Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Россия все больше готова предложить миру то, что ему нужно все меньше и меньше » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва −4 °C, снег.

Архив публикаций
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
29 июн 03:00Технологии

Россия все больше готова предложить миру то, что ему нужно все меньше и меньше

Автор: Владимир Гурвич

 

О наступление нового экономического уклада обычно много говорится до того, как он возникает. Но когда он реально приходит, то это становится большой неожиданностью для всех  

В 2020 году перед Россией окончательно оформился глобальный вызов: как ей жить в условиях завершения  эпохи нефти и газа? И дело не только в пандемии, в обвале цен на  сырье, а в том, что в мире уже отчетливо проступают контуры завершения эпохи углеводорода и перехода к альтернативным источникам энергии. В такие  условия наша страна  попадает впервые за последние, как минимум, полвека.  Что может она противопоставить возникающей новой реальности, накопила ли она достаточные и убедительные аргументы для ответа на нее за годы нефтяного изобилия? Долгое время власти как могли, делали вид, что такой проблемы не существует.  Но возможности продолжать это делать и дальше,  больше нет. Пора держать экзамен на зрелость.

 Конец общества потребления?

Сегодня перед руководством России во весь рост встает вопрос: что делать с экономикой? Ситуация такая, что можно и запаниковать. Во втором квартале спрос упал на 20-25%. Одни считают, что он будет восстанавливаться, другие полагают, что этого не случится. Но даже, если положение и улучшится, потребление немалой части товаров не станет прежним. И в первую очередь это относится к бензину, считает Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton.

Это связано не только с изменением экономической конъюнктуры, но и с более глубокими переменами. Начался переход от общества потребления материальных ресурсов к обществу, нацеленного на его их снижение.

Таких примеров с каждым годом все больше. Вот, что, например,  происходит в Германии.  Согласно предварительным данным, выработка электроэнергии с помощью ветра, биогаза, солнца и других ВИЭ выросла по сравнению с первым кварталом 2019 года на 14,9%. Наибольший рост у  ветряной энергетики,  за год она увеличила производство на 21,4%.  В последнее время в стране усиленно сооружались  морские ветропарки. В результате ветер впервые стал основным энергоносителем в ФРГ, на него пришлось больше трети всей генерации электроэнергии -  34,9%. Доля биогаза составила 5,5%, у фотовольтаики (солнечной энергии) она выросла с 4% до 4,8%.

И такие процессы с разной степени интенсивности происходят по всему Евросоюзу. На дорогах все больше электромобилей; только во Франции на развитие этого вида транспорта ассигновано 9 млрд евро. Это означает, что после пандемии спрос на углеводородные энергоносители вряд ли восстановится.  Эпоха массового производства энергии и топлива из углеводородного сырья, идет к завершению.

Колокола тревоги

Много лет нас кормили сказками, что в мире нефть скоро кончится, а потому является ценнейшем ресурсом, без которого человечество не сможет существовать. А потому всегда будет в цене. Но сегодня нефти столько на рынке, что кажется, что скоро будет второй всемирный потом, только уже нефтяной.  

По словам Михаила Крутихина, партнера Rusenergy, все нефтехранилища в мире переполнены, а, несмотря на соглашение ОПЕК плюс, количество черного золота на рынке только прибывает. Вновь заработали месторождения Ливии, это дополнительно 400 тыс баррелей в день. Вроде бы немного, но это только начало. А если цены повысятся, то в полном объеме воскреснет сланцевая добыча в США.

Для России общая ситуация  складывается более, чем печально. Мы вынуждены по соглашению снижать добычу на огромную величину в 2 млн баррелей в сутки. Отечественная нефтянка пытается манипулировать с этими цифрами, отключать на время часть скважин, чтобы затем их снова запустить. Но в наших условиях это довольно рискованные игры, есть серьезная опасность, что значительную их часть не удастся вновь вести в эксплуатацию в силу сильной изношенности, исчерпание запасов. Или расходы на восстановление эксплуатации месторождений окажутся столь велики, но не будут рентабельны.

Это понимают и в правительстве. Согласно официальным прогнозам, еще недавно пик добычи должен был прийтись на 2025 год, потом на 2022, сейчас уже говорят о том, что он был пройдет в 2019 году. И дальше будет только падение.

Как считает Михаил Крутихин, стране больше не стоит надеяться на свой ТЭК, в целом его технологический уровень низкий, а потому больших перспектив у него нет.

В любом случае, в мире уже не понадобится столько нефти. Это даже осознают в арабских странах, которые еще недавно целиком жили за счет продажи своих нефтересурсов. Теперь тут заговорили о необходимости создания экономики знаний. Они намерены готовиться к тому моменту, когда нефть окажется ненужной.

Человечество без нефти

Разумеется, нефть не исчезнет из оборота, но потребность в ней станет неуклонно сокращаться. Она все больше будет вынуждена конкурировать с другими источниками энергии, отмечает Андрей Конопляник, советник генерального директора «Газпром экспорт». Идет активный переход от энергорасточительного к энергосберегающему виду потребления.

Человечество даже вопреки своему желанию вынуждено  снижать выбросы углекислого газа. Сегодня это становится  магистральным путем развития экономики и технологий.  Причем, подчас идут на заведомые убытки. Так, в Англии  доплачивают при заправке электромобиля. ЕС      провозгласил курс на замену грязных молекул углеводорода на чистый процесс электролиза. 

Эпидемия короновируса подстегнула эти тенденции, поспандемическая экономика окажется более зеленой. И России надо задуматься над тем, как вписаться в этот тренд.

До сих пор у нас делался упор на наращивание добычи. Но в новой ситуации многие новые разведанные месторождения могут оказаться невостребованными. Чтобы отечественная нефтянка выжила, нужно запустить новые инвестиционно-инновационные механизмы. Но пока с этим получается слабо. Отечественные компании привыкли работать по-другому, они без конца клянчат у правительства все новые льготы для освоения новых запасов. В нынешних условиях эта политика выглядит, как особенно ущербная.

По мнению Андрея Конопляника, нефтяная промышленность может спастись, если станет встраиваться в новую низко углеродную экономику. С одной стороны это позволит снизить в нее инвестиции, а с ними сократить налоговые и другие послабления, а высвободившиеся средства,  в том числе направить в НИОКР для повышения энергоэффективности всей экономики. Это поможет найти новые ниши для ТЭКа, в том числе переключить  газовую промышленность на производство метана для выпуска водорода.

Догоняя, отстаем

Но это все пока только планы, по количеству которых Россия, возможно, мировой рекордсмен. Как и по размерам кладбища из нереализованных замыслов. Действительность же такова,  что за предыдущие десятилетия отечественный ТЭК не совершил никакого заметного технологического рывка. Как, впрочем, и вся страна; сидела она нефтяной игле, так и сидит. И слезать с нее не собирается.

Вот только той иглы уже нет. Годовой план на 2020 году по таможенным доходам равен 5 трлн 343 млрд рублей, за первые пять месяцев ФТС получила их меньше на 22,9%. В отдельные месяцы они были на 40% тоще по сравнению с 2019 годом. Это сокращение в значительной степени связано с падением выручки ТЭКа.

Нет оснований считать, что положение может серьезно улучшиться. Доходы государства, а значит, и наши с вами будут сокращаться. Экономика нуждается в кардинальных структурных реформах. Делать их надо было давно, но по оценке Игоря Николаева, структурные сдвигов, как не было, так и не предвидятся. Все планы правительства связаны лишь с поддержкой того, что уже есть. Ни о какой модернизации речи не идет.

Россия все время догоняет развитый мир, но чем больше она это делает, тем сильней отстает. Мы проспали очередную революцию, ее можно назвать антиуглеродную. И никаких заделов, чем ее заменить, не сделали.

Россия все больше напоминает поезд, который мчится по рельсам, не замечая того, что впереди они уже разобраны. При этом машинист все сильней разгоняет состав, тем самым приближая крушение…

Владимир Гурвич

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Технологии, которые облегчают работу строителям и упрощают жизнь потребителям

Город здоровых людей: фантазия или реальность

Дмитрий Волков (Минстрой): региональные BIM – центры - это сетевая история, а не история административного регулирования

«Умный» город не построить полоумными технологиями

Прорывные технологии в малоэтажном строительстве есть. Дело за малым – создать благоприятные условия для их применения.

Устойчивое развитие против неустойчивого мира

Когда позеленеет по-настоящему "зеленая" экономика в России

Техническое регулирование в ЕАЭС: семилетний бег по кругу с препятствиями и призывами догнать и перегнать

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?

Очень по-нашему: хотели как лучше, создав чудо-материал, но на этом чудеса кончаются


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На этой выставке кондиционеров
Наверх