Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Почему процесс подготовки кадров для строительства мало связан со строительством » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +13 °C.

Архив публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
07 авг 03:00Технологии

Почему процесс подготовки кадров для строительства мало связан со строительством

Автор: Владимир Гурвич

Прогресс любой отрасли любого государства начинается только тогда, когда появляется критическое количество людей, способных его обеспечить.

 

Стройкомплекс России испытывает серьезный кадровый голод. Нехватка квалифицированных специалистов не только способна сильно затормозить развитие отрасли, но и представляет реальную опасность для жителей страны. Мы отлично знаем, к каким последствиям приводит некачественное строительство. Менять положение надо было еще вчера, но пока нет уверенности в том, что оно изменится завтра.

Глобальные риски

В готовящейся Стратегии развития строительного комплекса ее авторы исходят их того, что в отрасли ощущается нехватка квалифицированных кадров, а механизм их подготовки остается неэффективным, констатирует начальник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при правительстве РФ Диана Каплинская. Такая ситуация порождает для страны глобальные риски. Мы не сможем идти вперед, если не будет хватать нужных специалистов, а чтобы они появились, образование должно не подстраиваться под текущее положение, а опережать его.

Куда же нам плыть?

Вопрос «куда мы сегодня движемся?» с каждым годом становится все актуальней. По мнению ректора МГСУ Андрея Волкова, у нас часто решение тактических задач превалирует над стратегическими. Это имеет свое объяснение, сегодня в России нет органа, который бы занимался развитием кадрового потенциала в строительной сфере.

Отсюда печальные итоги. Обеспеченность отрасли специалистами за последнее время снизилось в полтора раза. Идет их отток, старение, а взамен молодых кадров приходит недостаточно. Да и те, что приходят, часто не устраивают отрасль. У нас большой разрыв между тем, чему обучают специалистов, и практической потребностью.

По сути дела, наше образование слабо отвечает на вызовы XXI века. Прогресс в технологиях обучения кардинально меняет образовательный процесс, но мы пока плохо вписываемся в этот тренд, наоборот, наши высшие учебные заведения снижают качество преподавания, констатирует Андрей Волков.

Хотя именно строительное образование может стать основой для всего прогресса российской высшей школы. Ведь появление умных городов объединяет самые разные научные и технологические системы и дисциплины, и строительное образование просто вынуждено интегрировать в единое целое все эти процессы.

Поэтому, считает ректор, перед нами сейчас стоят две задачи: восстановить многие утраченные компетенции и создавать новые компетенции в русле развития научного и технологического прогресса.

Цифры и факты

В каком же реальном состоянии находится строительное образование? В стране 129 строительных вузов и 58 их филиалов. Из всего этого массива 180 государственных высших учреждений и 7 частных. В них обучается 150 тысяч студентов. Из них около 55% на бюджетные деньги и 45% по контрактам. Иными словами, государство финансирует немногим более половины всего образовательного процесса.

Для понимания качества строительного образования очень важно распределение высших учебных заведений по количеству обучающихся в них студентов. На всю страну есть лишь один университет, где их число превышает 5 тысяч. В 25 университетах их 1000 или более, в 33 вузах – свыше 500 учащихся, и есть вузы, где их менее 100. Если же брать только бюджетников, то картина еще более удручающая. Мы имеем множество небольших и даже совсем маленьких образовательных учреждений, где априори не может быть качественного обучения.

Такова ситуация с подготовкой будущих специалистов разных строительных специальностей.

А как обстоят дела с обучением архитекторов и градостроителей? Их готовят в 89 учебных заведениях, из них 81 государственные. Всего учатся 27 тысяч человек, 58% – за счет государства, 42% сами оплачивают свою учебу. Действует один вуз, которой обучает свыше 2500 студентов, и один вуз, где свыше 2000 студентов. По 1000 студентов имеют два учебных заведения, 500 – 10, 250 – 19, свыше 100 – 28 и менее 100 студентов – тоже 28 вузов, то есть в них всего две группы. Сам собой возникает вопрос: что это за учебные заведения и кого они выпускают?

А вот что происходит в подготовке рабочих специальностей. Действуют 1158 колледжей, в них обучается 203 тысячи учащихся, из них 80% – бюджетники.

Вроде бы немало, но это обманчивое впечатление. По словам Анны Молчановой, заместителя исполнительного директора Национального кровельного союза, сегодня лишь 43 человека в стране учатся на кровельщика. За 2018-2019 годы многие рабочие профессии исчезли из перечня строительных специальностей, так как на них отсутствует прием в учебные заведения.

Между колледжами и строительными компаниями не налажено взаимодействие, учащимся зачастую негде проходить практику. Плохо развита дуальная система подготовки кадров, которая сочетает образовательный процесс с получением практических навыков.

Что делать?

Перед страной стоит задача обеспечения сегодняшних и перспективных потребностей в специалистах. Нынешняя система подготовки кадров с ней справиться не в состоянии, поэтому нужно задуматься над ее перестройкой. Но сегодня этим не занимается никто, констатирует Андрей Волков.

Как можно изменить ситуацию, по мнению ректора МГСУ? Должен появиться центр ответственности по планированию кадрового потенциала для строительной отрасли. Учебные заведения должны понимать, где, когда и какой квалификации понадобятся специалисты.

Второй пункт этого плана – создание информационного реестра, в который будет загружаться вся информация о потребности в кадрах.

Третий пункт – интеграция образования с потребностями отрасли. Пока такой процесс выстроить не удается.

Должна существовать конкуренция между лучшими программами и методиками обучения на основе современных образовательных процессов.

С разных точек зрения

На процесс подготовки кадров можно смотреть с разных точек зрения, в том числе со стороны работодателей, и этот взгляд весьма негативный. Сегодня КПД профессионального образования составляет всего 40%, то есть, только 40% окончивших вузы или колледжи остаются в профессии. По словам Александра Герасимова, генерального директора «Агентства регионального корпоративного развития» ключевой момент в этом процессе – ситуация на рынке труда. По оценкам СРО, 20-25% всех специалистов работают неизвестно где, точнее, известно, в серой или черной зонах. Но точное количество этого контингента назвать не может никто. А значит, доподлинно определить структуру рынка труда, сколько и какие профессии будут востребованы, невозможно. Но если не наладить мониторинг рынка труда, невозможно определить, какие профессии и в каком количестве надо готовить.

Часть этой работы проведена, в рамках национальной системы квалификации подготовлено много профессиональных стандартов. Внедрена процедура подтверждения профессиональных навыков специалиста – независимая оценка квалификации. Это позволит сделать рынок труда более гибким.

Работодателю не всегда требуется постоянный штат сотрудников, зачастую ему выгодней их нанимать по мере поступления заказов. Для создания такой гибкой модели требуется реестр специалистов, который позволит оперативно находить нужные специальности.

Но чтобы создать такую систему, нужна мотивация как самих работников, так и работодателей. В ее качестве должны выступить законодательство и экономические стимулы. Пока же они работают слабо. Сегодня на строителей навешено много дополнительных расходов, и у работодателей на проведение независимой оценки квалификации часто нет средств.

Впрочем, далеко не все согласны с необходимостью применения независимой оценки квалификации. Некоторые эксперты считают ее излишне затратной и сложной, а в качестве примера приводят зарубежный опыт. Там прохождение каждого курса повышения квалификационного уровня специалисту дает ему дополнительные баллы. Такая система проще организационно и не требует дополнительных затрат.

По мнению вице-президента НОПРИЗ Алексея Воронцова, в оценке квалификации специалистов следует больше доверять профессиональному сообществу, у нас же в качестве арбитра часто выступает чиновник, а задача государства должна сводиться к выдаче диплома утвержденного образца.

Такая ситуация в том числе объясняется тем, что Минстрой отстранился от процесса подготовки кадров, не мониторит того, что происходит в этой сфере. Например, кто только сегодня не занимается дополнительным образованием строителей, многие такие центры заинтересованы не в обучении, а только в получении денег. Взамен они выдают фальшивые дипломы.

Новое средневековье

Строительная отрасль в России – огромный хозяйственный комплекс с ежегодным оборотом свыше 8 трлн рублей в год. Каждый год заключается 420 тысяч контрактов. Работают 300 тысяч строительных компаний, из них 90% относятся к малому и среднему бизнесу. За 2018 год обанкротилась 13 тысяч из них, это рекордный показатель с 2009 года. Средняя продолжительность жизни одной фирмы – три года.

С начала рыночных реформ 600 тысяч строительных компаний прекратили свою деятельность, в том числе это означает, что они не вложили огромные средства в подготовку кадров. При этом до 45% от стоимости строительно-монтажных работ – это потери по причине некомпетентности или хищения. Таким образом, потенциально мы можем строить существенно больше и дешевле.

В чем причина такого явления? Генеральный директор компании «СМАРТ-И» Хусейн Плиев уверен: это происходит из-за плохих управленческих решений; многие руководители компаний не компетентны, они плохие специалисты. Они руководят методами, которые можно сравнить с лечением врачей в средневековье, когда уровень диагностики заболеваний был крайне низким ввиду отсутствия необходимых знаний и инструментов. Сегодня все это есть, вот только далеко не все могут и желают этим пользоваться.

Владимир Гурвич, фото ИА Строительство

От редакции.

Вопрос подготовки кадров для отрасли стоит настолько остро, что вице-премьер Виталий Мутко решил не откладывать этот вопрос в дальний ящик и начал изучать проблему в экстренном порядке. Когда этот материал готовился к публикации зампред правительства посетил 6-го августа НИУ МГСУ. Читайте об этом здесь: https://dom.iastr.ru/novosti/3266-istoricheskiy-vizit-v-niu-mgsu.html

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Противопожарная безопасность: после «Зимней вишни» выводы сделаны, но риски сохраняются.

Почему BIM не решает все проблемы, хотя меняет многое

Когда позеленеет по-настоящему "зеленая" экономика в России

Техническое регулирование в ЕАЭС: семилетний бег по кругу с препятствиями и призывами догнать и перегнать

Лифтовому хозяйству в России 70 лет: без нужных кадров и недостаточной поддержки государства

Почему технологический прогресс плохо проникает в нынешнюю среду застройщиков. Мнение эксперта Татьяны Полиди.

Умный город – не городок с умными людьми, это иное качество всего, что нас окружает

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?

Иозеф Лео Бекхофф: если ситуация потребует, мы построим в России завод

Очень по-нашему: хотели как лучше, создав чудо-материал, но на этом чудеса кончаются




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На этой выставке кондиционеров
Наверх