Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Экономика России: инвестиционные утопии вместо реального роста
Завершился еще один год, который не принес надежду на улучшение экономической ситуации. Сколько еще их предстоит пережить.
2018 год вряд ли войдет в экономическую историю страны какими-то важными событиями. Для него характерно, что то, что могло быть плохого, не случилось, но и то, что могло быть хорошего, не произошло. Можно сказать, что в целом эти уже прошедшие двенадцать месяцев были типичным периодом стагнации.
Ни то, ни се
Если говорить о базовых показателях развития экономики, то хотя они и не были достигнуты, но и большого провала не произошло. Планировалось, что экономический рост составит 2,1%, но он дотянул только до 1,6%, надеялись на инфляцию в 2,8%, она же перескочила за отметку 4%, реальные доходы предполагалось увеличить на 2,3%, по факту – только на 1,6%.
Как констатирует Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, нет провалов, но нет и достижений. К тому же плановые показатели изначально были очень скромными. Но даже и они по большой части не были достигнуты.
Чем же в таком случае запомнится 2018 год? Это повышением пенсионного возраста, решением о росте ставки НДС на 2%, налогом на самозанятых и вообще дальнейшим увеличением налоговой нагрузки.
2018 год был еще одним годом, когда экономика России находилась под санкциями. Им не удалось ее «разорвать в клочья», хотя они и снизили потенциал роста. Почему же мы все-таки «уцелели»? Во-первых, наша экономика пусть не в полном объеме, но все же рыночная, что позволяет ей адаптироваться к изменяющейся ситуации. Во-вторых, мы на свое спасение потратили резервный фонд. В-третьих, подорожала нефть, принеся нам немало дополнительных долларов. А они, как известно, лишними не бывают.
Что еще интересного можно выделить в 2018 году? По мнению Антона Струченевского, главного экономиста Sberbank CIB, у нас всегда курс рубля самым прямым образом зависел от цен на нефть. В 2018 году эта зависимость прервалась, изменение нефтяных котировок стало значительно меньше влиять на поведение национальной валюты. Этому в значительной степени способствует введение бюджетного правила, которое снижает волатильность рубля.
Такая ситуация потенциально открывает окно или скорее форточку возможностей. Так, наращивается несырьевой экспорт, растет внебюджетное инвестирование, увеличивается прибыль у предприятий. Это не ломает основные тренды, но дает некоторую надежду на определенные позитивные сдвиги.
Избыточная стабильность
В 2015 году была сделана попытка перейти на инвестиционный сценарий развития отечественной экономики. Предполагалось увеличение роли бизнеса в ней, в том числе малого и среднего, снижение доли государства. К 2019 году мы подошли с совершенно иной моделью, где ключевое значение отдано государству. Именно оно аккумулирует основные ресурсы страны для последующего инвестирования. Бизнес же должен привлекаться к реализации проектов только на второй стадии.
Однако само государство не слишком верит в свои созидательные возможности. Министерство экономического развития РФ рассматривает 2019 год с точки зрения его адаптации к худшему сценарию. Экономический рост предусматривается в размере 1,2%, а в 2020 году – 2,1%. С такими темпами не разгонишься.
По оценке Алексея Ведева, заведующего Лабораторией структурных исследований РАНХиГС, такой курс ведет к дальнейшей примитивизацией экономики, росту доли добывающей промышленности и сжатию обрабатывающего сектора. Наша экономика становится все более стабильной, но эта такая своеобразная стабильность, которая блокирует возможности роста.
И снова перестройка
2018 год отмечен еще одним важным моментом: были запущены крупные национальные проекты. В целом за 6 лет предстоит освоить 28 трлн рублей – деньги огромные. Отсюда возникает вопрос об экономической модели в стране. Если она сохранится в прежнем виде, возникает реальная опасность, что немалая часть этих средств будет потрачена неэффективно.
Эта опасность более чем реальна. По оценкам экспертам, известная стратегия 2020 была выполнена только на 30-40%. Возникает вопрос: а не постигнет ли поставленные новые цели та же участь?
Как считает Георгий Идрисов, проректор РАНХиГС, директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры, если ничего не делать, если все оставить так, как есть, намеченные рубежи не будут достигнуты. Поставлено очень большое число задач и целей, но они плохо связаны с существующими ограничениями по деньгам, по времени, по возможностям управления проектами.
Множественность целей будет сильно давить на всю систему, она не предназначена для реализации таких огромных задач. Экономическая и управленческая модель должна быть кардинальным образом преобразована, но никаких признаков того, что это делается или будет делаться, нет. А ведь реализация проектов уже началось.
Сегодня проблема в том, полагает Сергей Васильев, заместитель председателя правления ВЭБ, что в России нет ни одной модели, позволяющей достигать темпов роста экономики 3,6% и выше. Даже если случится чудо, и мы в целом реализуем нацпроекты, то эффект от них получим не скоро. А развиваться надо уже сейчас. Потому что, если не будет высоких темпов, не удастся решить социальные проблемы.
Подложит ли 2019 год экономики свинью
Особенность современной российской экономики в том, что в ней резко удлиняется период стагнации. Невозможно предугадать, когда и чем он завершится. Структурных преобразований нет, законы о защите конкуренции не работают, госинвестиции плохого качества, проекты плохо проработаны, перечисляет нынешние беды Никита Масленников, Советник Института современного развития. Нацпроекты – это не хорошо продуманные планы, а хотелки. Яркий пример таких наших желаний: ставится задача войти в пятерку стран с самыми большими ВВП. Но для этого надо из этого клуба «выгнать» Германию, а разница между ВВП России и ФРГ в полтриллиона долларов. При нынешней ситуации в экономике преодолеть это расстояние вряд ли удастся.
В стране не существуют четких правил в проведении инвестиционной политики, каждый крупный проект реализуется в режиме ручного управления. Это дорого и неэффективно. У нас большие нестыковки чуть ли не в каждом важном решении.
Огромная проблема – тотальное недоверие бизнеса к государству. Согласно опросу, самый высокий уровень доверия правительству в аграрном секторе. И то, он всего на уровне 46%, в других отраслях этот показатель ниже.
Чем больше государство стягивает на себя функций экономического агента, тем хуже будут идти дела в стране. Об этом свидетельствует и советский, и весь мировой опыт. Но он нас не останавливает проводить именно такую политику. Сегодня в России доля доходов населения от предпринимательской деятельности составляет 7,6%, а в 2000 году, который мы так критикуем, равнялась 15%. А вот доля социальных выплат достигла пятой их части.
Институт стратегического анализа ФБК дает свой прогноз экономического развития на 2019 год. При плане роста экономики в 1,3%, фактически он окажется нулевым, инфляция убежит за 6%, а курс национальной валюты скаканет за отметку 70 рублей за один доллар.
Хорошего всем года!
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"