Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Иозеф Лео Бекхофф: если ситуация потребует, мы построим в России завод
Современные технологии позволяют перерабатывать материалы и изделия, которые раньше шли только на выброс.
Вторичная переработка сырья в России никогда не рассматривалась в качестве приоритета экономической политики. Хотя определенные достижения в этом направлении в стране есть. Но вот то, что старые окна можно не выкидывать на свалку, а вновь вводить в хозяйственный оборот, эта мысль для большинства из нас в новинку. А вот в Германии это давно уже стало повседневной практикой. О том, может ли этот опыт использоваться в России, мы беседуем с господином Иозефом Лео Бекхоффом, генеральным директором компании VEKA в России и Украине
- Если позволите, несколько вопросов по заводу в Германии по вторичной переработке окон. В переработку поступают окна, изготовленные в те времена, когда в качестве стабилизаторов использовались свинцовые соединения, и этот вторичный материал, получается, сейчас используется в производстве новых профилей. Но ведь в современном производстве ПВХ-свинец профилей не применяется?
- Для производства ПВХ-профилей могут использоваться разные способы стабилизации. Сейчас в Германии преимущественно применяется кальциево-цинковая стабилизация, но при этом в экструзии используется регенерат из старых профилей, которые были стабилизированы с помощью «свинцовой» технологии. А профили, которые в семидесятые годы производились, которые тоже перерабатываются вторично, стабилизировались с использованием различных материалов и соединений. То есть, это такая смесь, по поводу которой у экологов были опасения, ничем, впрочем, не подкрепленные. Но здесь надо иметь в виду следующее: во-первых, регенерат из этих материалов сочетается с любыми типами материалов совершенно без проблем, во-вторых, никакого вреда они не представляют, потому что из профилей в окружающую среду ничего вредного не выделяется.
- Щелочные металлы, которые там есть, они не представляют опасность?
- Эти металлы находятся в связанном виде, поэтому они никак не себя не проявляют. Они ничего не излучают, ничего не выделяют и никуда не выделяются сами. Есть только одна ситуация, когда может что-то выделяться, когда вещество, в котором находятся эти металлы, будет гореть. Но продукты горения сами по себе очень опасны, и на их опасность совершенно не влияет то, как и чем был стабилизирован профиль.
- Вы справедливо отмечаете, что России рано или поздно предстоит поставить вопрос о вторичной переработке окон. Германия, да и вся Европа этот этап уже прошли. Но продукция из вторичного материала стоит больше. Если собирать пластиковую бутылку, отправлять ее на вторичную переработку и из нее же делать снова пластиковую бутылку, она будет дороже, чем из первичного сырья. Ситуация с ПВХ профилем точно такая же; если он из вторичной переработки, себестоимость его будет выше. А как это отражается на конечной стоимости продукта? И отражается ли использование регенерата в экструзии на качестве профиля и качестве готового окна.
- Начну с качества и сразу же отвечу – нет, не отражается. Профили, произведенные с использованием регенерата, ни в чём не уступают профилям, произведенным без него. Они точно также испытываются, по тем же регламентам, на том же оборудовании, столь же строго. Я сейчас, конечно говорю только о том, как ‘то происходит у нас на VEKA. Что же касается стоимости, то здесь надо понимать, что цена на готовое окно отличается от цены на материал. Она определяется еще и рыночными факторами. Если считать механически, грубо говоря, один в один, то тогда Вы теоретически правы. Профиль из вторичного материала получается немного дороже, чем профиль, произведенный из первичной смеси. Но тут у нас выбора нет, так как существуют добровольные обязательства основных экструзионных компаний забирать старые, отработанные, отжившие свое пластиковые окна и профиль на вторичную обработку. До определенного времени в Германии эту модель было реализовать очень сложно, в том числе и по причине высокой себестоимости продукции. Мы долгое время искали союзников и, в конце концов, реализовали этот проект по воле нашего владельца, господина Лаумана самостоятельно в одиночку. Потом, уже вследствие наших усилий появилось объединение, которое называется Rewindow, куда входит две перерабатывающие компании. Одна из них является нашей компанией, и она занимается, в том числе, продвижением идеи использования окон, изготовленных с использованием вторичного материала. То есть на сегодняшний день все производители профилей задействованы в этой системе сбора и переработки отработанного ПВХ и использования регенерата в своей экструзии.
- Я восемь лет работал в Германии журналистом. В девяностых годах я наблюдал такую картину, когда российские граждане везли в Россию готовые пластиковые окна. То есть их там не было, их стали применять в России где-то с середины девяностых. Наверное, придет скоро время, оно уже подступает, когда нужно будет на вторичном рынке перерабатывать рамы - окна первого поколения. Вы не исключаете, что объединиться могут три самые крупные компании и построить общий завод по их переработке?
- Отрицать или исключать этого, конечно же, нельзя, ведь это же достаточно серьезная инвестиция. Если мы говорим о ней, то это, как минимум, десятки миллионов евро. А сейчас мы имеем дело с рынком, который стремится к дешевизне. Поэтому в настоящий момент я необходимости в создании такого завода пока не вижу. Начнем с того, что это направление, направление рециклинга является в Европе органической частью нашего бизнеса. Это не какое-то внешнее предприятие, оно принадлежит нам, мы в него последовательно инвестируем средства. Завод постоянно растет, расширяется. В Англии сейчас полностью переоснащают все мощности. Конечно, нельзя исключать того, что рано или поздно потребность в таком производстве в России появится и VЕКА, конечно, будет готова к тому, чтобы реализовать этот проект.
- Но достаточно ли будет одного желания VЕКА? Или нужно будет постановление правительства для того, чтобы наладить систему сбора окон?
- Одного нашего желания, конечно, мало. Надо, чтобы была определенная воля, определенное желание со стороны правительства, которое бы установило необходимые стандарты, требования, изменения, создала систему технического регулирования в этом секторе, приняло бы другие необходимые решения. И тогда дело пойдет.
Беседовал Александр Гусев
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"