Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Юго-Восточная хорда: кто пойдет к Собянину с плохой вестью, что строить-то опасно? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
19 сен 03:00Власть

Юго-Восточная хорда: кто пойдет к Собянину с плохой вестью, что строить-то опасно?

 

У нас как в древние времена: сказать королю правду от народа – значит не сносить головы. Столичные чиновники критику слушают, но идти к мэру с признанием, что ошибочка вышла, не хотят и на общественные слушания не ходят.

Прокладку Юго-Восточной хорды московские власти относят к числу приоритетных проектов в транспортной сфере. По их мнению, новая магистраль – это подарок москвичам, она улучшит транспортное сообщение в городе. Однако сами жители, по крайней мере, немалая их часть, придерживаются другого взгляда на этот проект и критикуют его с разных позиций. Тема эта весьма многогранная, в данной публикации мы коснемся двух ее аспектов, а именно прокладки маршрута и радиационной его безопасности.

Какие дороги нам нужны

Московские власти еще не приступили к прокладке трассы, а споры вокруг нее становятся все горячей. Как считает заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева, трения возникают по той причине, что власти не готовы должным образом общаться с гражданами, разъяснять свою позицию, обсуждать предлагаемые проекты. Это при том, что национальный проект «Жилье и городская среда» ставит конкретные показатели по увеличению доли жителей, вовлеченных в решение градостроительных вопросов. Но, как мы видим, зачастую это вовлечение происходит достаточно формально.

Результат: заметный источник социального напряжения, связанный со строительством юго-восточной хорды (ЮВХ). Она пересечет самые загруженные дороги Москвы: Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское шоссе, пройдет через 10 районов города. Иными словами, этот вопрос касается огромного числа москвичей.

Дороги Москве нужны, но важно и другое – качество проекта: насколько он является единственно возможным и безальтернативным, насколько удовлетворяет жителей, которые находятся в зоне прокладки магистрали, подчеркивает Светлана Разворотнева. В данном же случае люди жалуются, что публичные слушанья были проведены не совсем корректно.

Дорога под окнами

Юго-восточная хорда затрагивает практически все районы Москвы и заканчивается в Южном Бутово. Это 350 тысяч человек населения – по размерам это мог быть 30-й город РФ. То есть плотность проживания колоссальная, подчеркивает активист от районов Северное и Южное Бутово Алексей Фролов. Если посчитать предстоящий трафик, то получается, что в секунду минимум будет проходить 3 машины. Как в лес сходить погулять? Раньше это можно было делать спокойно.

Никого не смущает, что хорда будет проходить под окнами 305-тысячного района. Длина МКАДа 108 км, на всем протяжении магистрали только 11 домов находятся на расстоянии меньше 100 метров. А в Южном Бутово 7 тысяч квартир расположатся на такой же удаленности от трассы, включая детскую городскую поликлинику, центр реабилитации инвалидов, три детских сада.

Есть ли альтернатива? Основные магистрали можно проложить вне района плотной жилой застройки, при этом из района возникают выезды на все направления движения, плюс общественный транспорт. В этом случае и жители живут в нормальных условиях, и район связан с городом.

Проблема в том, что людям дается информация кусками, указывает активист. Мы не знаем, что происходит в Московской области, а Московская область не знает, что происходит в Москве. Транспортные вопросы рассматриваются отдельно, а это в принципе неправильно. Зададимся вопросом: кто те люди, которые поедут по этим магистралям? Солнцево-Бутово-Видное – три спальных района. Мы часто из спальных районов едем в спальные районы? Обычно мы едем из дома на работу и с работы домой.

Под ковш экскаватора

Недовольны маршрутом хорды и обитатели поселка Битца. Александр Матчин, член общественной палаты Булатниковского сельского поселения оценивает сложившееся положение как очень тяжелое, так как никто не собирается спрашивать мнения жителей. Между тем предполагается изъятие землевладения и снос значительной части индивидуального жилого сектора. Это касается трети поселения, около двух десятков жилых домов.

Поселок Битца был создан для переселения жителей из центра Москвы в 30-е годы прошлого века, и повторное переселение людей недопустимо, говорит общественный активист. Из-за плотной жилой застройки и небольшой общей площади поселка любое транспортное строительство неизбежно приведет к полному его сносу. Окрестности же Битцы – это остатки зеленого пояса Москвы, здесь живут животные, занесенные в Красную книгу, и любое проектирование транспортных сооружений на указанной территории является незаконным и подлежащим отмене. Жители поселка Битца многократно обращались в районные и областные органы исполнительной власти, к народным депутатам с предложением о переносе трассы в обход поселка, но не получили поддержки. В том числе они были отвергнуты проектировщиками. Властям проще снести часть жилого фонда, чем договариваться с юридическими лицами, которым принадлежат заброшенные поля и стоянки транзитного транспорта.

Жители Битцы полагают, что дорога приведет к непоправимым последствиям в жизни людей, экологии и культурного наследия. Ее строительство нарушает как минимум десяток сводов норм и правил. Так, согласно им, автомобильная дорога подобной категории должны проходить, минуя жилую застройку.

Люди обустраивали свой быт на протяжении 50-60 лет, и теперь все это может вмиг исчезнуть под ковшом экскаватора. Строительство ЮВХ стало возможным благодаря тому, что собственность граждан только декларируется. Земельный и Градостроительный кодексы определяют быструю и эффективную процедуру лишения всего недвижимого имущества граждан на усмотрение властей, причем это может произойти в течение 90 дней. Но тогда зачем что-то создавать, думать о передаче наследства имущества детям, если завтра появится бульдозер и все снесет для новой дороги.

А про радиоактивный могильник забыли?

Но москвичей волнует не только отъем их собственности, но и перспектива из своих окон смотреть на бесконечные караваны машин и дышать отравленными воздухом. По словам общественного деятеля Дмитрия Сараева, складывается такое ощущение, что городские власти либо вообще не знают про радиоактивный могильник в районе Коломенского, либо умышленно скрывают эту проблему. На данном месте сотрудниками ФГУП «Радон» ведутся работы, при этом официальные лица много раз заявляли, что там «все нормально». Это либо сокрытие опасной информации, либо полная некомпетентность. Более того, планировалось разбить парк отдыха там, где выявили высокий уровень радиации. В официальном акте экспертизы указано, что имеются участки с высочайшим уровнем радиоактивного излучения, опасным для здоровья.

Не случайно публичные слушанья проходили не то, что некорректно, а отвратительно. Это была профанация в грубейшем виде, когда на публичные обсуждения пригоняли массовку, а жителей не пускали. Проект строительства мостового перехода по месту размещения радиоактивных отходов является преступлением. Здесь в принципе невозможно ничего строить, считает общественный деятель.

Мини-Чернобыль в границах Москвы

С чем же связано появление радиоактивности? Сегодня это ни для кого не секрет. Ее источник – Московский завод полиметаллов. Нужны значительные затраты на дезактивацию, но до настоящего времени не определен источник финансирования.

На высоком склоне Москва-реки захоронены 60 тысяч тонн и 15 тысяч кубометров отходов. Эта цифра дает понимание масштаба проблемы. Могильник примитивно законсервирован, в 50-60-е годы прошлого века его просто забросали грунтом.

В могильнике захоронены альфа-радиоактивные природные элементы, в первую очередь уран, торий и радий. Недавно были проведены измерения и обнаружены места размещения радиоактивных отходов, о которых «Радон» не знал, а рядом намерены проложить ЮВХ.

Любое воздействие на грунт приводит к развитию оползневых явлений. Сегодня даже такой примитивно законсервированный могильник радиоактивных отходов не представляет опасности для тех, кто живет вокруг. В случае каких-то подвижек грунта возможно оголение слоя радиоактивных веществ, возможно и использование загрязненного грунта.

Проектировщики были проинформированы о могильнике Московским заводом полиметаллов еще в 2013 году. В письме говорится, что данный проект в обязательном порядке следует направить на согласование в Росатом. Но при проектировании эта информация была проигнорирована.

Правительство Москвы должно признать проблему, считают общественники, и разработать план приведения ситуации к нормальному состоянию. Пока этого не случилось, проект хорды реализован быть не должен.

Разумеется, излучение далеко от того, что было в Чернобыле, но людям, которые могут от этих радиоактивных частиц заболеть, не будет легче от этого. Ведь результаты проб в 12 раз больше количества, которого было бы достаточно для того, чтобы признать это радиоактивными отходами.

Радиоактивность не повод для отмены ЮВХ

Однако власть не считает радиоактивность причиной для пересмотра проекта ЮВХ. Так, главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн уверяет, что данная проблема известна и специалистами проводились соответствующие проверки. Были выставлены требования, чтобы в местах бурения для мостовых опор проводились измерения на наличие радиации. В результате работы будут производиться только на тех участках, где это безопасно.

По словам Михаила Крестмейна, при проектировании ЮВХ учитываются интересы граждан, делается все необходимое для того, чтобы условия их жизни не ухудшались. Прекрасные слова, вот только почему-то жители ясно видят, что реально многое делается далеко не так, как уверяют представители столичных властей.

Владимир Гурвич, Александр Гусев. Фото: ИА Строительство

Материал написан на основе публичных слушаний в Общественной Палате России

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Ценообразование в строительстве: дать рынку адекватный ресурсный метод

Строительная Ассамблея. Поможет ли она отрасли?

Минстрой возвращает на стройку институт главных инженеров проекта и размораживает цены.

Стратегия развития строительной отрасли, как способ выбраться из текучки

Ипотечные каникулы в России: популизм властей или реальность?

Цифра в экономике: чиновники настаивают, бизнес не понимает

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Российская стройка: на каком этапе и где спрятаны ее слабые звенья

В России есть территория и планирование, а вот территориального планирования нет


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Приятного аппетита
Наверх