Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Дмитрий Волков (Минстрой): региональные BIM – центры - это сетевая история, а не история административного регулирования » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва −1 °C.

Архив публикаций
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
25 фев 03:00Технологии

Дмитрий Волков (Минстрой): региональные BIM – центры - это сетевая история, а не история административного регулирования

Инициативы государства в сфере внедрения научных и технологических достижений часто заканчиваются не лучшим образом. Но хочется верить, что с BIM моделированием все получится.   


 

Государство поставило задачу широкого внедрения технологий информационного моделирования в строительство в достаточно сжатые сроки.  Хорошо известно, как в России тяжело приживается все новое, а в данном случае речь идет практически о революционном проекте. С этой целью решено создать сеть региональных BIM-центров.                                В значительной степени это новаторский подход, который позволит серьезно ускорить весь процесс по распространению BIM-технологий. Как это все будет происходить, и какой конечный результат планируется получить, рассказывает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков.

 – Дмитрий Анатолиевич, на форуме «100+» в Екатеринбурге вы объявили о том, что в России с 2020 года будут создаваться региональные BIM центры. Какую цель преследуют такие центры?

– Это совершенно естественный процесс, естественный инструмент. Что мы понимаем под BIM центром? BIM центр – это не отдельный орган исполнительной власти или структура, которую необходимо создать за деньги, а просто способ организации дела в регионе. Поэтому внедрение технологий информационного моделирования – это стратегическое, с нашей точки зрения, направление, в том числе, в смысле перехода на цифру.

Наша задача – помочь регионам таким образом выстроить организационный механизм, чтобы процесс пошел быстрее. Поэтому BIM центр – это просто способ взаимодействия между различными участниками градостроительного процесса в регионе, который мы должны смоделировать методологически и передать дальше регионам разными способами для их внедрения на местах.

Это означает, что естественный опыт, который регион наработал самостоятельно, сам собой складывается. Это системный и проектный подход, когда достаточно высокопоставленный чиновник в регионе лично отвечает за данный блок работы. Это взаимодействие между региональными министерствами строительства и цифрового развития, контрольно-надзорными органами, экспертизой, надзорно-контрольными органами, государственным строительным надзором, подрядчиками и проектировщиками, которые работают на этой территории, с тем, чтобы проекты, которые делаются в информационной модели, или проекты, в которых, пусть даже частично, но используется информационная модель, проходили через весь этот градостроительный процесс легче.

                                  **********

Дмитрий Волков: «BIM центр – это не про бюджет, не про штатное расписание и не про структуру, это про организацию отношений. Это сетевая история, а не история административного регулирования».

                                   **********

Первый такой опыт мы естественным образом получаем в Екатеринбурге. Там BIM центр создается так, как его видит регион. Мы анализируем этот опыт, смотрим на аналогичный опыт наших коллег за рубежом. В конце прошлого года мне довелось побывать в Англии и Шотландии, ознакомиться с тем, как выстроено у них это на обще-английском уровне, сколько денег они вкладывают в науку, как увязывают информационное моделирование со стандартизацией. Потом я рассмотрел, как они делают это в отдельно взятом регионе. Это очень интересный опыт. Наша задача в первом полугодии текущего года сделать соответствующую методологию, предложить ее регионам в качестве акта доброй воли. Это первое. Второе – нам предстоит продумать варианты, как эту методологию предложить тем регионам, которые не понимают еще своего счастья с тем, чтобы к этому счастью они пошли уже самостоятельно.

– Эта «площадка» будет открытой для участия смежников в отрасли, например, студентов отраслевых региональных вузов?

– Да, конечно, как площадка Общественного совета Минстроя. Она же открыта. Есть члены Общественного совета, которые по определенной процедуре выбираются. При этом есть большая экспертная группа при Общественном совете, в которую привлекаются огромное количество людей.

                                 **********

Дмитрий Волков: «Вполне возможно, что мы придем к необходимости субсидирования. Но сейчас, на данном этапе, в этом нет необходимости… На федеральном уровне мы создадим большой BIM, а в регионах-маленький».

                                 **********

У нас только в рабочей группе при Общественном совете по информационному моделированию состоит порядка 100 человек. Это в несколько раз больше, чем членов в Общественном совете. В этом и состоит задача региональной «площадки» – привлекать заинтересованных профессионалов. BIM центр – это не про бюджет, не про штатное расписание и не про структуру, это про организацию отношений. Это сетевая история, а не история административного регулирования.

– Но в регионе наверняка встанет вопрос выбора места «площадки», оплаты арендных помещений. Это все ляжет на бюджет региона?

– На первом этапе да.

– А на втором, третьем?..

– Дальше мы подумаем. Это зависит от истории каждого региона, ее работы и мотивации.

– Как будет дальше работать центр в регионе, зависит не только от региона?

– Вполне возможно, что мы придем к необходимости субсидирования. Но сейчас, на данном этапе, в этом нет необходимости. В регионах нет людей, которые бы появились там специально для этой цели. Предположим, сейчас мы говорим: «Давайте сделаем BIM центр». Для этого надо построить дом, он называется «BIM дом» или «BIM офис»; нанять туда людей, которые сейчас называются «BIM люди»; придумать, чем они будут заниматься, это называется «BIM занятие». Они должны профессионально заниматься BIM. Есть стройка, а есть BIM. Это, конечно, в перспективе будет стоить денег. На федеральном уровне мы создадим большой BIM, а в регионах – маленький.

Если бы мы пошли этим путем, то речь бы шла, в первую очередь, о бюджете. А мы говорим всего лишь о выстраивании взаимоотношений. Они в принципе так и должны выстроиться. В каждом субъекте Российской Федерации, поверьте, есть место, где можно собраться с целью любой деятельности. Огромное количество этих мест вообще ничего не стоят. Есть различные коворкинги, центры поддержки различных инициатив, все есть, это просто надо задействовать. Мы в первую очередь говорим об этом.

– То, что вы сейчас сказали, зависит от инициативных, энергичных людей на местах, но, если их нет, регион вправе приглашать специалистов из других регионов?

– Можно приглашать даже специалистов из других стран.

– Организация работы, о которой мы сейчас с вами говорим, будет курироваться чиновником какого уровня?

– Ответственное лицо точно должно быть. Тут нет сомнений. Это должен быть высокопоставленный чиновник уровнем не ниже регионального министра.

– Вы познакомились с опытом применения BIM технологий в Англии и Шотландии. Поподробнее можете рассказать, как там у них?

– В Шотландии проводят очень серьезные исследования о степени внедрения информационных технологий. На вопрос «Используете ли вы информационные технологии?» у них дают положительный ответ более 70% опрошенных, а глубокий анализ показывает, что в действительности информационные технологии в бизнесе использует не более 20%. У них это связано с серьезной дефрагментацией в строительной отрасли за счет количества маленьких компаний, которые просто не способны быстро наращивать квалификацию в этом отношении.

                               **********

Дмитрий Волков: «Потому что, если мы технологию начинаем внедрять административно, да еще к определенной дате или событию, то, считайте, все будет загублено».

                               ***********

У нас степень проникновения ровно такая же, наши цифры совпали. Когда я им сказал, что степень внедрения информационного моделирования у нас составляет 22%, то коллеги из правительственного фонда Шотландии, который этим занимается, смеялись, потому что наши цифры очень похожи. Если же посмотреть на другие страны, то там осторожно относятся внедрению информационных технологий. Это опасная история. Потому что, если мы технологию начинаем внедрять административно, да еще к определенной дате или событию, то, считайте, все будет загублено. Технология – это прогресс, он определяется не чиновниками, не модой, он определяется разумной целесообразностью. Мы, конечно, должны мотивировать, подталкивать, убирать барьеры, чтобы технология не останавливалась. История знает массу примеров, когда сильные мира сего пытались не качеством, а количеством и силой внедрять, как они считали, самое передовое, но все заканчивалось обратной ситуацией.

– Дело не в количестве, а в качестве?

– Не в количестве, а в качестве и здравом смысле, и, кстати, в активных людях тоже.

– В прошлом году, разговаривая с немецкими специалистами по BIM технологиям, можно было прийти к выводу, что Германия не спешит в обязательном порядке переходить на BIM технологии. А как у нас?

– Мы в проекте нормативно-правового акта обозначили 2023-2024 годы к обязательному использованию информационного моделирования для тех классов объектов, где подобную необходимость мы видим уже сегодня. Это прежде всего строительство социальных объектов за бюджетные деньги. Мы понимаем, что в этом случае внедрение информационного моделирования точно благо, точно принесет результат прежде всего за счет того, что там высокая степень унификации, типизации. Это повысит технологичность процесса, возможность контролировать стройку гораздо более точно, а затем даст возможность грамотно эксплуатировать построенное. Там это точно на все 100% нужно.

                                  **********

Дмитрий Волков: «Как раз для ИЖС это может быть даже более интересно. У нас же по ИЖС, какая задача стоит – добиться того, чтобы можно было создавать продукт, воспринимаемый банками».

                                  **********

В дальнейшем появятся и другие отрасли, где необходимо это внедрять, например, в области промышленного строительства. Многие компании уже сейчас активно используют информационное моделирование. Вполне вероятно, что это будет в области жилищного строительства, но там обязательность вряд ли нужно вводить, потому что это частный бизнес.

– В ИЖС вводиться не будет, а в индустриальное домостроение?

– Как раз для ИЖС это может быть даже более интересно. У нас же по ИЖС, какая задача стоит – добиться того, чтобы можно было создавать продукт, воспринимаемый банками. ИЖС – это не частное творение, которое невозможно ни оценить, ни сделать предметом залога, кредита. BIM может создать классический унифицированный продукт для ИЖС. В этом смысле как раз информационное моделирование уже инструмент, который банки могут воспринимать серьезно.

– Что это даст конкретному гражданину, желающему построить себе частный дом или купить недвижимость, построенную с помощью BIM моделирования?

– Вы знаете, много лет назад у моего друга был день рождения. Он бизнесмен и начинал крупный строительный инвестиционный проект. Я ему подарил бинокль и книжку «Затерянный мир», что символизировало то, что он вступает в сложный, плохо предсказуемый процесс строительства. Придут строители, будут строить, точно ошибутся, обманут финансово. На 100% не выполнят в сроки, потом где-то что-то обязательно потрескается. Это происходило потому, что он не был профессионалом в этой сфере, у него не было рядом профессионального заказчика, который бы выстроил процесс, не было пула профессиональных исполнителей и он, соответственно, совершал ошибки.

                                  **********

Дмитрий Волков: «Сейчас далеко не всем очевидно преимущество информационного моделирования. Многие считают, что инвестиции в эту технологию являются пустой тратой времени и сил, что это дань моде».

                                   **********

Чтобы их избежать, надо идти не по творческой дорожке, а по очень унифицированной процедуре. Когда вы совершаете платеж в клиентской программе, вам необходимо осуществить несколько действий в строгой последовательности. Если вы нарушаете последовательность и правила, вы не сможете получить нужный вам результат. Информационное моделирование возможность ошибиться простому человеку не дает. Он получает понятный построенный продукт, который контролируем, все операции и сроки известны, цены известны, понятно, как сравнивать цифровой двойник с оригиналом. Я в некотором смысле говорю про будущее. Такого продукта нет, но при условии его создания человек получает контролируемый процесс. «Затерянный мир» превращается в совершенно понятную технологию – конструктор, который надо собрать.

– Такие типовые продукты на рынке в России уже есть. Вопрос только в том, как этот продукт продвигать?

– Какие-то отдельные компании, которые предлагают типовые продукты, это другая история. Я говорю о ситуации, когда все компании, которые работают на этом рынке, формулируют свой продукт соответствующим образом, иначе они не смогут его реализовать.

                              **********

Дмитрий Волков: «На самом деле тот, кто сейчас инвестирует время и деньги в рост компетенций в этой сфере, получит в недалеком будущем уникальное конкурентное преимущество».

                              **********

Вы, может быть, помните: лет 5-7 назад получение ипотеки – это был тоже творческий процесс. Надо было собрать кипу документов, сходить в банк, все это там отдать, потом через месяц, когда на тебя в банке посмотрят или не посмотрят, тебе дадут предложение. Сейчас же программные продукты, которые предлагаются, позволяют делать это за несколько кликов. Я об этом говорю.

– Надо ли понимать так, что малоэтажное строительство тоже будет обязано строить с помощью BIM?

– Нет, я как раз говорю про то, что жилищное строительство мы вряд ли будем обязывать, там другой инструментарий. Необходимо сделать так, мы будем делать так, чтобы по-другому невозможно было выстроить работу. Приведу более близкий пример уже из настоящего. Невозможно сейчас представить банк, который выведет на рынок ипотечный продукт по правилам 10-летней давности. Понимаете? У него не будет клиентов. Потребитель, обращаясь в любую компанию, получает набор сервисных функций, которые вытекают из возможности технологий информационного моделирования при ее использовании. Если у компании не будет этих возможностей, она перестает быть конкурентоспособной. Это то, что мы сейчас говорим участникам рынка. Об этом я говорил еще до того, как пришел работать в Минстрой. Сейчас далеко не всем очевидно преимущество информационного моделирования. Многие считают, что инвестиции в эту технологию являются пустой тратой времени и сил, что это дань моде.

– Да, такое мнение есть, и как это влияет на рынок?

– На самом деле тот, кто сейчас инвестирует время и деньги в рост компетенций в этой сфере, получит в недалеком будущем уникальное конкурентное преимущество. Я уже сейчас могу привести пример такого подхода: застройщик, имя которого не называю для корректности, который реально существует на рынке, долгое время развивал у себя в бизнесе технологии информационного моделирования и с переходом на проектное финансирование, когда деньги в стройке стали стоить дороже, в конечном итоге получил точную информационную модель своей работы над проектами и, как следствие, экономию денег. Это же математически точная история, которая экономит деньги и сокращает срок строительства. По их оценке – это прямое следствие применения технологии информационного моделирования. Это история не будущего, а прошлого года.

Беседовал Александр Гусев

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Нашим городам предстоит сильно "поумнеть"?

«Умный» город не построить полоумными технологиями

Экспертиза в строительстве: не все так благополучно, когда внедряем BIM

Противопожарная безопасность: после «Зимней вишни» выводы сделаны, но риски сохраняются.

Почему BIM не решает все проблемы, хотя меняет многое

Техническое регулирование в ЕАЭС: семилетний бег по кругу с препятствиями и призывами догнать и перегнать

Мусорная реформа. Региональные операторы без штатов и без денег. Кому под силу ее осуществить.

Новые строительные технологии: звонят, откройте дверь, но открыть ее у всех не получится

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?

Не затянулось ли наше знакомство с BIM-технологиями?


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Наверх