Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Строительная отрасль переходит на цифровой диапазон: получается не у всех, но лидеры есть
Переход натехнологии информационного моделирования станет настоящей революцией в строительной отрасли. Но вопрос, нужна ли эта революция, остается для многих открытым
В МСГУ в рамках празднования столетия этого учебного заведения состоялся Первый объединенный евразийский конгресс: «ТИМ-Сообщество 2021. Люди. Технологии. Процессы». Событие весьма примечательное, которое ознаменовало собой то обстоятельство, что в сферетехнологий информационного моделирования назревает новый этап – они из факультатива все больше превращаются в обязательный предмет для заказчиков, проектировщиков, строителей и эксплантатов зданий и сооружений.
На обочине прогресса
Очень важно понять фон, на котором происходит внедрение иразвитие технологий информационного моделирования (ТИМ). Причем это касается не только отечественного строительного сектора, но во многом всей мировойстроительной индустрии. Согласно недавно выполненному исследованию компании McKinsey, строительство по уровню цифровизации среди основных отраслей экономики занимает 22 место, опережая сельское хозяйство, которое расположилось на 23 позиции. За последние 20 лет производительность труда в строительстве ежегодно росла в среднем чуть больше 1%.
Еще более критическая ситуация складывается в России. 80% объектов сдаются с превышением сроков и сметы. Во многом это происходит по причине плохо налаженных информационных потоков; до 95% данных не используются, а 90% информации плохо структурирована. Это приводит к тому, что 13% своего времени работник расходует на поиск нужных ему сведений. В 2020 году цифровизация строительной отрасли была равна этому показателю в автомобилестроении и машиностроении в 1990 году. С таким уровнем технологического развития невозможно успешно двигаться вперед, решать все более сложные и амбициозные задачи, делает вывод Алена Еникеева, руководитель направления MTWO в России, Schneider Electric/RIB/SoftwareONE.
Поверить в ТИМ
Россия всегда была страной волюнтаристских решений. Как известно, с 1 января 2022 года все проекты, строящиеся на государственные средства, должны реализовываться с участием ТИМ. Готова ли отрасль к такому большому скачку?
Равиль Умеров, председатель Технического совета «НОСТРОЙ» приводит данные опроса среди застройщиков, проведенного в марте текущего года. Согласно ему, лишь 20% компаний в той или иной мере используют ТИМ. При этом уровень вовлеченности в эти технологии очень разный: от крайне низкого до полного строительного цикла. Многие компании сетуют на то, что затраты на внедрение ТИМ высоки, а отдача сомнительная.
Как считают многие эксперты, во многом это мнение базируется не на собственном опыте или знании вопроса, а на предубеждениях, нежелании идти на дополнительные расходы, менять устоявшийся производственный цикл.
Между тем те, кто активно применяет ТИМ, придерживаются другой точки зрения. По словам Николая Алексеенко, заместителя председателя комитета по строительству и ЖКХ Государственной Думы Российской Федерации, международные исследования говорят о том, что ТИМ – это самый действенный способ повысить эффективность строительства. Внедрение цифровых решений на каждом его этапе позволяет увеличить производительность труда до 60%, снизить затраты до 30%, сократить количество ошибок в проектах.
Лидеры отечественного строительного рынка давно активно применяют ТИМ, но в целом по отрасли этот уровень низкий, мы существенно отстаем от развитых стран. В США и Германии 70-80% строительных фирм используют эту технологию, а в Сингапуре этот показатель доходит до 90%.
В России хотя ТИМ расширяет свое присутствие в строительном секторе, до решающего перелома еще путь неблизкий. Антон Глушков, президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» считает, что в настоящий момент самое актуальное состоит в том, чтобы компании поверили в ТИМ как в средство повышения своей эффективности. Пока такого нет, многие строительные организации в этом далеко не уверены.
Но есть и целый ряд объективных причин, стоящих на путипродвижения ТИМ. Не выработаны единые подходы к пониманию и использованию этой системы.Существуют международные стандарты, но у нас мало, кто знает о них.
Внедрение ТИМ на первом этапе требует больших финансовых затрат, а какого-то специализированного финансового механизма для этих целей нет.
На рынке огромный дефицит квалифицированных кадров, умеющих работать в ТИМ. Только самые крупные игроки могут себе позволить их нанимать. Требуется система подготовки персонала; она формируется, но нужно время.
Многие компании, даже те, кто хотели бы внедрять ТИМ, просто не знают, с какой стороны приступать к этой работе. Пока строительное сообщество не поверит в технологию информационного моделирования, настоящего перелома не случится, убежден Антон Глушков.
Не упустить перспективу
Что такое цифровизация строительной отрасли? – задает вопрос известный строитель Ефим Басин. Это огромная работа по созданию нормативной базы, подготовки кадров на всех уровнях этого процесса – от заказчика до эксплуатантов. Без этого ничего не получится, а делать это необходимо. Нельзя так долго строить, как это делаем мы, нельзя допускать такого количество ошибок в проектах.
Успех перехода на ТИМ зависит от целого ряда факторов. В первую очередь от людей. Пока же их подготовка у нас слабая, замечает Михаил Викторов, президент Ассоциации «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ). Нужно наращивать подготовку квалифицированных специалистовв этой сферы, увеличивать квоты на их обучение. Пока же они явно недостаточны.
Важный фактор – снижение стоимости перехода на ТИМ. В немалой степени это зависит от программного обеспечения. Сегодня оно преимущественно иностранное, по данным Министерства информационных технологий растет закупка западных ПО, а они дорогие. Нужно увеличивать долю отечественного софта.
Это все отдельные, но важные элементы. На самом деле применение технологий информационного моделирования влечет за собой изменение сознания и всей культуры работы строительного комплекса. Огромное значение имеют традиции, а они таковы, что для ТИМа места во всей производственной цепочке нет.
Это по-своему закономерно. По мнению Константина Михайлика, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, пока у нас нет полного понимания смысла и значения ТИМа.
Проблемы трансформации отрасли натыкаются на целый ряд фундаментальных серьезных препятствий. Без решения этих вопросов продвигаться дальше будет трудно, считает чиновник.У нас низкий уровень сервисов, наше информационное пространство сильно сегментировано, для ТИМа же требуется наличие единого информационного поля.
Нам нужна долгосрочная стратегия формирования человеческого капитала, способного работать в новых условиях. Двух-трехмесячное обучение, как сейчас это часто практикуется, не даст нужного результата. Следует подвести методологическую базу, наладить партнерство вузов и бизнеса.
Пока дела с этим обстоят далеко не лучшим образом. У нас затраты на переподготовку и обучение кадров в среднем составляют 0,6% от фонда заработной платы, что крайне мало. Мы упускаем перспективу. Нужно быстро наращивать инвестиции в получение знаний.
Но важно не просто учить новым знаниям и навыкам, а делать это правильно. Пока у нас все сводится к фрагментарности подачи материала. У слушателей зачастую не возникает целостности картины, не появляется понимание преимуществ и значения ТИМ.
Как же построить правильную методику внедрения ТИМ? Александр Шалаев, начальник Учебного центра ФАУ «Главгосэкспертизы» рассказывает о своем понимание сути вопроса. В основе обучающего курса должна лежать методология и идеология ТИМ. Обучение должно носить системный характер, для этого полезно создавать смешанные группы из заказчиков, проектировщиков, строителей, эксплуатантов. Это позволит обучающимся понять всю цепочку процесса. При этом учить надо не только ТИМ, а и тому, как поменять всю цепочку управления отраслью.
Сейчас же возникла парадоксальная ситуация, которая никак не способствует развитию ТИМ. Немногочисленные специалисты стоят дорого, за ними идет охота, с помощью завышенных зарплат их переманивают из одной компании в другую.
Все это отрицательно отражается на общей ситуации, делает внедрение ТИМ еще более фрагментарным. Между тем, уверен Николай Бурлуцкий, советник генерального директора ГК «БИМэйстер, эффект возникает только при комплексном освоении системы. 80% успеха – это правильная организация процесса и 20% – правильный подбор ПО.
Другой вопрос создания нормативно-правовой базы, где у нас сегодня пробел. Важная задача – перевод информации в машиночитаемый формат; без этого трудно рассчитывать на эффект от ТИМ.
Передовики ТИМ
В Строительном комплексе есть примеры успешного внедрения цифровых технологий. Один из них – компания «Новый дом», которая с 2015 года успешно применяет с ТИМ, о чем на конгрессе рассказал ее генеральный директор Михаил Гец. Другой пример – экспертиза проектов. Игорь Манылов, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» рассказывает, что несколько лет назад было принято принципиальное решение начать цифровизацию всего этого сектора. Это в условиях, когда у нас далеко не все организации используют в своей работе электронную почту.
Работа предстояла немаленькая, строительная экспертиза – это целая подотрасль, она включает 600 организаций, из них 100 государственных, остальные негосударственные.
Трансформация экспертизы в первую очередь связана с переходом на цифровую платформу. Для реализации этой задачи идетформирование единого центра управления экспертной работой, что в свою очередь позволяет оптимизировать все процессы.
В качестве одной из мер по переходу к цифре – создание единого реестра заключений (ГИС ЕГРЗ); ни один из документов не может считаться официальным без регистрации в нем.
Число комплектов документов в системе неуклонно растет. Автоматизированная информационная система «Главгосэкспертизы» позволяет выполнять целый набор функций, она становится главным инструментом работы с заказчиками. Они получают возможность оперативно получать ответы на свои запросы, отслеживать весь путь экспертного заключения их проекта.
Однако не все идет благополучно, признает Игорь Манылов. Большая беда с качеством загружаемых в систему данных, они плохо структурированы, не всегда достоверны. Это ведет к тому, что уровень процесса передачи информации не всегда отвечает требованиям.
Для строительного комплекса переход на ТИМ, по сути, означает иную конфигурацию производственных отношений. Нет сомнений, что процесс будет сложным и небыстрым. Предстоит решить большое количество вопросов, а старт происходит с низкого уровня.
Вот яркий тому пример. Во втором по численности и значению городе страны Санкт-Петербурге всего 4 проекта реализуются с применением ТИМ. Нетрудно представить, как обстоит с этим дело в не столь больших и продвинутых городах... Но это нисколько не меняет поставленной задачи – ТИМ в строительстве быть!
В КНАУФе не сомневаются
В заключении мы решили поинтересоваться у участника форума, что он реально думает о ТИМ, о переходе на него, и полезно ли подобное мероприятие для бизнеса? Наш выбор пал на руководителя отдела продукт-менеджмента Центрального управления по маркетингу и сбыту группы КНАУФ Восточной Европы и СНГ Дмитрия Цюрупы.
– Насколько широко использует компания КНАУФ ТИМ?
– КНАУФ достаточно давно использует ТИМ. В наших зарубежных подразделениях этот процесс начался с 2010-2011 годов, в России – с 2014 года мы стали оцифровывать свои решения, в первую очередь для проектировщиков в том формате, в каком их удобней всего использовать.
– Вы участник Первого объединенного евразийского конгресса: «ТИМ-Сообщество 2021. Люди. Технологии». Что вам это дает?
– В первую очередь это позволяет познакомиться с трендами в этой сфере, которые задает не только бизнес, но и государство, пообщаться с коллегами, обменяться новыми технологиями и подходами. А также это лишняя возможность рассказать профессиональному сообществу о собственных наработках.
– На форуме в явной и в не явной форме развернулась дискуссия о том, а реально нужен ли ТИМ, какой от него эффект, не слишком ли большие затраты на его внедрение? Как бы вы ответили на эти вопросы, исходя из опыта вашей компании. ТИМ действительно полезен в вашей работе?
– Отвечу так: надеяться, что переход на новые методы работы будет для всех прост, не приходится. Это затратные мероприятия, нужно переучивать кадры, которых к тому же не хватает. Самые большие преференции имеют заказчики и государства, так как они получают дополнительные способы контроля. При этом следует понимать, что важны не только расходы, но и правильно организованный процесс внедрения ТИМ. В этом случае снижаются затраты на всех этапах проектирования и строительства.
Если же говорить непосредственно о компании КНАУФ, то у нас есть примеры, когда внедрение информационного сопровождения на всех этапах создания нашего продукта нам дал оощутимый эффект – порядка 20% снижения затрат. Это позволяет нам быстро и качественно выполнять заказы и отправлять на стройку уже готовые модули.
– На конгрессе звучала тема о том, что одни компании внедрили элементы ТИМ, другие нет, в результате не происходит стыковки между ними, что снижает эффективность всей системы. Что можете сказать об этом вы, исходя из своего опыта?
– Еще несколько лет назад приходилось объяснять нашим партнерам, что такое ТИМ, как его можно применять. Сейчас уже редко попадаются клиенты, которые об этом не знают. Другое дело, что не во всех проектах используется ТИМ, и работа ведется в старых форматах. Считаю, ничего ужасного в этом нет, прогресс не может быть единовременным для всех. Но он с идет, и многие компании переходят на эти технологии.
– По вашим прогнозам, когда в России возможно появление единой среды в строительстве технологий информационного моделирования?
– Точно назвать дату, думаю, никто не сможет, мне тоже сложно это сделать. Говорить о том, что через 5-10 лет вся отрасль перейдет на работу на всех этапах на ТИМ, я бы не стал. Но все же надеюсь, что лет через 10 мы сможем констатировать, что такой переход в целом случился.
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"