Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Информационных систем становится все больше, а полезной информации – меньше » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
20 сен 07:00Власть

Информационных систем становится все больше, а полезной информации – меньше

Автор: Владимир Гурвич

 Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», снова в тренде. Только пролетариев надо заменить на информационные системы.

В России государственной строительной экспертизе отводится особая роль. Не секрет, что качество многих проектов не самое лучшее, зачастую они чрезмерно затратны и не самые надежные с точки зрения безопасности. Мы видим, что далеко не всегда эксперты способны повлиять на конечные решения. В этих условиях экспертиза сама нуждается в серьезной перестройке своей деятельности на базе современных информационных технологий.


Понимание пришло

По словам министра строительства и ЖКХ РФ Владимира Якушева, перед строительным комплексом страны стоят две важные задачи: переход к оценке эффективности капитальных вложений и переход к цифровой среде. Экспертиза должна быть в авангарде внедрения современных методов работы. Она должна подтверждать обоснованность выбора проектантами тех или иных технических решений.

Строительное сообщество подошло к пониманию необходимости перестройки своей работы на базе создания единых информационных платформ, внедрения современных информационных моделей. Начальник ФАУ Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов приводит такой пример: каждый проект смотрит не меньше 25 экспертов. Сделать качественную экспертизу, установить с авторами проекта оперативную связь, невозможно без использования информационных технологий. Координатор экспертной группы должен иметь постоянный контакт со всеми участниками процесса.


Грибной дождь информационных систем

Сегодня одновременно идет формирование целого каскада информационных систем. В каком-то смысле они появляются как грибы после дождя. Переход на ресурсную модель ценообразования – это самый настоящий вызов для всех, кто участвует в строительном процессе. Ключевой пункт его – формирование ФГИС ЦС. Оно происходит очень не просто. По словам Игоря Манылова, стоит нелегкая задача как добиться наполнения этого ресурса реальными данными? Метод административного принуждения тут не сработает, нужно, чтобы сами участники были заинтересованы в этом.

Еще одно важное начинание – появление нового информационного ресурса – регистрация всех экспертных заключений в единой системе заключений (ГИС ЕГРЗ). С 1 июля 2018 года ни одно экспертное заключение в стране не может быть выдано без регистрации на этом ресурсе. Это необходимо не только для того, чтобы иметь базу всех заключений, но прежде всего это позволяет наглядно видеть, какие решения принимают эксперты, что надо делать для улучшения самих проектов.

По словам руководителя «Главгосэкспертизы России» все это необходимо для того, чтобы отказаться от нормативных функций надзора, когда заявителю не нужно ходить по инстанциям. При этом сами проекты оцениваются с точки зрения оптимальных решений. Особенно это важно при внедрении практики предварительной экспертизы. Она позволяет своевременно снимать много вопросов, которые возникают при строительстве, когда уже многое изменить либо невозможно, либо это крайне затратно.


Лоскутное одеяло

Новая информационная модель строительной экспертизы должна быть соединена с распространением в стройкомплексе информационного моделирования. Это направление уже не первый год шагает по стране, однако говорить о том, что оно достигло нужно уровня, не приходится.

Как считает министр, в развитии BIM-технологий еще предстоит многое сделать. Сегодня есть определенные наработки, но они разрознены. Задача, в том числе Главстройэкспертизы, все это объединить. Ситуация напоминает лоскутное одеяло: есть много интересных наработок, стоит задача собрать их воедино и сделать эту технологию более доступной. Причем, это надо реализовать в сжатые сроки, примерно за два года. Процессы цифровизации экономики идут очень быстро, мы даже недооцениваем, насколько стремительно все меняется, замечает министр. С другой стороны, предстоит большая административная работа для создания единой системы информационного моделирования.

Чтобы информационная модель стала использоваться строительным комплексом, должна быть создана соответствующая среда, а сама система легализована, дополняет Владимира Якушева Игорь Манылов. Сегодня стройкомплекс преимущественно работает в формате проектно-сметной документации. При этом большинство проектных организаций и проектировщиков уже используют новые подходы. К 1 июля 2019 года должно появиться понимание того, каким будет регулирование этого процесса. Скорее всего, и это позиция экспертного сообщества, требуется переходный период. Нельзя ждать, что сейчас мы работаем с бумажными или электронными вариантами ПСД, а затем резко перейдем на информационное моделирование. Это невозможно. Сейчас идет по всем фронтам эта деятельность. Тот бизнес, который вовлечен в цифровую среду, атакует государственные органы, проектные институты, подрядчиков с тем, чтобы продвинуть свои продукты. Торопиться отдавать предпочтение кому-то из них не следует.


Стандартизация хаоса

Сегодня уже недостаточно сделать даже хороший информационный ресурс, он не даст нужной отдачи. Это будет не более, чем стандартизация хаоса, считает Владимир Малахов, вице-президент Национальной палаты инженеров. У нас все информационные системы действуют разрознено, а должна быть единая для всей отрасли модель. В этом и заключается новая парадигма управления строительством. Требуются новые подходы к проектированию, к управлению единым циклом жизни зданий.

Нам нужно уяснить, что BIM – это в первую очередь моделирование, а не проектирование. Система решает задачу по выбору оптимальной модели. Но это можно сделать на базе обладания всей полнотой информации.

Будущее стройкомплекса невозможно без единой национальной базы данных. Информационный ресурс, который не соединен с общей базой, можно сравнить с оружием без патронов. Оружие может быть самым совершенным, но если нечем стрелять, оно бесполезно.

При этом информационный ресурс должен обновляться в режиме on-line, он должен быть BIM ориентированным, общедоступным и актуальным. Пока же этого не происходит. Так, ФГИС ЦС совершенно не адаптирован к BIM моделированию. Данные, которые туда закачиваются, для BIM не актуальны. Чтобы система действительно была бы действенна, поток данных должен в ней меняться в автоматическом режиме. Если же они меняются раз в полгода, то такой ресурс никому не нужен. Сходная ситуация с ГИС ЕГРЗ, с точки зрения BIM моделирования она бесполезна.

Создание информационных ресурсов может стать выгодным бизнесом. Есть примеры, когда их создает совсем небольшой коллектив, а буквально через год база приобретает большую популярность, а ее авторы становятся богатыми людьми.


Как в СССР, но совсем по-другому

Создание единого информационного пространства позволит решить еще одну крайне актуальную задачу – воссоздание института типовых решений. СССР накопил богатый опыт типового проектирования и строительства. До 85% не только зданий, но и технических решений в Советском Союзе являлись типовыми. Но сегодня, считает начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности ФАУ Главгосэкспертиза России» Александр Плескачев, этот багаж в значительной степени утрачен. Исчезли соответствующие институты. С 2013 года их пытаются воссоздать, но пока без большого успеха.

Нужна информационная база типового строительства, формирование реестра проектов. Но пока не решен ряд вопросов, создавать такой ресурс сложно. Нет классификации объектов по назначению, нет решения проблемы передачи прав на типовые проекты другим субъектам. Все эти задачи нужно решать на основе новых информационных моделей.

По данным мировой статистики, если существует комплексная информационная система управления проектами, до 70% проектов реализуются в обозначенные сроки и с надлежащим качеством. Наличие информационной системы позволяет принимать своевременные решения о корректировке тех или иных проектных и технических решений, снижает затраты на строительные работы.

Но если отдельные проекты в России реализуются на основе таких подходов, то в целом по стране мы очень далеки от объединения информационных ресурсов в единую национальную информационную базу. Пока сил и средств затрачивается много, а польза по отношению к этим усилиям совсем небольшая.

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Министр Финляндии Киммо Тииликайнен о силе архитектора, разрешении на строительство, коррупции, ВIM и …

Если мы восемь лет не можем принять один ТР, то, что мы тогда можем?

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

АРХ Москва 2018: Архитекторы отодвинуты от пространственного освоения страны

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

Страна не готова к кадастровой реформе, но это не мешает ее проводить

Хамит Мавлияров: Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей

Российская стройка: на каком этапе и где спрятаны ее слабые звенья

Война на полях кадастровой стоимости: пролетарии и бизнес всех регионов объединяйтесь

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
По уровню все в порядке
Наверх