Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Авариное жилье в России: как богатое государство планирует помогать бедному населению
В России стремительно растет количество аварийного жилья. Способно ли государство адекватно ответить на этот вызов?
Сегодня в стране в аварийном жилье продолжают жить большое количество граждан России. Речь идет не только о некомфортных условиях проживания, жизнь этих людей подвергается реальной опасности, так как в любой момент эти дома могут обвалиться, похоронив под обломками их обитателей. И хотя за последние годы из такого фонда переселено немало жильцов, проблема пока только обостряется.
Масштабы достижений и бедствия
Последняя программа по переселению людей из аварийного жилья завершилась в 2017 году. Что же мы имеем на сегодняшний момент. Общий жилой фонд страны составляет 3 млрд 708 млн кв. м. Из них на многоквартирные дома приходится 2 млрд 606 млн кв. м., остальное малоэтажное и индивидуальное жилье.
За период с 2014 по 2017 год было переселено 680 тысяч человек с площади в 10,7 млн кв. м. На эти цели государством израсходовано 415 млрд рублей. В целом же намеченная программа выполнена на 98%. 11 субъектов Федерации практически ее сорвали. В результате так и не получили нового жилья около 7 тыс. человек.
Хотя удалось расселить (ликвидировать) приличное количество квадратных метров, объемы аварийного жилья в стране не только не сократились, а увеличились. Жилой фонд быстро ветшает. На 1 января 2018 году авариным жильем признано 12 млн. 23 тыс. кв. м. О масштабах бедствия красноречиво свидетельствует такой факт – ежегодно авариный фонд в среднем прирастает на 2 млн кв. м. Согласно имеющимся данным, за 6 предстоящих лет предстоит расселить 530 тысяч человек, проживающих на 11 млн кв. м.
Война баракам
Что будет преимущественно сноситься в предстоящие годы? Как объясняет руководитель Минстроя Владимир Якушев, половина жилого фонда, который пойдет под ковш экскаватора, – постройки 1946-1970 годов. Их них 68% – двухэтажные бараки. Отсюда, по словам министра, вытекает главная задача – покончить в основном с этим видом жилья, которое появилось в сложные послевоенные годы.
На предстоящую программу в 2019-2024 году планируется затратить 507 млрд рублей, из них почти 68 млрд рублей поступят из региональных бюджетов, 7 млрд рублей – из внебюджетных источников, остальные средства предоставит федеральный центр. Оператором новой программы станет Фонд содействия реформированию ЖКХ. В Госдуме рассматривается законопроект о продлении его полномочий до 1 января 2026 года, и сомнений, что документ будет принят, нет ни у кого.
Как говорит Владимир Якушев, второй этап программы по переселению населения из аварийного жилья нужно проводить с учетом накопленного опыта и сделанных ошибок. В первую очередь следует уточнить критерии, по которым дома разделяются на две категории: ветхие и авариные.
Для ветхих домов должна быть разработана отдельная программа, в которой основной акцент сделан на проведение капитального ремонта. Это позволит продлевать срок службы зданий, а не переводить их в аварийный фонд.
Необходимо введение особенного режима для земельных участков под аварийными домами, которые подлежат сносу. Эти земли использовать для строительства домов под программы переселения, а также социальных объектов и общественных пространств.
Одна из важнейших задач, считает министр, повысить требования к отбору подрядных организаций, задействованных на строительстве домов под переселение. Сегодня далеко не все строительные компании сооружают качественное жилье.
Еще одно предложение связано с тем, что если участки после сноса домов продаются на аукционе, то вырученные деньги должны поступать в программу по переселению аварийного жилья.
Задача всех этих механизмов – к 2023 году добиться того, чтобы количество сносимого авариного жилья примерно на 30% превышало появление нового аварийного фонда. Причем, как подчеркивает министр, это следует сделать «без игры в статистику».
Переселенцам – качественное жилье
По словам председателя наблюдательного совета государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Степашина, при реализации нового этапа программы надо учесть опыт предыдущих лет и не повторить его в предстоящие годы. Одна из причин срыва планов по переселению связана с руководителями регионов, которые не уделяли этому вопросу должного внимания. Такое отношение позволяло части застройщикам халтурить, строить некачественные дома.
Другой назревший вопрос – банкротство строительных компаний при возведении переселенческого фонда. Попадание квартир из него в общую конкурсную массу приводит к тому, что построенное жилье используется для других нужд.
У нас плохо налажена статистка людей, живущих в аварийных домах. Последнее исследование выявило дополнительно 300 тысяч человек, проживающих в таком фонде. А это не только некомфортная жизнь, никак не отвечающая условиям XXI века, но и крайне опасная ситуация; ведь такой дом может в любой момент обвалиться.
При реализации прошлой программы люди часто были недовольны тем, что один аварийный дом расселяют, а рядом точно такой же дом оставляют в прежнем состоянии. Это приводит к нежелательным настроениям.
Очень важно повышать качество подрядчиков, подчеркивает Сергей Степашин. С этой целью следует улучшать процедуру конкурсного отбора строительных компаний, а также усиливать ответственность СРО за их работу, а этого, как не было, так и нет.
Отдельный вопрос – энергоэффективность построенных в рамках программы домов. С этим в России вообще беда, на всю огромную страну таких домов не более сотни, говорит Сергей Степашин. По этой причине ежегодно мы теряем 300 млрд рублей. Не трудно посчитать, сколько людей можно переселить из аварийного фонда за эти средства. Нужно прекратить для переселенцев строить дома вчерашнего дня, все такие дома должны быть энергоэффективны.
Рецидив советского прошлого
Государство намерено если не покончить раз и навсегда с аварийным фондом, то его сильно сократить. Но проблема в том, что неизвестен его реальный объем. Во многом это проистекает из-за того, что в своей время была разрушена система технической инвентаризации, констатирует Светлана Разворотнева, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам. Чтобы знать реальный размер аварийного жилья, нужна непрерывная инвентаризация жилого фонда. Тем более муниципалитеты, дабы не создавать себе дополнительной работы, скрывают наличие такого жилья вместо того, чтобы искать новые возможности для решения вопроса.
Это особенно актуально для малых городов. В них обычно возможности для нового строительства крайне ограничены, зачастую там просто нет дееспособных строительных компаний. Зато там много брошенного жилья, за которое годами не вносится плата. Это жилье можно конфисковать и на его основе формировать маневренный фонд.
Нам вообще на проблему аварийного жилья следует взглянуть с другой точки зрения, предлагает первый заместитель Председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политики, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий. Предыдущий опыт показал, что так и не удалось оторвать реализацию программы от бюджета. Нужно же развивать механизм ее самофинансирования. В его основе – отселение жителей в арендное жилье.
Согласно расчетам сенатора, мы вполне можем выстроить экономику такого проекта, если создадим для этого специальные условия. Это предоставление на бесплатной основе земельного участка под строительство, его кредитование под 5% годовых. Аркадий Чернецкий считает это вполне реальным, так как в этом случае для банка не будет никаких рисков.
При массовом строительстве таких домов можно выйти на себестоимость одного квадратного метра в размере 35 тысяч рублей. При этом 80% от построенного жилья будет сдаваться в наем переселенцам. При оплате за аренду однокомнатной квартиры в 6 тысяч рублей в месяц, двухкомнатной – 9 тысяч рублей в месяц, трехкомнатной – 12 тысяч рублей в месяц такие вложения окупятся за 20 лет. Это, по мнению сенатора, приемлемый срок.
Рано или поздно все равно придется переходить на арендные отношения, а потому, полагает Аркадий Чернецкий, лучше не откладывать создание такого механизма.
Сегодня государство гордится тем, что реализует такую программу. Она действительно помогает людям улучшать свои жилищные условия. Но при этом следует понимать, что это программа богатого государства и бедного населения, которое только и может рассчитывать на подобные проекты, которые чем-то напоминают благотворительность. Но все это до того момента, пока в бюджете достаточно средств. Если же он обмелеет, то переселение людей придется сильно сокращать, и в этом серьезная уязвимость и риск подобного подхода. Нормальный же подход должен быть иным, люди должны с сами иметь возможность улучшать свои жилищные условия, а не зависеть от властей. Только в этом случае у нас не будет возникать такой большой аварийный фонд, а он будет рассасываться автоматически.
При всей полезности программы мы имеем дело с рецидивом советского подхода, когда человек целиком зависит от «доброты» государства. Он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы и возможности, а государство создавать благоприятные условия для таких инициатив.
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"