Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Эксперты решают проблемы проектировщиков и строителей. А кто будет решать проблемы экспертов?
Чаще всего экспертиза проектно-изыскательных работ остается за кадром общего процесса возведения того или иного объекта. Между тем в условиях падения качества всех его звеньев она становится едва ли не важнейшим элементом всего строительного комплекса. Если произойдет серьезное снижение уровня экспертной оценки документации, ситуация может стать просто угрожающей. В самом экспертном секторе накопилось немало важных проблем, требующих скорейшего разрешения. Об этом и других насущных вопросах шла речь на годовом собрании членов Ассоциации экспертиз строительных проектов (АЭСП).
Последний рубеж обороны
Экспертиза проектно-изыскательной деятельности – это серьезный сектор стройкомплекса, который собрал едва не ли не самые квалифицированные кадры строительной отрасли. Сегодня в нем работают свыше 4600 человек, среди них 1950 аттестованных экспертов. Всего же на сегодняшний день выдано более 9000 аттестатов. Связано это с тем, что один эксперт может обладать несколькими такими документами. В 2020 году по сравнению с 2019 их число возросло на 5,5%. В прошлом году было выдано 43610 заключений, это составляет 204% по отношению к году ранее, из них 7,84% отрицательные. Такой большой прирост общего количества заключений связан с тем, что в эту цифру стали включать заключения на проведение капитального ремонта. Это в том числе привело к тому, что число реальных заключений на одного специалиста возросло более чем в два раза.
Однако, как считает руководитель аппарата АЭСП Сергей Еремин, не ко всем статистическим данным надо относиться с полным доверием. Есть организации, где официальное число аттестованных экспертов к их общему количеству достигает 80%, что вызывает сомнение.
Проверка сметной стоимости объектов выявила лишние затраты на сумму в 739 млрд рублей. В ряде регионов составление смет находится на крайне низком уровне, и экспертиза становится там последним рубежом обороны от расточительства и бесхозяйственности.
Чем живут эксперты
Какие основные темы беспокоили экспертное сообщество в 2020 году? Вот как их формулирует президент АЭСП Игорь Горячев. Изменения порядка государственной экспертизы – по этому регламенту она работает уже год. В прошедшем периоде начались попытки проведения экспертизы капитального ремонта. Вопросов оказалось много, но так или иначе экспертное сообщество в целом справляется со своей задачей.
Были большие вопросы по определению стоимости экспертизы. Они обсуждались на самых разных площадках, но пока официальная реакция на эти обсуждения не последовала. Заказчики же продолжают выражать свое недовольство существующим положением вещей.
Еще одна тема активного обсуждения – процедура экспертного сопровождения реализации проектов. К этой теме придется еще возвращаться, нужно понять объемы и пределы этой работы, каковы ее перспективы. Последний совет Главросэкспертизы, рабочая группы при Правительстве РФ определяют это сопровождение, начиная с нулевой стадии объекта, то есть с задания проектирования, само проектирование, предэкспертиза. Пока неясен статус документов этого вида деятельности и то, как адекватно рассчитывать затраты за эту работу.
Появилась новая методика сметного нормирования и ценообразования в строительстве, утвержденная приказом Минстроя. Требуется определенное время для выявления преимуществ и недостатков этого документа.
Продолжился активный переход отрасли на технологию информационного моделирования. Этот процесс затронул и экспертизу. В 2020 году на эту тему вышло несколько документов.
Экспертное сообщество беспокоит переход экспертизы на единую цифровую платформу. Тема неоднозначная, возникает сразу несколько вопросов: когда это случится, какой результат получим? Пока проблема так остро не стоит, протокол рабочей группы правительства не дает ответа, что будет дальше.
Большинство этих тем перешли в 2021 год из предыдущих, но есть и новые. Одна из них – допуск автономных государственных экспертных учреждений к процедурам саморегулирования экспертной деятельности. Два года в Госдуме лежал под сукном законопроект о саморегулировании экспертной деятельности. Теперь к нему депутаты намерены вернуться.
Еще одна тема связана с ценообразованием. Задача – отстаивание укрупнения расценок и разработка методик по определению цены конструктивных решений. Об этом говорится уже несколько лет, но пока сдвигов нет.
Крайне важная тема – укрупнение и сокращение числа разделов проектной документации и на этой основе снижение сроков экспертизы. Вопрос сложный, доказывать его нужность будет непросто, но и не делать в этом направлении ничего неправильно. Иначе не удастся оптимизировать проектную и экспертную деятельность.
Определение стоимости проектно-изыскательных работ. Последняя методика показывает, что ее авторы решили особенно не заморачиваться. За основу взяты сборники базовых цен на эту деятельность, которые кочуют с начала 90-х годов в слабо измененном виде. Введены повышающие коэффициенты для BIM без изменения самой базы.
Почему эта тема важна? Сегодня при проектировании бюджетных объектов серьезные проектные организации не могут выйти на торги по причине низкой стоимости этих работ, демпинга со стороны более мелких игроков. Поэтому стоит задача увеличить количество и качество потенциальных претендентов на получение подряда.
Одна из важнейших тем, которая присутствует постоянно – аттестация проектировщиков и изыскателей. Четкая процедура этого процесса сегодня не установлена, он отдан на откуп СРО. Сейчас Минстрой задумался над тем, как увеличивать квалификацию специалистов, и начал разрабатывать свой регламент. По мнению Игоря Горячева, нужно ускорить решение этого вопроса, но для этого надо решить ряд сопутствующих задач.
На федеральном уровне определить критерии присвоения аттестации. Они могут быть такими: наличие высшего профессионального образования; прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации; количество выполненных проектов или изысканий, количество сделанных экспертиз и выданных разрешений на строительство.
Другой вопрос – какой орган должен проводить аттестацию. Им может быть комиссия Минстроя или соответствующего национального объединения, орган исполнительной власти региона.
На характер процедуры может повлиять внедрение в отрасли системы еврокодов – она потребует практически поголовной переаттестации. Вопрос в другом – есть ли смысл в таком переходе?
Еврокоды – это декларация технической безопасности зданий. По своей структуре они сильно напоминают действующую в России аналогичную систему. Как считают многие эксперты, особых преимуществ у еврокодов нет, а потому стоит ли овчинка выделки, надо тщательно изучить. Возможно, целесообразней совершенствовать отечественные практики.
Так, дискутируется вопрос о снижении числа документов для добровольной экспертизы. Однако эффект от этого нововведения сомнительный, замена части требований на результаты испытаний применима не всегда. Не везде есть методика для таких расчетов, что способно повлиять на надежность и безопасность конструктивных частей зданий.
По словам Игоря Горчева, такой подход облегчает жизнь проектировщикам, но осложняет – для экспертов. Они лишаются для оценки предлагаемых решений четких критериев, а потому есть сомнения в том, надо ли снижать число обязательных требований.
Главный вопрос
Тема, которая находится на переднем крае все последнее время – применение в строительстве информационного моделирования. Сегодня оно активно проникает и в экспертизу. Вопрос во многом упирается в кадры, в умение пользоваться этими технологиями. Нужно научить экспертов работать в BIM. При этом у экспертов и проектировщиков тут разные задачи, а, следовательно, и разные навыки. Для экспертов важно видеть проект в новой реальности, ставить вопросы и оперативно получать на них ответы.
И все же главный для экспертизы вопрос другой – улучшается ли качество проектов? По мнению Игоря Горячева, пока этого не происходит. Регулятор передал значительную часть функций контроля на СРО, но они с этой задачей не справляются. Не растет и уровень квалификации проектировщиков. Во многих регионах не осталось профессиональных проектных организаций, там вынуждены пользоваться услугами «варягов».
Сегодня эксперты зачастую вынуждены нянчиться с проектантами, доводить до ума их решения. Многие проекты возвращаются на экспертизу по многу раз. Стоимость самих экспертных работ не меняется при том, что нагрузка на экспертов постоянно растет. А теперь еще предлагается возложить на них дополнительные обязанности по сопровождению реализации проектов.
Похоже, многие видят в этой мере едва ли не основной рычаг для повышения качества проектов и строительства. Однако возникают сомнения, что этот путь выбран правильно.
Владимир Гурвич
Фото: ИА Строительство
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"