Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Исторический шанс в строительстве: в 50-тые прошлого века пожертвовали архитектурой, а что будет сейчас?
Практически все СМИ сообщают об историческом шансе России решить жилищный вопрос. Об этом 13 июля заявил Владимир Путин во время заседания Совета по нацпроектам. «У нас есть исторический шанс в обозримые сроки, абсолютно понятные, может быть, впервые за всю историю России решить, кардинально решить жилищный вопрос. Нужно не упустить шанс, над этим нужно настойчиво работать», — подчеркнул президент.
А кто против? Все проголосуют «За» эту программу тем более, что строительный бизнес (особенно крупный) давно готов к такому повороту событий и берет под козырек, безропотно соглашаясь даже сократить издержки, при условии помощи от государства, конечно. Наши ведущие застройщики (девелоперы) настолько научились реагировать на различные трудности (кризисы большие и малые), что в начале апреля пандемия только начиналась, а они уже предложили Минстрою программу выхода из кризиса, итоги которого были еще не известны, и уже тогда заявляли, что наверстают и все запланированное построят, если… им помогут.
И вот новая старая задача – построить для 5 млн семей квартиры. Вынь да положь квадратные метры для них, но уже не к 2024, а к 2026 году.
Не трудно предположить, что теперь вице-премьер Марат Хуснуллин как человек решительный, а порой даже жесткий в вопросах достижения целей в строительстве (в Москве он доказал это не раз), будет держать это под контролем и пойдет еще на более решительные меры по упрощению получения разрешения на строительство и устранению препятствий в строительных сводах правил, поручив в срочном порядке подготовить Минстрою очередные предложения по упрощению всего того, что мешает быстро строить.
Справедливости ради нужно вспомнить, что Никита Хрущев обещал гражданам СССР к 1980 году построить в стране коммунизм с гарантией жилья для всех. Но прежде страна построила более одной тысячи заводов ЖБИ для скорейшего строительства пятиэтажек. Хрущеву тогда мешала архитектура, которую он похоронил на многие десятилетия, но дома построил, правда не для всех. Очередное обещание – каждому гражданину СССР отдельную квартиру к 2000 году – сулил первый и последний президент Михаил Горбачев. Ему тогда никто и ничто не мешало – архитектуры тогда все еще не было, а в жертву он принес развал страны, но так ничего значимого и не построил. В стране тогда просто не было денег на строительство жилья, что лично его как генсека не очень волновало, предприятия стройиндустрии просто разваливались, а граждане были заняты в основном перестройкой и составлением списков уже перестроившихся.
Теперь же картина иная. Стройиндустрия работает, правда время от времени, сжимается как шагреневая кожа, но после вливания денег в отрасль понемногу начинает оживать и не падает духом, что отрадно.
Желание Владимира Путина держать в поле внимания вопрос стоимости строительства жилья похвально и достижимо при условии многих факторов, если подчиненные Хуснуллина и Якушева будут грамотно реализовывать эту программу, для выполнения которой необходимо:
- упростить земельные отношения застройщика с местными властями;
- снизить налоговую нагрузку (например, для компаний, строящих арендное жилье);
- значительно упростить и сократить время получения разрешения на стройку, используя современные технологии (ВIM и так далее);
- поставить точку в определении статуса архитектора на стройке путем принятия нового закона (согласованный проект которого готов и ждет «одобрямс» вице-премьера, в некоторых регионах до сих пор нет главного архитектора);
- свести до минимума конфликт интересов застройщика и местных властей;
- в погоне за количеством метров жилья не наступить на хрущевские грабли (не перейти на типовое строительство – в Минстрое есть библиотека типовых проектов, которую ведомство призывает использовать в регионах);
- по настоящему, а не формально, заняться проблемой ИЖС, в том числе с применением быстровозводимых модульных домов (Минстрой не замечен в активном продвижении этого строительства, так, например, Никита Стасишин в феврале в ОАЭ заявлял, что стране нужно вдвое увеличить строительство МКД для выполнения указов Президента России, не упомянув об ИЖС, а при подведении итогов министерства за 2019 год сам министр Владимир Якушев ничего не сказал о малоэтажках);
- ликвидировать социальные болевые точки, которые зависят от строительства (ликвидация аварийного жилья, 200 000 детей сирот ожидают своего отдельного жилья, проблема обманутых дольщиков еще остается);
- оперативно внедрять передовые материалы и технологии на стройке, упростив их внедрение;
- организовать подготовку строительных кадров различных специальностей нужных стройке (который год этот процесс пробуксовывает и стоит на месте);
- сделать прозрачным ценообразование в строительстве, исключив, таким образом, нецелевое использование бюджетных денег (космодром Восточный и др.);
- в погоне за количеством и удешевлением строительства жилья не упустить вопросы качества стройматериалов и комфортности жилья («серые» сертификаты качества материалов имеют место быть);
- разработать программу строительства настоящего арендного жилья, практически начать реализацию этой программы не только в Москве, но и в регионах (пока это только на бумаге);
- устранить административно-логистические проблемы доставки стройматериалов на стройку (например, в Москве в 2019 году департамент транспорта хотел упорядочить движение автотранспорта в столице, значительно усложнив при этом доставку материалов на стройки – хотели, видимо, как лучше…);
- сделать так, чтобы деньги дольщиков, участвующих в новой схеме финансирования строительства жилья (эскроу счета), работали на строительную отрасль, т.е. выдавать ипотеку и давать кредит застройщику должен банк «ДОМ.РФ», который полученную прибыль будет использовать опять же для строек, став в перспективе строительным банком (об этом говорят давно, но дело продвигается медленно, основной банк пока у нас – это СБ);
- нельзя списывать со счетов и проблемы в системе ЖКХ, которых множество (жилищно-коммунальным НЕхозяйством не довольны все – и жители, и власть).
Этот перечень задач, стоящих перед отраслью, можно продолжать (снижение кредитной ставки и ее субсидирование, строительство скоростных дорог и просто дорог, вопрос вопросов – инженерные сети, реновация….), но главное, без чего никакая стройка «не поедет» – это покупательная способность населения. По данным некоторых экспертов, в стране в 30 регионах построить жилье можно, а продать нельзя (даже по себестоимости строительства) по причине низкой покупательной способности населения, или, как говорит президент: «Жилье не по карману».
Одним словом, задач у Хуснуллина для выполнения исторической программы президента более чем достаточно. Выполнить все и построить жилье в нужном объеме к 2026 году (времени мало по историческим меркам) архисложно и нужно будет рисковать – чем-то жертвовать. Никита Хрущев в свое время пожертвовал архитектурой, а чем будет рисковать вице-премьер Марат Хуснуллин?
А если вице-премьер ничего не отдаст в жертву и выполнит поручение Владимира Путина, то у него есть шанс войти в историю строительства и получить большее признание среди профессионалов отрасли.
Как на самом деле будут разворачиваться события, покажет время.
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"