Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Андрей Асадов, руководитель архитектурного бюро ASADOV. О реновации в России » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +13 °C.

Архив публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
05 апр 13:32ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Андрей Асадов, руководитель архитектурного бюро ASADOV. О реновации в России

 

Если говорить о реновации страны, я бы хотел сразу договориться о терминологии, потому что выражение «проблема реновации» мне не очень нравится. Я бы говорил, прежде всего, о возможностях, которые реновация может дать. Во-первых, эта задача сейчас стоит перед всей страной, в Москве ситуация как раз-таки относительно благополучная. Мы знаем, что советская инфраструктура довольно сильно поизносилась, все это прекрасно понимают, но радикально браться за нее страшно. Когда понимаешь масштаб стоящей задачи - всю страну обновить - сразу становится некомфортно. Но ничего в этом пугающего нет, можно двигаться поэтапно. И реновация общественных пространств – одна из наименее затратных форматов, при этом дающий наглядный результат. Поэтому, начинать с нее логично, ну а дальше реализовывать другие программы.

Отдельная и, во многом, любимая тема – реновация транспортной инфраструктуры, которую обычно сводят к перекладке асфальта. На самом деле, задача – организовать нормальную дорожную сеть, которая, подобно кровеносной системе, позволит организму города свободно функционировать, без лишних «тромбов». А если глобально смотреть, то в скором будущем такое количество дорог может уже и не понадобиться в связи с появлением новых видов транспорта, с приоритетом транспорта общественного, как это уже происходит в Москве.  Качество общественного транспорта заставляет все большее число автомобилистов задумываться, а нужен ли им личный автомобиль? Тот же каршеринг сегодня - это интересный выход из положения, как сократить количество машин и повысить удобство перемещения.

Посмотрим на другие слои городского организма. Мышечная ткань – это жилые районы. Программа замены ветхого жилья существовала и раньше, только была не столь на слуху, как сейчас реновация. Вместе с этой программой постепенно формируются новые стандарты качества жилой среды. Под руководством Минстроя их создает АИЖК вместе с институтом «Стрелка». Эти стандарты описывают, как лучше ставить дома, как должна выглядеть городская улица, квартал, двор, фасады, общественные пространства. Как их правильно организовать, чтобы в результате получалась среда европейского качества. А не так, чтобы взяли все новое, стали собирать, а получился опять «Запорожец».

При этом, строить по стандартам не значит строить дорого, стандарты предназначены для любого класса жилья, они о том, как грамотно и правильно формировать пространство. Например, при одном и том же количестве квадратных метров может получиться и советский 17-этажный микрорайон, и плотная европейская застройка в 6-8 этажей.  17-этажки стоят редко, между ними не возникает уютного пространства, а городские кварталы хоть и плотнее, зато ниже и уютнее. Получаются небольшие приватные дворы, принадлежащие своим жителям, а сама застройка, стоящая по периметру, формирует пространство улицы, разделяя частную и общественную зону.

Очень важно все первые этажи сделать нежилыми, наполнить общественными функциями. В идеале, если бы городские управляющие компании могли стимулировать частных предпринимателей за счет льготной аренды, предоставляя ее всевозможным некоммерческим активностям, да и коммерческим тоже. Тогда сразу возникает живая улица со своей инфраструктурой, которая может давать дополнительные рабочие места самим жителям района.  Получается уже вовсе не спальный район, а место для полноценного времяпровождения. Я уже не говорю про развитие малого бизнеса, офисов, рабочих пространств. 

Если представить, что меня бы назначили ответственным за глобальную реновацию страны, то первым делом я бы собрал экспертный совет, чтобы вместе проанализировать, какие возможности и потенциал есть в регионах, что можно в каждом регионе докрутить, добавить, чтобы там возникли точки роста, точки притяжения людей. Ведь не секрет, что привлекательность региона зависит от количества рабочих мест, квалифицированных и интересных самим людям. Понятно, что часть рабочих мест - это обслуживающая инфраструктура. Но это всего лишь круговорот, без качественного развития города, такой процесс выживания. Соответственно, нужно понять, какие возможности роста есть в каждом регионе, что нужно добавить, как стимулировать развитие той или иной отрасли, или специально запустить развитие новых отраслей, связанных с высокими технологиями. Нужно создавать эти точки притяжения, чтобы сокращать разрыв между регионами и Москвой. Этот процесс, конечно, и так идет, но его надо сделать более интенсивным.

В тех регионах, где происходит развитие, меняются в лучшую сторону все элементы городской среды - общественные пространства, дороги, жилье, появляются качественные рабочие места. Все части города, как и все системы организма, должны взаимодействовать друг с другом и постоянно обновляться, так же как старые клетки постоянно меняются на новые. Поскольку процесс обновления со времени развала СССР был приостановлен, то, чем дальше, тем непоправимее становится ситуация. Поэтому то, что уже взялись за реновацию, здорово, главное - не останавливаться на достигнутом!

Похожие статьи:
Деловая программа архитектурного фестиваля «Золотого сечение

Итоги XXVI Международного архитектурного фестиваля «Зодчество'18»

Объявлены победители премии «Лучший интерьер»

Фестиваль «Городское пространство. Взгляд будущих градостроителей» - 2018: больше объективности, больше охвата, больше разнообразия.

Итоги Международной конференции «[PRO] Комфорт. Тактический урбанизм в городских стратегиях»

Детское = ... Три взгляда на оформление личной комнаты ребенка

Премия «Рекорды Рынка Недвижимости 2018» устанавливает тренды

НА ИТОГОВОЙ ЦЕРЕМОНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ЭКО_ТЕКТОНИКА» НАЗВАНО ЗЕЛЁНОЕ ЗДАНИЕ 2018 ГОДА

КНАУФ выступил спонсором круглого стола на тему урбанизма северных городов

МНОГОМЕРНАЯ РОССИЯ-2018: цифровая трансформация промышленной инфраструктуры – на пороге BIM-зрелости

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *



Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Где-то в России
Наверх