Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Мусорная реформа. Региональные операторы без штатов и без денег. Кому под силу ее осуществить. » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва 0 °C.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
14 мар 15:30Технологии

Мусорная реформа. Региональные операторы без штатов и без денег. Кому под силу ее осуществить.

Автор: Владимир Гурвич

За многие годы наше государство так и не смогло создать эффективную и современную систему по сбору и переработке мусора. Осталась последняя надежда на ее реформу.

Россия вынуждена проводить многие реформы, так как иначе уже невозможно решать накопившиеся проблемы. Именно так обстоит и с мусором, многие годы власть игнорировала этот вопрос до того момента, пока он не стал приобретать политический характер. Это обстоятельство вынудило государство приступать к серьезным преобразованиям в этой сфере. Но, как показывает практика, пока они идут весьма непросто. Да и сам их конечный результат далеко не ясен.

Старт дан

С января 2019 года мусорная реформа стартовала на большей части территории страны – конкретно в 70 регионах. Ее главная задача – изменение инфраструктуры обработки твердых бытовых отходов (ТБО), а также прекращение существования непрозрачного, а зачастую полукриминального рынка по их утилизации. Сложившаяся нынешняя система наносит серьезный вред экологии, негативно влияет на здоровье людей. Результатом всех намечаемых перемен должна стать упорядоченная и подконтрольная государству и гражданам модель, которая, с одной стороны, эффективно утилизирует мусор, с другой – не наносит ущерба окружающей среде.

Безусловно, что цели благие. Как же происходит сегодня их реализация? Одним из важнейших ее элементов является формирование обновленной сети региональных операторов. Мониторинг показывает, что в четырех субъектах Федерации они не созданы, в 34 регионах не существуют ключевых показателей, которые должны быть достигнуты в результате действий властей. А это в свою очередь открывает возможность для формирования сомнительных структур.

Проведенный анализ торгов выявил, что у 42 региональных операторов по обращению с ТБО в штате находится один сотрудник, а уставной капитал многих таких структур колеблется от 10 до 20 тысяч рублей. Не удивительно, что у части подобных организаций нет прибыли. Хотя финансовыми источниками их деятельности должен быть полученный доход.




Между тем, в России разработаны и применяются экологически безопасные технологии по переработке не только ТБО, но и промышленных отходов. На снимке вверху - один  из таких заводов по ликвидации объектов накопительного ущерба (отходы промышленной химии, прим. ред.) на территории городского округа, г. Дзержинск Нижегородской области. Объект № 1 - ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" производственных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло".


 

Анализ реальных платежей в 76 регионах выявил ситуацию, что в 32 городах, несмотря на требования законодательства, плата за вывоз ТБО не была исключена из платежек по оплате жилищных услуг. При этом их стоимость в январе 2019 года по сравнению с 2018 годом осталась либо такой же, либо подросла. Это свидетельствует о том, что люди за вывоз мусора платят дважды.

Реформа предполагает активное участие в ней бизнеса, в том числе инвестирование с его стороны в создание мусоперерабатывающих предприятий. Но пока только 53 региона из 72 предусмотрели в своих планах частные инвестиции в эту сферу. А на 16 территориях бюджетное финансирование равно или превышает объемы привлечения внебюджетных источников. Это говорит о том, что местные власти предполагают и в дальнейшем решать мусорный вопрос за счет государственных средств.

По мнению Михаила Развожаева, руководителя исполкома ОНФ, трудно будет построить эффективную систему по сбору и переработке мусора, если региональные операторы не имеют нормальной производственной базы. Даже если часть своих функций они передадут на аутсорсинг другим организациям, это до конца не решит проблемы. Таким слабым региональным операторам трудно отладить всю технологическую цепочку, к тому же в силу маленького уставного капитала в случае претензий к ним они не смогут отвечать по своим финансовым обязательствам.

Закон не запрещает деятельность региональных операторов с минимальными штатами и мизерным уставным капиталом, но это делает систему менее устойчивой, увеличивает в ней риски. По мнению Михаила Развожаева, нужна ревизия в сторону ужесточения критериев отбора таких структур для сбора и переработки мусора. А для оперативного анализа их деятельности эти организации должны быть открыты, иметь свои сайты с подробной информацией о своей работе. Ведь если какой-либо региональный оператор обанкротится, то возникает реальная опасность, что платежи могут быть потеряны.

Хроника пикирующих цен

По словам депутата Государственной Думы Антона Гетта, по всей стране были изучены 173 региональных оператора. Анализ показал, что договора с ними на обслуживание по срокам колеблются от 3 до 20 лет, чаще всего это 10 лет. Есть региональные операторы с хорошими финансовыми показателями, но при этом в целом по стране отсутствует к ним системный подход. Количество таких структур плохо коррелирует с размерами территории и количеством населения в субъектах Федерации. Регион может быть большим и густонаселенным, а региональных операторов явно недостаточно.

Хромает и практика отбора региональных операторов. Многие конкурсные процедуры с целью заключения с ними договоров на обслуживание носят сомнительный характер. К тому же отмечается низкий уровень конкуренции, среднее число участников торгов всего 1,53. На некоторых таких аукционах происходит просто гиперснижение цены до неправдоподобных значений. Так в Краснодарском крае зафиксирован случай, когда цена сразу упала с 6 млрд рублей до 1 млн рублей. А в Карелии лот стоимостью в 29 млрд рублей достался оператору с одним сотрудником.



На фото вверху. Пример рекультивации самой большой и ядовитой в Европе свалки ТБО на территории городского округа г. Дзержинска Нижегородской области. Здесь под землей останется 5.5 млн. м. куб. мусора. Высота свалки 36 метров. Технологии, что здесь применены, позволят к концу 2019 года забыть о неприятных запахах, а вся поверхность будет покрыта натуральным травеным ковром.


 

Во многих случаях разброс цен не подается рациональному объяснению. На Чукотке в одной зоне цена за тонну мусора равнялась 48214 рублям, а в другой зоне – 23601 рублю. Средняя же цена по России за одну тонну сбора и переработки ТБО установилась на уровне 5 тысяч рублей за тонну. Чем выше конкуренция со стороны операторов, тем цена ниже.

Недовольство копится

Реформа еще только началась, а уже зафиксировано большое число недовольных ее проведением граждан. Чаще всего они выражают несогласие с расчетом тарифов на вывоз мусора, исходя из количества проживающих, а не квадратных метров, им не нравится, как организован этот процесс, они указывают на то, что отсутствуют или не хватает инфраструктурных объектов, предусмотренных реформой. По-прежнему многие места складирования ТБО находятся в ненадлежащем состоянии, мусор разбросан по территории, не достает количества мусорных баков, а график вывоза отходов не соблюдается.

За ближайшие 10 лет региональные операторы должны получить 1,9 трлн рублей. Деньги более чем солидные, их должно хватить для наведения в этой сфере порядка и возникновения кардинально иной индустрии. Но она появится только в том случае, если будет создана прозрачная и честная сеть региональных операторов, которые будут видеть свою задачу не в том, чтобы получить как можно больше денег, а там уж как пойдет, а действительно научиться работать по совсем иным принципам, чем сегодня.

Марк Горский

От редакции: о новых российских уникальных технологиях при рекультивации и переработке ТБО и промышленных отходов читайте у нас в ближайшее время.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Кому нужна обязательная сертификация строительных материалов?

Лифтовому хозяйству в России 70 лет: без нужных кадров и недостаточной поддержки государства

Новые строительные технологии: звонят, откройте дверь, но открыть ее у всех не получится

Почему технологический прогресс плохо проникает в нынешнюю среду застройщиков. Мнение эксперта Татьяны Полиди.

Умный город – не городок с умными людьми, это иное качество всего, что нас окружает

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?

Строительная «формула любви»… к выгоде

Очень по-нашему: хотели как лучше, создав чудо-материал, но на этом чудеса кончаются

Риелторам на заметку: вас скоро может не быть

Не затянулось ли наше знакомство с BIM-технологиями?




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх