Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Регулирование строительной отрасли как песня: что они не делают не идут дела » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
19 дек 07:00Власть

Регулирование строительной отрасли как песня: что они не делают не идут дела

Автор: Владимир Гурвич

Согласно известному изречению, разруха всегда начинается в голове. И лишь потом она перекидывается на реальную действительность

Сегодня государство пытается выстроить единую систему регулирования строительной отрасли. Но пока получается это не слишком удачно, все распадается на отдельные фрагменты, которые не достаточно связаны между собой.  Принимается множество нормативных актов, различных постановлений, которые   больше дезорганизуют стройкомплекс, чем наводят порядок. Правила игры постоянно меняются, а потому зачастую строители слабо представляют, как себя вести в той или иной ситуации. И если она в ближайшее время не изменится, строительного бума  придется ждать еще долго.

Последний бастион

Когда мы говорим о регулировании строительной отрасли, то должны понимать, что речь идет об огромном экономическом комплексе, в котором циркулируют громадные деньги. Только  государство в настоящее время  реализует огромную программу из 12 Национальных проектов, на которые выделяются 9 трлн рублей. Освоить их эффективно невозможно без улучшения работы стройкомплекса, уверен Сергей Степашин, Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформирования ЖКХ. Озабоченность вызывает и низкое качество проектов, и  не эффективное использование выделяемых средств.

Запуск многих Национальных проектов в 2019 году будет сложным, прогнозирует и руководитель Минстроя Владимир Якушев. Они упрутся в проектно-сметную документацию.  А ее качество – это на 90% гарантия успеха

В этой связи руководители отрасли особое внимание уделяют институту экспертизы. По мнению  министра, он является один из основных в строительстве, без которого оно не может существовать. Именно экспертиза  определяет, какие решения являются эффективными. На основе той базы данных, что накапливается у экспертов, должен проводиться анализ того, что не получается и по какой причине.

Это особенно актуально в связи с тем, что по многим объектам нет проектно-сметной документации в полном объеме или в ней много ошибок. Об этом наглядно свидетельствуют данные Госэкспертизы, половина проектов не проходит ее фильтр,  и отправляются на доработку, а то и вообще бракуются. Закономерно, что строительные компании часто просят о продлении времени экспертизы, что  срывает сроки ввода объектов. 

Что нередко происходит? Деньги выделяются, начинается давление на экспертизу, чтобы она сделала бы свою работу максимально быстро. Но от этого страдает качество экспертного заключения. Между тем, внедрение новых технологий в  строительстве без экспертизы невозможно.

В 2017 году благодаря экспертизе было сэкономлено 443 млрд руб. капвложений. Если эксперты обнаружили ошибки в проектно-сметной документации, то на их авторов должны накладываться  санкции полагает начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов. Но пока такое решение не принято.

Заработал институт аудита обоснования инвестиций. Он позволяет выявлять ошибки проектов и сметы, определять предельную стоимость строительства. Это крайне важно в связи с тем, что  реализация Национальных проектов требует большого объема капитальных вложений. Нужно определять, какие из них могут быть типовыми. Например, все поликлиники должны соответствовать набору базовых требований. А вот их размеры, стоимость квадратного метра  могут становиться предметами для  дискуссий.

Сегодня есть предложения по упрощения экспертизы, говорит Владимир Якушев. Нельзя сказать, что они не обоснованы, но нужна золотая середина между безопасностью и скоростью. Решением этого вопроса должна стать цифровизация экспертной работы, перевод проектно-сметной документации в цифровой формат. Цена вопроса немалая, но эти затраты необходимы. При этом важно, чтобы все принимаемые решения носили бы системный характер. Сегодня же государство создает много информационных систем, но они слабо интегрированы друг с другом.

Повсюду разрывы и не стыковки

Многие вопросы в строительстве требуют государственного регулирования, но, не имея методики, как это делать, приходится заниматься отладкой в ручном режиме, признает Леонид Ставицкий, заместитель министра строительства и ЖКХ. А потому повсюду разрывы и не стыковки. Если компания по 3-4 раза делает экспертизу своего объекта, то это превращается в фарс. Все должно быть наоборот, проектанты обязаны досконально знать свой проект;  вместо этого эксперты вынуждены по много раз его проверять. Это происходит из-за того, что не существует прямой ответственности проектантов за результаты  труда.

Должен существовать аудит стоимости строительства на основе укрупненных нормативов. Но их нет. Это серьезный вызов всей отрасли. Следует, как можно быстрей разработать базу аналогов типовых решений для повторного использования. Это позволит выделять отдельные стоимостные блоки, считает Азер Талыбов, заместитель министра экономического развития РФ. У нас же  некоторые объекты так долго строятся, что за это время ни одни раз меняется правовое поле.

Так просто не бывает 

Сегодня стройка обложена со всех сторон самыми разными решениями, нормативами. Но при этом многие вопросы не решаются годами. Пять лет топчемся на одном месте с внедрением BIM, главная причина – отсутствие федерального финансирования, говорит Валерий Леонов, Председатель комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизы проектов. Без него шансов, что проект сдвинется в места, нет. Как и без нормативных документов, которые тоже отсутствуют.  Так просто не бывает, чтобы не было ни необходимой экономической и правовой базы, а программа бы развивалась.  

Сегодня строительная отрасль находится в глухой обороне, а для перехода в наступление нет ресурсов. Но они вряд ли появятся при существующей системе двух стандартов: когда спрашивают с одних, а отвечают другие,

Мы многое потеряли  и мало воссоздали. Потерян институт заказчика, распалась сеть проектных институтов. Зато изменения, нововведения в регуляторике набрало такие темпы, что хочется остановиться, сокрушается Дмитрий Волков, заместитель министра строительства и ЖКХ. Если не нормализовать скорость процесса, то придется регулировать все больше и больше. Минстрой получает много писем с просьбой разъяснения тех или иных правил и законов. При этом министерство продолжает вносить предложения по поправкам в законодательные акты, направленные на упрощения регуляторных функций,  на создание все новых переходных периодов.

Хрупкий мост

Один из самых сложных вопрос, признает чиновник, -  реформа ценообразования. Она замышлялась ради решения нескольких базовых  задач: создания единой сметно-нормативной базы; мониторинга цен производителей; для перехода от базового индексного к ресурсному методу  определения цен;  формирования  государственной информационной системы.

 Использование  ресурсной модели определения сметной стоимости объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета, является поручением Президента в рамках проводимой реформы системы ценообразования. Однако  перехода на ресурсный способ в короткие сроки может привести к негативным последствиям для строительной отрасли.  При этом возможность поддержания базисно-индексного метода в актуальном состоянии на сегодняшний день приостановлена. По мнению замминистра, одномоментный переход отрасли на ресурсный метод, исключив базисно-индексный, в сегодняшних условиях невозможен. 

Необходим переходный период для безболезненного  внедрения ресурсного метода. В течение этого срока будет позволено  использовать базисно-индексный метод, поддерживая его в актуальном состоянии. Будет нормативно закреплены правила определения индексов, предоставлена возможность расширения номенклатуры индексов по заявке инициаторов  с приложением разработанной ресурсно-технологической модели.

По мнению замминистра,  для плавного перехода отрасли к ресурсной модели определения сметной стоимости строительства объектов, возможно, потребуется около двух лет. За это время будет реализован комплекс мероприятий, который в итоге позволит формировать сметы ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам. Для корректного расчета указанных индексов планируется разработать ряд изменений в нормативные акты. 

Сравнение двух методов дает пеструю картину. В одних случаях ресурсный метод ведет к повышению цен, хотя первоначально предполагалось, что будет их снижение. На это накладывается и то обстоятельство, что заполнение ГИС ЦС пока составляет всего 18%. Нужно менять принципы наполнения базы, штрафы и санкции не тот путь, который приведет к нужному результату. 

Отсюда проистекают разные парадоксы. В Московской области  стали считать стоимость кирпича на основе данных   ФГИС ЦС. В результате его цена оказалась выше, чем, если бы ее определял снабженец.

Практика показывает, что в ряде случаев более удобен ресурсный метод, в ряде - базисно-индексный. Поэтому самое важное при переходе избежать шока для рынка,  перемены должны протекать плавно. Не должно случиться разбалансировки;  с одной стороны строительным компаниям должно быть выгодным участие в конкурсах и тендерах, с другой – не повышалась бы стоимость сметы строительства.

Легко создавать систему с чистого листа, замечает Дмитрий Волков, приходится же действовать в другой ситуации. Речь не идет о зачеркивание всего прошлого, между ним и будущим нужен мост.

Что они не делают, не идут дела

Размышления чиновника, если и убеждают в чем-то, так  это в том, что Минстрой все больше утрачивает контроль за реформой ценообразования. И сам уже смутно представляет, какой должны быть система на конечном этапе.   И это касается отнюдь не только этого вопроса, в той или иной степени схожее положение по всему сектору регулирования строительной отрасли. Практически  повсюду устанавливаются переходные периоды. Разумеется, они необходимы, невозможно сразу перейти из одной реальности  в другую. Но проблема еще и в том, что проводимые преобразования выглядят весьма сырыми. И по ходу их проведения  они постоянно корректируются, а сроки их введения то и дело переносятся. По большому счету на сегодня ни одна реформа не доведена до логического конца. И неизвестно, случиться ли это? Вот и получается, как в известной песни:  что они не делают, не идут дела. Но чиновников это не особенно смущает, для них главное не результат, а быть постоянно при деле.

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Две беды Минстроя: с одной ведомство встречается регулярно, со второй встречаться не хочет и не знает, что с ней делать.

Информационных систем становится все больше, а полезной информации – меньше

Ценообразование в строительстве: почему бизнес не принимает ФГИС ЦС

Изыскание: состояние чудовищное, а министерство строительства мер не принимает

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

АРХ Москва 2018: Архитекторы отодвинуты от пространственного освоения страны

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

Чиновники снова решили заняться саморегулированием, но, возможно, лучше бы они этого бы не делали

Российская стройка: на каком этапе и где спрятаны ее слабые звенья


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Наверх