Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Строительная Ассамблея. Поможет ли она отрасли? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +10 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
19 июл 03:00Власть

Строительная Ассамблея. Поможет ли она отрасли?

Автор: Владимир Гурвич

 

Считается, что если всем миром навалиться на какую-то проблему, она будет обязательно решена. Однако, если вспомнить легенду о Вавилонской башне, эта мысль уже не кажется такой убедительной.

Что только не делает власть, дабы улучшить ситуацию в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Вот только если она и улучшается, то как-то неторопливо и не всегда заметно. Теперь решили повлиять на положение с другой стороны. Одна их таких нетрадиционных попыток связана с созданием ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и ЖКХ. Само по себе привлечение общественности к решению столь актуальных задач, безусловно, шаг в правильном направлении. Вот только вызывает сомнение, что в нынешних условиях он способен серьезно повлиять на общее состояние дел в этих областях.

Все вроде правильно

Ассамблея была создана год назад. Сегодня в нее вошли организации из 72 субъектов Федерации. По словам Председателя Наблюдательного совета Государственной корпорации Фонда содействия реформирования ЖКХ Сергея Степашина, преследовалось несколько целей. Во-первых, координировать работу различных организаций в этой сфере, так как давно ясно, что одному Минстрою с ней не справиться. Во-вторых, чиновники нуждаются в обратной связи с регионами, из Москвы невозможно знать в полном объеме о том, что творится на местах. В свою очередь общественные советы могли бы корректировать проекты законов и постановлений, которые принимаются в центре, а далеко не все из них отвечают складывающейся ситуации. И наконец, третья задача – искать оптимальные формы сотрудничества между административным аппаратом и регионами для совместной плодотворной работы.

И все вроде правильно, ни к чему не придерешься.

 

Драматический момент

Сегодня и в строительстве, да и в ЖКХ мы переживаем драматический момент. По крайней мере, так считает Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев. Перед этими отраслями стоят очень серьезные вызовы.

Президент, как известно, поставил задачу к 2024 году выйти в жилищном строительстве на рубежи ввода 120 млн м2 жилья в год. Но, по словам Валерия Фадеева, раздается все больше голосов о том, что эти планы не реальны.

С этим трудно спорить. Та ситуация, которая складывается на рынке жилищного строительства, никак не способствует выполнению этих задач. У нас сегодня реальная стоимость строительства составляет всего 30-35% от общей стоимости квадратного метра, а 60-65% – это все дополнительные накрутки. Они вызваны целым рядом факторов: высокой ставкой за  кредит, дорогой землей, дороговизной присоединения к коммуникациям и еще многими причинами.

Какую цель ставят перед собой участники рынка жилищного строительства: построить доступное жилье или как можно глубже залезть в карман покупателю? Задает риторический вопрос Валерий Фадеев. Ответ очевиден.

У нас огромные перекосы в этой сфере. Акцент делается на строительство многоэтажных исполинов. Их срок службы 50-70 лет, а затем эти дома придется утилизировать. Тем самым следующим поколениям мы создаем огромные проблемы со строительным мусором. И это вместо того, чтобы всемерно развивать ИЖС.

Еще один вопрос – создание развитого сектора арендного социального жилья. О нем говорится давно, но так по большому счету ничего и не сделано. Объясняют это просто – слишком дорого. Но почему тогда в других странах так много подобного жилья.

Также долго говорится о технологической модернизации ЖКХ, но по сравнению с тем, что надо сделать, сделано очень мало. При этом часто делается вид, что все идет хорошо, замечает Валерий Фадеев. А между тем, если запустить по-настоящему этот процесс, он бы дал сильный толчок развитию всей экономики. Подсчитано, что только перекладка тепловых сетей принесет дополнительный 1% роста ВВП. Между тем вопросы развития ЖКХ не вошли ни в один национальный проект несмотря на то, что мы расходуем тепла в несколько раз больше, чем в Финляндии, хотя климат в ней ничуть не теплее.

Иными словами, мы так сильно погрязли в нерешаемых проблемах, что нуждаемся в постоянном их обсуждении и в центре, и на местах, считает Секретарь Общественной палаты.

 

Новые аварийные дома

То, что происходит на деле, наглядно иллюстрирует ситуация с переселением людей из аварийного жилья. Сразу скажем, что за последний период это один из самых успешных проектов, сотни тысяч наших сограждан были переселены в новые дома. Но 8 регионов утвержденных планов не выполнили. Особенно плохо обстоит дело в Республике Крым, там нулевой показатель выполнения. И не потому, что на полуострове никто не проживает в аварийных домах, наоборот, их там много, а потому, что в исполнительной власти царит полный бардак. По словам Сергея Степашина, там так часто меняются руководители министерства строительства и ЖКХ, что ни один из них ничего не успевает сделать.

Как рассказывает заместитель председателя Общественного совета при Министерстве ЖКХ Республики Крым Анатолий Петров, нет даже элементарного обследования домов, какие из них следует признать аварийными. А потому жители не представляют, что их ждет. Некоторых обещали переселить еще в 2016 году, сегодня 2019 год – ничего не сделано. И мало надежды на то, что что-то в ближайшее время что-то изменится к лучшему, местные строители просто отказываются возводить дома по государственным расценкам.

Впрочем, там, где строительные компании все же их строят, то иногда лучше бы они этого не делали. По словам Сергея Степашина, в стране появился новый класс строений – новые аварийные дома. Это не те давно построенные дома, которые только что признали таковыми, а вновь построенные, но таким образом, что жить в них так же опасно, как и в старых.

Например, в Оренбурге построили для переселения дом, подул сильный ветер, и с него все что можно слетело. Всего же в реестре на сайте Фонда реформирования ЖКХ 311 таких домов.

Но и дома, построенные вполне качественно, также вызывают нарекания. Они не энергоэффективные. Об этой проблеме говорится давно, а воз и ныне там. Хотя все необходимые технологии давно известны. Сегодня по причине своей энергорасточительности ЖКХ в год теряет 300 млрд рублей. А на всю программу по переселению из аварийного жилья выделено 450 млрд рублей. Легко представить, насколько бы ускорилась ликвидация аварийного фонда, если бы эти деньги направить на эти цели.

Выявилась и еще одна проблема. Предыдущая программа финансировалась на паритетной основе: половина денег из центра, половина – средства региона. В таких условиях губернаторы не позволяли своим строителям завышать расценки. Основное бремя финансовых затрат по новой программе должен взять на себя центр, и сразу же строители подняли цены на свои услуги, а губернаторы мало обращают на это внимание – деньги-то не из местного бюджета. Это грозит срывом утвержденных планов.

 

Синхрон пока не получается

В таких непростых условиях как тут не обратиться за помощью к общественности. Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева полагает, что в нынешних условиях требуется консолидация усилий. Те, кто работают в Общественных советах, могут принести большую пользу, они видят реально, что происходит. Ассамблея – это тот орган, способный выработать общую позицию.

Но пока не все идет гладко. При обсуждении многих важных документов позиция общественности либо не полностью учитывается, либо вообще игнорируется. Так, много претензий к различным аспектам Национального проекта: «Жилье и городская среда». Общественность вносила много предложений по его изменению, но они не были услышаны.

Так в паспорте этого проекта много пробелов, например, в критериях качества определения городской среды. В частности, нет такого пункта, как наличие в городе тротуаров. Во многих наших городских поселениях их остро не хватает, а что за город, если пешеходы не могут нормально по нему перемещаться.

В чем-то схожая ситуация с обсуждением стратегии развития ЖКХ до 2030 года. Многие пункты прежней программы не выполнены, а уже обсуждается новый документ, как будто со старым все в порядке. Важно синхронизировать работу общественности и чиновников, иначе эффект от тех и других будет на порядок меньше, считает Светлана Разворотнева.

 

Раскадровка кадров

Вот только пока до синхронизации еще далековато. Скорее следует говорить о разбалансировке системы. Внутри себя она не создает условий для полноценного развития. Сегодня в ЖКХ не существует нормального процесса подготовки кадров, и это в ситуации постоянного усложнения технологического уровня коммунальных систем. Не существует внятной программы подготовки кадров для этого сектора, нет государственного заказа на обучение специалистов.

По словам заместителя председателя Общественного совета при Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области Виктора Часовских, положение в регионе в этом вопросе близко к катастрофическому. Только у 22% директоров УК имеется базовое профессиональное образование, среди председателей ТСЖ таких 20%, у руководителей ресурсных организаций – 72%. Дополняется эта картина огромной текучкой кадров в 68%.

Обучения специальностям для коммунального хозяйства явно недостаточно, но даже в этих условия все места не заполняются – работать в ЖКХ считается не престижно. С дополнительным образованием вообще полный провал. Остро нее хватает преподавателей, а среди тех, кто есть, много специалистов низкой квалификации. К тому же в учебных заведениях устарели и методики обучения, и технологическая база. Если положение не будет меняться, ничего хорошего впереди нас не ждет.

Такая ситуация сложилась в Самарской области. Но не сложно представить, что сходное положение во многих других регионах, если почти не во всех, и просвета пока что-то особенно не видно.

Конечно, использование общественных сил для улучшения положения в столь жизненно важных сферах как строительство и жилищно-коммунальное хозяйство крайне полезно. Но пока какого-то решительного перелома не случилось и вряд ли случится. При нынешней экономической и политической системе практически невозможно добиться серьезных положительных сдвигов. Но это тема уже для другого материала.

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Участие жителей в капремонте – залог его качественного проведения

Правительство начинает стратегически мыслить: строительный бум решили заменить стратегией развития

Ипотечное расселение из аварийного жилья: правительство объявляет войну хижинам, но не объясняет кому бесплатно, а кому за деньги

Авариное жилье в России: как богатое государство планирует помогать бедному населению

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся

Министр Финляндии Киммо Тииликайнен о силе архитектора, разрешении на строительство, коррупции, ВIM и …

Ценообразование в строительстве: почему бизнес не принимает ФГИС ЦС

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Приятного аппетита
Наверх