Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Экономический прорыв без прорыва: Правительство РФ подготовило экономическую программу
Новая экономическая программа правительства. Куда идем – большой секрет.
Российская экономика прочно застряла в тисках стагнации, и выбраться из этой ловушки пока не может. Даже весьма высокие цены на углеводороды не оказывают на нее существенного влияния. Понятно, что вечно так продолжаться не может, в этой ситуации надо что-то делать. Властью разработаны «Основные направления деятельности Правительства РФ до 2024 года». И теперь после появления этого документа можно представить, какое экономическое будущее нас ждет в ближайшие годы.
Главное, найти того, кто за все в ответе
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин отмечает, что правительство будет проводить свою экономическую политику с учетом ряда геополитических факторов. В первую очередь речь идет о торговых войнах США и Китая, а также кризиса развивающихся экономик – Турции, Аргентины, других стран. Это открывает для России новые возможности, но для этого следует переосмыслить внешнеэкономическую деятельность. Она должна быть ориентирована на создание добавочной стоимости в нашей стране. Для этого следует плотно работать с бизнесом. В качестве цели – занять те ниши, которые освобождаются в силу того, что, в частности, США уходят из некоторых секторов на китайском рынке.
Вторая особенность нынешней ситуации заключается в том, что грядущий мировой кризис не будет способствовать развитию России. Поэтому нам нужно ориентироваться на внутренние силы и максимально эффективно их использовать при персональной ответственности членов правительства за результат, считает Максим Орешкин.
Почему же так необходима персональная ответственность? Вот как объясняет это министр. Возьмем цель по увеличению продолжительности жизни населения. Она включает в себя не только развитие здравоохранения, но и улучшение качества дорог для уменьшения смертности в ДТП. Достижение экономического роста невозможно без обеспечения более высокого уровня занятости, роста качественной миграции, повышения средней продолжительности жизни. Каждая задача представляет собой комплексный проект, который расходится по разным министерствам, поэтому важно иметь единого ответственного.
Такое целеполагание требует перестройки работы Правительства, в частности, каждый вице-премьер должен курировать свое направление.
Среди важнейших целей – рост капвложений. При этом министр ставит перед собой задачу, чтобы каждое министерство, которое соприкасается со сферой экономики, поменяло свое сознание с точки зрения развития частных инвестиций. Для этого планируется закрепить за министерствами целевые показатели по инвестиционной динамике. Приоритеты должны сместиться с регулирования как такового в сторону нацеленности на увеличение объемов вкладываемых в отрасли средств. Работа по изменению приоритетов в ходе инвестиционного процесса – очень важный элемент для развития инвестиционной активности.
Все те же риски остаются
Такой видят экономическую политику на ближайшие шесть лет создатели этого эпохального документа и, в частности, глава Министерства Экономического развития. А вот руководитель РСПП Александр Шохин полагает, что деятельность правительства не должна сводиться к реализации национальных проектов. Важнейшей задачей является снижение рисков при ведении бизнеса, в первую очередь, обуздание произвола со стороны правоохранительных органов. Когда бизнес выходит из серой зоны в белую, то он попадает в ножницы между налоговой службой и МВД. За грехи прошлого он вынужден рисковать настоящим и будущим.
Другая важнейшая тема – отделение экономики от государства. Пока этого не случится, будут трудно снизить давление на бизнес.
По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, неясно, какие механизмы должны быть запущены, чтобы связать в единое целое все аспекты предлагаемого плана. Представляется, что этих целей будет трудно добиться.
Чего сегодня не достает Правительству для создания условий для экономического развития? Нужен план на 15-20 лет, есть же прогноз на 6 лет, но в нем много недостающих звеньев. В первую очередь экономика нуждается в глубоких институциональных реформах. Но о них ничего не говорится.
Например, раздел контроля над бизнесом предусматривает его снижение. Но заявленный уровень совершенно недостаточен, нужно его удвоение.
План правительства не предусматривает структурной перестройки экономики, отмечает руководитель Счетной палаты. Так, доля расходов на образовании в бюджете не растет, предполагается, что за 6 лет она вырастет всего на 1%. Не меняются затраты на инфраструктуру, что не позволит достичь заложенных в правительственной программе целей. А главная из них – это снижение бедности. При темпах роста свыше 3% за 6 лет, она способна сократиться на 30%.
Отдельный вопрос о санкциях. Алексей Кудрин считает, что пренебрежительное к ним отношение – серьезная ошибка. Санкционные проблемы создают высокие риски для темпов роста экономики в ближайшие годы. Уже есть сценарии, что санкции могут снизить темпы роста и даже привести к рецессии в следующем году.
Хаос под присмотром правительства
Положение экономики на самом деле значительно более драматическое, чем пытаются представить власти. Это особенно наглядно видно по ситуации на Дальнем Востоке. Правительство объявило этот регион зоной своего повышенного внимания, на его нужды выделяются дополнительные ассигнования. Каков же результат этих усилий?
Председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев приводит такие данные: 90% инвестиций в этом регионе – это государственные деньги. Причем, идут они почти целиком в старые производства, а вот новые не создаются. При этом происходит общее снижение инвестиций; в 2018 году предварительно они составят 480 млрд рублей, а за 2017 год достигали 700 млрд рублей. По прогнозам на 2019 год это падение продолжится. Из-за изменения правил предоставления квот на рыбную ловлю идет отказ от заказов на закладку судов.
Пока ситуация вряд ли изменится по причине того, что тут царит регуляторный хаос. Центр пытается отдельными мерами исправить ситуацию, но они не способны изменить общий негативный тренд.
Опора на бюрократию
«Основные направления деятельности Правительства РФ до 2024 года» позволяют сделать вывод о том, что Правительство отказывается от намерения развивать отечественную экономику. Главная ее проблема – это ужасная угнетенность рыночных сил, которые намертво зажаты между давлением бюрократии как силовой, так и экономической, и государственными монополиями. Именно на отстаивание интересов бюрократии и государственных монополистов направлен основной пафос новой программы.
Ни о каком развитии рыночных отношений в документе речи нет. Не случайно Алексей Кудрин, анализируя планы правительства, замечает, что программа не предусматривает приватизации государственной собственности. В 2019-2020 годах запланировано ее проведение в мизерных размерах, а 2021 году ее не будет вообще. Это означает, что госкорпорации и в дальнейшем будут наращивать свои активы. Какой уж тут рынок?
Новая программа – это прямое возвращение к советским методам административного управления экономикой с бесчисленными столбцами целевых показателей и персональной ответственностью высокопоставленных персон. К чему привел такой курс, мы пока еще помним. Хотя некоторые, судя по всему, начинают забывать.
Мало сомнений в том, что все эти целевые установки так и не будут достигнуты. Впрочем, скорей всего, о них через некоторое время просто забудут, а этот документ постигнет такая же учесть, как множество других широко разрекламированных программ, которые давно уже не упоминаются, как будто бы их не было. Ну, а если этого вдруг не произойдет, то на этот случай, как едко заметил Александр Шохин, у нас есть Росстат. Он всегда покажет те цифры, которые требует начальство. Не напрасно же его переподчинили Минэкономразвития. Так что можно предположить, что его руководитель строит свои грандиозные планы с учетом и этого обстоятельства.
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"