не разрабатывается и нужен ли он, депутат точно не знает.

Зато, что он знает – нужно назначить главного по незавершенке. Сегодня эта работа размыта по разным ведомствам и ведется преимущественно по инициативе отдельных лиц. Четкой же государственной политики в этом вопросе пока нет.

Система катастрофических ошибок

Именно этот вывод на сегодняшний момент и есть самое важное, что происходит в этом вопросе. Незавершенки в стране море, а четкого курса, что с ней делать, не существует. Говорится о том, какие подходы нужно применять, много, а делается крайне мало.

Вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Пространственное развитие» Наталья Трунова считает, что все упирается в наш хозяйственный механизм. У нас основная задача – это всемерно сэкономить на строительстве. На этом тезисе основывается вся идеология 44-ФЗ, по которому предпочтение отдается самому дешевому: от проектной документации до материалов и подрядчиков. Результат налицо, многие объекты со временем переходят в разряд долгостроев. И пока эта практика продолжит существование, ничего кардинально не переменится.

Следует повышать качество всех этапов и процессов строительства, убеждена Наталья Трунова. Нужно отдавать приоритет не стоимостным, а качественным характеристикам. Мы же часто при проектировании и строительстве допускаем буквально катастрофические ошибки.

Важным элементом их устранения является реформа ценообразования. Большая часть расценок устарела, строить по ним – это увеличить риски появления новых долгостроев.

Необходимо стимулировать собственников достраивать объекты. Многие владельцы строительных компаний по разным причинам бросают надолго свои проекты. Нужно побуждать к их возобновлению, например, резким увеличением кадастровой цены земельного участка, если на них прекращены строительные работы. Или, если они не ведутся в течение пять лет, муниципалитетам дать право на изъятие земли, находящейся под строительством.

Анализ Счетной палаты показал ряд значительных недостатков в системе государственного управления в отношении ОНС, и кажется маловероятным, что при нынешней системе госвласти удастся кардинально справиться с этой проблемой. Пока усилия в основном сводятся к постановке на учет ОНС и попыткам создать какой-то прообраз системы решения вопроса. И, как верно заметил один высокопоставленный чиновник, главное сегодня не породить новых объектов незавершенного строительства, а уж справиться с прежним их массивом – это уж как получится.

Пока получается неважно…

Владимир Гурвич

Фото: ИА Строительство

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Техинвентаризация недвижимости: знаем, что ничего не знаем и знать не желаем

Рынок складской недвижимости готовится к трансформации

Дольщики, будьте начеку: опасность банкротства застройщиков возрастает

Минстрой заявляет твердо: без паники господа, эскроу счетам быть. Но есть варианты…

Стратегия пространственного развития России до 2025 года: по советским перекосам ударим советскими методами

Рынок строительства жилья 2019 – как по Черномырдину: «Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?»

Татьяна Полиди: после введения эскроу-счетов рынок жилья ждет второй этап реформы

Имущественные налоги: государство пошло на попятную, но кто сколько платить будет, предугадать сложно

Закон как дышло..: Центральный банк готов заменить Минстрой в долевом строительстве?

«Приключение» шведских девелоперов в России


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Где-то в России
Наверх