Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Ростуризм взглянул на туризм по-новому: дело пахнет перестройкой » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +12 °C.

Архив публикаций
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
10 авг 03:00Технологии

Ростуризм взглянул на туризм по-новому: дело пахнет перестройкой

 

Пандемия заставила изменить риторику по многим вопросам наших чиновников. Но дальше слов зачастую они пойти не готовы.

 

О ненадлежащем качестве туристического сервиса у нас говорят давно и по многу, но далее самих разговоров дело по разным причинам практически не двигалось с места, за исключением каких-то точечных проектов, которые никак не влияют на общую картину. По-настоящему большого прорыва в этом вопросе не происходит много лет. И вдруг – не было бы счастья, да несчастье помогло. С наступлением пандемии и закрытием границ стран, в которых россияне любили отдыхать, в высоких кабинетах заговорили о развитии внутреннего туризма в России, и тут же выяснилось, что у нас повсеместно не хватает отелей как больших, так и малых.

 

Ударим субсидией по субсидированию для не желающих строить отели

В результате пандемии туристическая отрасль признана одной из самых пострадавших в России. По оценке некоторых экспертов, ее убытки составили 1,5 трлн рублей, восполнить которые в ближайшее время невозможно. Следовательно, нужно не просто помогать сектору деньгами, а воспользоваться ситуацией и не откладывая в долгий ящик серьезно заняться реализацией проекта развития туризма в России.

А что происходит в реале? Заглянем на отраслевой федеральный сайт Ростуризма (https://www.russiatourism.ru/). Найти там что-либо конкретно в масштабах страны по развитию туризма, в том числе по строительству новых отелей, на момент подготовки статьи нам не удалось. О помощи отелям, пострадавшим от пандемии, читаем там следующее: «отелям с номерным фондом до 100 номеров субсидируют затраты на профилактику коронавируса. Размер субсидии составит 15 тысяч рублей на первоначальные расходы и еще 6,5 тысяч рублей на каждого сотрудника по численности на май 2020 года. Заявку на выплату можно подать через личный кабинет налогоплательщика с 15 июля по 15 августа 2020 года». А что делать отелю, где 101 номер?

Нам удалось найти недавнее интервью руководителя Ростуризма госпожи Зарины Догузовой, из которого следует, что отелей действительно не хватает, а про строительство новых она сказала буквально следующее: «Нам очень не хватает качественных гостиниц на юге России, это касается и Крыма, и Краснодарского края. Конечно, чем больше качественных гостиниц, тем лучше выравниваются цены, там и качество услуг выше, и цены тоже более ровные. У нас, много раз я про это говорила, что нам нужно строить еще больше качественных гостиниц вообще в целом во всех ценовых сегментах».

О том, как Ростуризм собирается привлечь инвестиции в перечисленные регионы для строительства отелей было сказано в том же интервью следующее: «Да, безусловно, у нас фактически на финальной стадии согласования находятся правила по предоставлению субсидий на субсидирование процентной ставки по строительству новых отелей и реконструкции старых. Это новая программа, я уже про это говорила, мы ее запустим со следующего года, конкурс проведем уже с высокой долей вероятности в этом году. На самом деле это такая, одна из ключевых, центральных мер поддержки, которую мы планируем оказать инвесторам для того, чтобы они больше вкладывали денег в строительство инфраструктуры. Сейчас проценты на строительство и реконструкцию отелей достаточно высокие, процентные ставки, бизнес в целом низкомаржинальный, окупаемость отелей высокая, поэтому новые отели строятся в нашей стране с такой неохотой, скажем прямо. Именно поэтому у нас накопилась достаточно большая проблема в сегменте гостиничном, и нам очень нужно расширять качественный номерной фонд. Поэтому будем этим заниматься, это будет одна из основных, центральных мер поддержки».

Но почему федеральный руководитель говорит о строительстве отелей для внутреннего туризма? Это что, отели, в которых смогут отдыхать только граждане России, это будут резервации для наших граждан? А не должно ли быть все наоборот – для наших все лучшее, а для иностранцев осколки роскоши. Пусть, мол, знают наших?! Конечно, это не так. Речь должна идти о строительстве отелей для всех туристов, для всех гостей.

Главный стимул для инвестора, считает Ростуризм, это субсидирование процентной ставки. Так думает федеральный чиновник. Других механизмов мотивации строительства новых отелей не предусмотрено. Пока.

А как думают те, кто реально занимается строительством, их госпожа Догузова не спросила, а если бы поинтересовалась, то могла бы услышать другие мнения по этому вопросу.

Вот что думает по этому поводу авторитетный специалист в строительстве не только в России, но и за рубежом, член Общественной палаты при Минстрое России, руководитель ГК «Основа» Александр Ручьев: «Мое мнение, что уже ничем подобным инвесторов не привлечешь. В Греции, как мы знаем, была специальная программа для строительства отелей. В ней греческое правительство субсидировало до 50% стоимости отеля. Что-то похожее, видимо, нужно будет вводить в России и обеспечить еще гарантиями инвестору возврат кредитов, чтобы государство гарантировало возвраты кредитных средств. Тем более можно делать отели демисезонные, с каким-то лечением, которые будут работать и в зимнее время».

А вот как прокомментировал предложения Ростуризма о субсидировании процентной ставки авторитетный эксперт в строительстве, бывший руководитель Госстроя, а ныне президент Ассоциации строителей России, член Общественного совета при Минстрое России Николай Кошман: «Это программа заработает тогда, когда инвестор, встретившись с губернатором или с мэром города, получит от них письменные гарантии, что земельная площадка будет продана (сдана в аренду) инвестору условно за 1 рубль, а все инженерные сети, включая газ, воду, канализацию и все остальное, будет проложено до границы площадки за счет местного бюджета, что местные чиновники гарантируют быстрое прохождение экспертизы и получение разрешения на строительство, а пока всерьез программой строительства отелей никто не хочет заниматься».

Что же касается реставрации старых отелей, домов отдыха, лечебниц и санаториев, что остались нам в наследство от СССР, то тут ситуация еще сложнее. Реставрация процесс сложный и весьма затратный, в который, как правило, входит замена и инженерных сетей, а потому из желающих поучаствовать в этом очередь не стоит. Для привлечения инвесторов для такой реставрации, например, в Германии, Федеральное правительство приняло специальную программу – возвращение 27% стоимости работ инвестору или собственнику. У нас подобной программы пока нет – нет и массовой реставрации старых отелей.

Вот такая картина в строительстве новых и с ремонтом старых отелей. Получается, что Ростуризм не знает проблемы туризма до конца, в частности строительной темы в этой индустрии. Видимо, не знает и о таком виде отдыха, как отдых в прямом смысле «на колесах».

 

Туристы на колесах: кочевники поневоле на осколках СССР

Нам нигде не удалось найти официальную информацию о производстве  автодомов в России. Такое впечатление, что наши чиновники от туризма и других федеральных ведомств ничего не знают об этом виде туризма или не считают это туризмом, а потому в курортных регионах практически отсутствует сервис для таких автодомов. А то, что предлагают таким туристам в регионах, кроме как горе-сервисом назвать нельзя.

Между тем, в Европе официально на сегодня зарегистрировано 5 млн автодомов, спрос на которые резко вырос в этом году. Например, в Германии на 30%, в Испании на 20%. В США только специально подготовленных стоянок с различным покрытием, готовых принять в любое время автодома, более 13 тысяч. В Европе стоянок значительно больше, включая дикие и оборудованные (газ, вода, слив, электроэнергия напряжением в 220В, санузел, бассейн, кафе, детские площадки, спортивные площадки, сауна и т. д.).

Вот что говорит президент гостиничного бизнеса Италии Бернабо Боча: «Туристический бизнес у нас понес огромные потери в этом году. Мы стараемся восстановить все виды туризма, включая и туризм на колесах. У нас большое количество оборудованных стоянок для кемпингов, которые готовы принять туристов, причем стоянки эти отвечают всем стандартам и нормам для полноценного отдыха, и часто они расположены ближе к природе, чем отели». К этому лишь можно добавить, что стоимость стоянки одного автодома там составляет за сутки от 12 до 25 евро.

Какое количество у нас автодомов на колесах (в Европе их называют автокемпинг), никто не знает. Оборудованных (газ, вода и т. д.) вообще нет. Сколько автодомов на колесах производится у нас в год, и кто их производит из автогигантов, информации тоже нет. А между тем, как сообщают автомобильные эксперты, количество таких автодомов (кемпингов) двигающихся в сторону только Черноморского побережья, у нас в этом году возросло по сравнению с прошлыми годами.

Вот что рассказывает такой турист М., который ежегодно отдыхает с семьей на юге и пользуется автодомом. Его июльские впечатления от отдыха в бухте Инал, пос. Бжид, Туапсинского р-на Краснодарского края: «Природа здесь шикарная, сосны, свежий воздух, море. Первый раз мы были в этой бухте в 1989 году и вот сейчас решили завернуть сюда вторично. То, что мы увидели здесь сегодня – это осколки Советского Союза, что мы видели в 1989-м году. Единственное, что изменилось, так это в деревянных домиках, которые здесь тоже есть, поставили кондиционеры. Как ранее не было специальной площадки для автодомов, так и сейчас ее нет. Подключение дома на колесах к сети 220 вольт через удлинитель все от тех же деревянных домиков, а вот подключить воду к автодому нельзя. О сервисе говорить не приходится. Туалет и душ на улице общий, столовая и магазин в таком виде, что заходить туда не хочется. Все в полуразрушенном состоянии. Если повезет, то автодом сможешь поставить рядом с деревьями».

Вот такие фото М. прислал нам из этой бухты:

На фото вверху: въезд на площадку для автокемпинга в той же бухте Инал.

На фото внизу – так реально выглядит автокемпинг, фиксированных мест для автодомов с подключением 220 вольт, водой сливом нет, зато есть недострой непонятного назначения.

 

На фото вверху: столовая в бухте Инал, фото 07.2020 г.

На фото вверху: магазин в бухте Инал, фото 07.2020 г.

А вот как выглядит стационарная стоянка для автокемпингов в Финляндии, в местечке Вуокатти, где расположены большие и малые отели. Здесь все системы обеспечения дома на колесах есть у каждого отдельно. Можно даже оставить автокемпинг на всю зиму или на лето и приезжать на выходные. Каждый желающий заранее бронирует себе место под автодом.

Фото: архив ИА Строительство.

Сервис автокемпинга в нашей туриндустрии на примере одной бухты Инал не вдохновляет, но производство таких автодомов обнадеживает. Редакция нашла в подмосковном Дорохово компанию «Кемпер сервис», которая 14 лет делает такие дома на колесах. Вот что рассказал нам ее бессменный руководитель Константин Кузьмин: «Наши заказчики в основном те, кто уже общался с автодомами, имел опыт их использования, причем часто это те люди, кто имел зарубежные автодома, которые от наших дорог посыпались. В основном наши соотечественники покупают новые автоприцепы из Германии, но они, пока до нас доезжают, разваливаются.

В этом году мы ощущаем спад заказов. Многим это становится не по карману. На крупных автомобильных гигантах, в том же КамАЗе и Лада, таких производств нет, делают это такие компании как мы. Мы же и делаем их и для Казахстана.

Если взять для примера Европейский опыт такого производства, то он выглядит так: 70% автодомов делается на базе Фиат Дукато, 10% – на базе Мерседес, потом идут Форд Транзит и Фольксваген. Наша технология производства (сборки) таких автодомов отличается от европейской и американской. Там берут раму, к ней прикручивается пол, потом к полу прикручивается мебель, ставится все оборудование, а потом через мебель прикручиваются стены и потолок, и мебель является каркасом жесткости.

Мы делаем от обратного, мы строим сначала фургон, а потом в него встраиваем мебель. У нас самый несущий фургон, который намного прочнее немецкого. Зачастую те, кто эксплуатировал европейские дома, говорят, что это скрипучие телеги. Наша технология лучше, прочнее, долговечнее, но она изначально дороже. У нас сборка гораздо тяжелее, плюс ко всему мы работаем по индивидуальным заказам, под каждого клиента, а у немцев поточное серийное производство».

На вопрос нашего корреспондента: были ли за 14 лет производства какие-то программы поддержки такого бизнеса, льготные кредиты, например? Константин ответил, что программ поддержки для такого производства нет и не было, а кредиты – дело дорогое, а сейчас еще и опасное.

Получается, что, как и многое у нас, это производство, способствующее развитию внутреннего туризма, держится на энтузиастах и проходит мимо высоких кабинетов.

Между тем как в Европе, так и в Америке такие дома на колесах продают в кредит, а в США – даже по ипотечной программе (!!!). Попробуйте прийти в любой наш банк с этим вопросом. Ответ очевиден. В лучшем случае вам вежливо откажут, в худшем случае – покрутят рукой у виска. Для покупки в кредит таких домов на колесах чиновники и банкиры за 14 лет их производства у нас в стране никаких массовых банковских продуктов не придумали.

Мучения выходного дня и гаражные апартаменты для отдыхающих

Вот что говорит Зарина Догузова по этому поводу: «Кстати говоря, надо отметить: в тех же Соединенных Штатах Америки, в Японии люди так много путешествуют за счет того, что у них очень распространены лоу-уикенды – короткие поездки выходного дня. У них целая культура коротких поездок. Я честно скажу, для себя сама открыла эту историю в прошлом году и с удивлением обнаружила, что путешествовать можно чаще дешевле, если субботу, воскресенье и вечер пятницы рассматривать как возможность для короткого путешествия».

Кто бы спорил. Если турист знает, что он гарантировано в эти три дня будет жить в комфортных условиях, то желающих было бы значительно больше.

2-3-х дневные уикенды – это, как правило, небольшие гостиницы или отдельно стоящие домики с набором максимально возможных комфортных условий: кондиционер, туалет, душ, мини-кухня, интернет, детские площадки, кафе и рестораны, набор услуг для прогулок на воде (если есть) туристические экскурсии и многое другое. Но это все у них, там, где к этому серьезно относятся. У нас такие места тоже есть, но это, как правило, исключение. Например, такое есть в Суздали. А что же в большинстве случаев. Вот какие домики мы видим для отдыхающих в той же бухте Инал. На фото: фото июль 2020, какой турист будет в восторге от такого домика и площадки перед ним.

  

Есть в бухте и мини отель, что вы видите на фото вверху. Есть у отеля и место посидеть вечером (фото внизу).

А вот так (фото ниже) выглядит место посидеть вечером в испанском мини отеле для туристов. Фото: архив ИА Строительство.

Мы сегодня не говорим о стоимости таких туров. Это отдельная тема. Можно лишь сказать, что очень часто бывает так, что общая стоимость российского турпродукта равна общей стоимости турпродукта в той же Турции или Греции, даже с учетом перелета самолетом.

А между тем, у нас есть быстровозводимые технологии строительства таких домов и мини отелей, в которых есть практически все для жизни и комфортного отдыха, которые можно ставить практически без строительной экспертизы (законодательство это позволяет делать, если высотность зданий не превышает 3-х этажей, прим. ред.), то есть делать быстро, не нанося никакого ущерба природе, что очень важно.

Если бы руководство Ростуризма провело хотя бы одну, пусть даже онлайн конференцию по строительству отелей и домов для туризма, то наверняка ознакомилась бы с такой технологией.

На фото вверху: такие симпатичные домики для отдыхающих, строящиеся модульным способом, производятся у нас в подмосковном Красногорске компанией ООО «Новый дом» (дочернее предприятие компании Кнауф. Прим. ред.)

Фото внизу: эта же компания производит и мини отели, которые уже находят свое применение в России.

Вот что рассказал редакции о производстве таких домов и отелей генеральный директор Нового дома Михаил Гец: «При строительстве отелей заказчики часто даже не рассматривают модульную технологию по причине того, что существующие производители модульных конструкций выпускают элементы больше похожие на временные строения и с присущими таковым характеристиками: высокой теплопроводностью, некачественными материалами, низким уровнем отделки помещений, ограниченным числом вариантов фасадных решений и так далее.

Однако на сегодняшний день существует абсолютно новое решение на рынке модульных конструкций – строительство с применением модулей КНАУФ, когда используются только высококлассные и экологически чистые материалы, объекты получаются хорошего качества, но при этом в максимально сжатые сроки.

Монтаж модулей на строительной площадке 2-х этажной гостиницы может составлять всего 2 рабочих дня. Все мы знаем, что скорость возведения отеля является одним из критически важных факторов при выборе технологии строительства, быстрота его завершения и скорый ввод объекта в эксплуатацию позволяет владельцу и начать получать доход через небольшой промежуток времени.

Дополнительной возможностью является применение модульного строительства в зонах рекреации. Отель, состоящий из одномодульных объектов различной планировки и площади, может быть построен как объект временного назначения, но качество объекта при этом будет не ниже, чем у сетевых отелей. Гостиничные модули от компании «НОВЫЙ ДОМ» – это не временные здания контейнерного типа, а 100% аналог классического домостроения, с применением лучших строительных материалов группы КНАУФ, заводское качество и надежность. Интересный и современный дизайн позволит интегрировать готовые здания в природный ландшафт и не нарушая его получить эффектное место отдыха для гостей».

Пока чиновникам все не досуг заниматься проблемами туризма, местные жители черноморских курортных городов и поселков, кто посмекалистей, надстраивают гаражи кто во что горазд и сдают в аренду такие горе-апартаменты на первой линии у моря.

Фото: архив ИА Строительство.

Ликвидировать этот стыд и позор можно только одним способом – построить те же 2-3-х этажные дома и отели, но надлежащего качества и как можно больше.

Шансы есть, но не про нашу честь?

Если чиновники в целом говорят о туризме в России, то обязательно вспоминают о Байкале и Крыме, которые имеют большие шансы стать регионами с развитым туристическим сервисом. И это правда. Шансы-то есть, но пока получается, что не про нашу честь.

Наше славное море – священный Байкал, конечно, хорош в любое время года. На фото, что показывают будущим туристам в турагентствах, само озеро и окружающая его природа выглядят действительно великолепно. Вот и рассылки, что приходят к нам в редакцию, изобилуют фотографиями байкальских пейзажей. Найти же фото условий, в которых будет проживать турист, сложнее. Но мы нашли такое фото на сайте Ростуризма.

Фото ниже.

«Отдельный трек работы – это создание сети кемпингов и глэмпингов – современных модульных некапитальных строений, которые набирают в мире большую популярность. Мы готовы поддержать предпринимательские инициативы по созданию таких проектов», – заявила руководитель Ростуризма Зарина Догузова местным СМИ во время посещения этого региона в июле. Также федеральный чиновник добавила, что один глемпинг в регионе уже есть.

Пока же большинству туристов предлагаются палатки. Это здорово, но далеко не все желающие согласятся на такие экстремальные условия. Любители экотуризма есть у нас и за рубежом, но Байкал суров даже летом.

Байкал силен не только озером, но и людьми. На фото внизу – небольшой туристический комплекс на Байкале. Один из немногих, которые стараются сохранить опять же энтузиасты туризма. Уже несколько лет без внешней финансовой поддержки он принимает туристов.

Фото: архив ИА Строительство.

А что же наш многими любимый еще с советских времен полуостров Крым? Мнение о том, как там обстоят дела со строительством отелей, мы не стали спрашивать у известного блогера Александра Горного. Он на протяжении всех лет с момента присоединения Крыма выступает с критикой властей, уделяя при этом большое внимание организации туризма на полуострове. Предсказать его ответы совсем нетрудно, а потому редакция решила обратиться с этим вопросом к руководителю строительной компании, жителю Москвы, который просил не называть его имени. Он в 2015 году пришел со своими активами в Крым. Вот что он нам рассказал: «Здесь, на полуострове, строят много разного, но в основном вдоль побережья здания этажностью от 2 до 15 этажей, а то и выше. Крупных московских и зарубежных инвесторов по известным причинам здесь нет. Инвестируют в строительство отелей федеральные ведомства, используя в качестве подрядчиков местные строительные компании. Как говорят подрядчики, оплата за выполненные работы порой проходит с задержками. Частных инвестиций для строительства мини отелей и домов для отдыха мало, так как это в основном местные инвесторы, у которых недостаточно средств для крупных проектов.

Проблема нехватки отелей заключается еще и в том, что оставшиеся еще от Украины отели были построены с нарушением всех экологических норм в непосредственной близости от воды. Многие из них не эксплуатируются сегодня. Местное руководство не знает, что с ними делать. И еще одно удивляет – скрывающаяся за стенами старых отелей старая, еще с советских времен, мебель в номерах, которая скрипит по ночам и разваливается на глазах.

Строительную экспертизу здесь проходят быстро, но в тоже время многие мои не местные коллеги по стройбизнесу отсюда уходят. У каждого при этом своя причина. Крупных отелей, какие мы привыкли видеть в той же Турции или Греции, здесь не строят.

Что же касается оборудованных по серьезному стоянок для автокемпингов, то здесь их тоже нет. Диких стоянок, т. е. никак не оборудованных, сколько угодно. Ставь автодом там, где нашел свободную площадь, а сервис при этом – проблема самих владельцев кемпинга. Ни о каком электричестве, воде, газе и тем более сливе речь не идет».

Такая картина отдыха напоминает известный фильм 60-х лет прошлого века «3 +2» (если кто помнит), там герои фильма ходили за питьевой водой в Крыму за версту, но это было более 50-ти лет назад.

Стратегическое погружение в проблемы туризма

Пока мы готовили материал к публикации, Правительство России приняло решение выплатить каждому туристу в этом сезоне кэшбэк от 5 до 15 тысяч рублей, а премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что осенью будет обнародована программа развития туризма в стране. Премьер попросил подключиться к разработке этой программы даже «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), что может с большой долей вероятности говорить о том, что разработанная Ростуризмом программа не устроила правительство.

Получить же кэшбэк каждому туристу не удастся. Эти выплаты пройдут в течении только одной недели августа и то при определенных условиях.

Получить 15 тысяч каждому туристу, конечно, здорово, и уже есть предложения повторить это и в следующем году. Но эти деньги не получат туристы с автодомами. Любители автокемпингов и тут в пролете. Справедливо ли это?

Что же касается программы развития туризма в России, которая пока бродит по высоким кабинетам, то очень хочется увидеть там конкретные предложения и даже некоторые стандарты (например, для стоянок все тех же автодомов на колесах), и меньше видеть там привычные слова: улучшить, усилить, поручить, разработать, проверить, строже спрашивать, проявлять инициативу, проработать, создать, провести, выработать, подготовить, устранить, исследовать, осуществить… И в конце концов, переложить это все на плечи регионов, пообещав инвесторам субсидирование только процентной ставки.

Пока же с таким подходом как сейчас большинство туристов будут по-прежнему отдыхать в гаражных апартаментах и старых отелях, а любители автокемпингов перед выездом на отдых будут перенимать опыт отдыха на диких стоянках все в том же старом фильме «3+2», а в это время руководство Ростуризма будет ездить по стране и торжественно открывать в регионах туристические сезоны.

Но что же это за туризм такой, если без начальства из столицы он не «открывается».

И еще одно очень важное обстоятельство – будет совсем неплохо, если руководство Ростуризма будет стратегически погружаться в тему всего туризма в России. Разговоры же о том, что сложности рельефа, дороговизна строительства сетей не позволяют строить классные отели в Крыму или в Краснодарском крае в непосредственной близости от моря, не выдерживают никакой критики. На снимке внизу – отель 5* построенный на берегу Черного моря в 2015 году.

Фото внизу: строительство отеля 5* на песчаном берегу Красного моря, где до строительства была просто пустыня.

Постскриптум: Когда материал уже готовился в печать, произошла трагедия на одном из курортов Алтая в небольшом местечке Ая. Семья алтайского чиновника задохнулась в домике отдыха от испарений включенного на ночь из-за отсутствия света генератора. Неподалеку от этого курорта, в районе «Бирюзовой Катуни», при пожаре тяжело пострадали двое человек, когда выпрыгивали из окна. Как сообщает наш внештатный корреспондент, курорты Алтая просто «захлебываются» от наплыва гостей и не справляются с выросшим потоком туристов. В крае нет достаточной инфраструктуры для приема всех желающих, ситуация с комфортабельными отелями складывается точно так же, как в Крыму или на Байкале – их просто нет.

На фото внизу: тушение пожара на турбазе в районе Айского тракта.

Фото: МЧС «России», сайт 22.mchs.gov.ru

Неужели для того, чтобы патовая ситуация хоть немного сдвинулась с места, и государственные чиновники все-таки обратили внимание на отечественный туризм, должна произойти трагедия?

Александр Гусев

Фото: ИА Строительство, ООО «Новый дом», сайт Ростуризма

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Россия все больше готова предложить миру то, что ему нужно все меньше и меньше

Технологии, которые облегчают работу строителям и упрощают жизнь потребителям

Город здоровых людей: фантазия или реальность

Дмитрий Волков (Минстрой): региональные BIM – центры - это сетевая история, а не история административного регулирования

Нашим городам предстоит сильно "поумнеть"?

Почему процесс подготовки кадров для строительства мало связан со строительством

Почему BIM не решает все проблемы, хотя меняет многое

Когда позеленеет по-настоящему "зеленая" экономика в России

Техническое регулирование в ЕАЭС: семилетний бег по кругу с препятствиями и призывами догнать и перегнать

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Москва все строится, торопится...
Наверх