Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Сладкая парочка – госэкономика и недострой: деньги не вернуть, учесть не возможно. » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва 0 °C.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
07 ноя 03:00Власть

Сладкая парочка – госэкономика и недострой: деньги не вернуть, учесть не возможно.

Автор: Владимир Гурвич

 


Наличие в стране большого объема незавершенного строительства сильный симптом серьезного сбоя хозяйственного механизма 

Счетная палата РФ провела анализ состояния незавершенного строительства в стране. Полученные результаты обескуражили аудиторов, количество объектов, которых строят дольше нормативных сроков, а так же различных брошенных недостроев оказалось очень много. Потеряны огромные средства, большое количество земельных участков,  в том числе в престижных местах, не участвуют подчас много лет в хозяйственном обороте. Но главное даже не это, а то, что не существуют единого действенного механизма ни учета таких строений, ни того, что с ними делать. Всякий раз вопрос решается на индивидуальной основе, а часто не решается никак.

Из личных воспоминаний

Незадолго до конца Советского Союза я оказался в командировке в небольшом городе под Красноярском. Директор завода, на который меня отправили, по какой-то своей причине решил сделать для меня экскурсию по местным достопримечательностям. И это оказалась самая необычная экскурсию в моей жизни. Потому что мой экскурсовод повел меня осматривать не памятные места этого поселения, ни его архитектурные памятники, а недострои, начатые и затем брошенные объекты.

И надо сказать, что мой гид не ошибся, впечатление я получил неизгладимое. Напомню, то был совсем небольшой городок, но недостроев здесь было предостаточно. На одних объектах был вырыт только фундамент, на других – возведены корпуса. Объединяло же то, что  нигде не было ни души, ни малейших признаков строительства.

Директор завода подтвердил, что все эти стройки брошены, одни давно, другие - недавно и никто возобновлять их не собирается. Сколько, таким образом, было омертвлено, как тогда любили говорить, народных средств, я, разумеется, знать не мог, но не трудно было понять, что речь идет об очень больших суммах.

А ведь то был всего лишь один небольшой город, но экстраполировав  увиденное на всю страну, можно было представить, как же много  брошенных строек тогда было в СССР.  После той экскурсии, меня больше не удивлял последовавший вскоре  крах Советской державы. А что еще можно было ожидать от страны с таким хозяйственным, точнее, бесхозяйственным механизмом.  

Тридцать лет спустя

Казалось, с тех пор много должно было измениться, ведь от планового ведения хозяйства мы вроде бы перешли к рынку. Проведенный  Счетной палатой анализ  показал, что объем вложений на 1 января 2019 года в 71,3 тыс. объектов составил 5,3 трлн. рублей, при этом общее количество федеральных и региональных объектов, строительство которых ведется более 5 лет, а также объектов, строительство которых приостановлено либо законсервировано, составляет 9 тыс. единиц с общей суммой затрат в 1,5 трлн. рублей. И еще 0,33 млрд. рублей – это брошенные объекты.

По словам  аудитора Счетной палаты Светланы Орловой, положение с недостроями не улучшается. И в первую очередь потому, что не существует системного подхода борьбы с этим процессом.  У нас даже нет внятного определения, что такое незавершенка. Хотя явление носит масштабный характер, общая доля проблемных объектов достигает 28%. А это огромные потери для народного хозяйства, как прямые, так и косвенные. Прямые – это замороженные, а то и безвозвратно потерянные инвестиции, косвенные – невозможность эксплуатации зданий и сооружений, выведенные из хозяйственного оборота  земельные участки. К этому стоит добавить, что даже простой срок сроков строительства ведет к его удорожанию. А у нас это явление более чем распространение. Есть объекты, которые сооружаются свыше 30 лет. Иначе как вопиющими случаями назвать это невозможно.

Экономим на всем, все и теряем  

Почему в России так много объектов незавершенного строительства (ОНС)? Вице-президент Центра стратегических разработок Наталья Трунова полагает, что одна из основных причин их появления – это стремление к максимальной экономии,  при сооружении объектов на всех его этапов. А начинается все с проектно-строительной документации (ПСД). Она плохо разрабатывается и еще хуже просчитывается. Сегодня в стране очень мало профессиональных сметчиков. В регионах их не найти днем с огнем.  

Не лучше состоит дело и с экспертизой. Те, кто ее проводят, видят свою главную задачу, как можно сильней порубить смету, сделать ее максимально дешевой. Это принципиально неверный подход, говорит  Наталья Трунова, должна стоять задача не строить дешево, а строить качественно. А это совсем другой подход к строительному процессу. Но это входит в противоречие с устремлениями заказчиков; для них главное отчитаться о разработки ПСД в нормативные сроки. А потому они обычно  соглашаются на все урезания, что им предлагают эксперты.    

Очень существенно влияет на рост незавершенки ситуация с ценами. Пять лет обсуждается реформа ценообразования в  строительстве, но пока ничего реального в этой сфере не происходит.

Наши СНИИПы таковы, что если им следовать, а не следовать им нельзя, то строить можно только в чистом поле, а вот в центре городов делать это затруднительно. Устаревшие документы мешают развитию ГЧП, что способствует росту эффективности строительства. А если сооружать объекты только за бюджетные деньги, то строителям выгодней их осваивать, а не давать результат.

Лучше поздно, чем никогда

Государство в течение длительного времени  мало обращало внимания на эту проблему, и лишь когда она стала приобретать угрожающий характер, поняло, что надо что-то делать.  Директор департамента государственных целевых программ и капитальных вложения Минэкономразвития Алексей Грановский считает: для сокращения ОНС каждый строящийся объект должен иметь свой идентификационный номер. Тогда будет легче по информационной системе отслеживать его судьбу. Основной же инструмент для устранения недостроев должна стать федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Многие сегодняшние недострои начали строить еще до ее появление; после того, как вступила в силу ФАИП появление новых таких объектов пошло на спад.

Вообще, в этом вопросе много темных пятен. Заместитель руководителя Федерального Казначейства  Станислав Прокофьев утверждает, что до 10% от общего числа построенных объектов введены в эксплуатацию, но на учет не поставлены. И что с ними творится, не ясно. А ведь речь идет о безопасности, эти сооружения используют люди, но насколько им ничего не угрожает, сказать невозможно.

Путь в никуда - не наш путь?

Нужно как можно быстрей создавать систему мониторинга ОНС, считает председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям  ГД РФ Николай Николаев. Появление открытых информационных систем позволит противодействовать недостоверным отчетам о ходе строительства объектов.

Но не менее, а возможно и более важно  другое – ясное целеполагание государственных программ. Сегодня во многих случаях нет четкого понимания необходимости тех или иных вложений,  мы далеко не всегда ясно представляем, что хотим получить на выходе.  Система же отчетности госпрограмм делает акцент на выделение и освоение денег, а такая практика искажает реальность. К этому добавляется слабое развитие института ГЧП, а ведь наличие частного партнера – это залог более эффективного расходования инвестиций. 

Не менее важный вопрос: что делать с ОНС? Член Совета Федерации Олег Ковалев перечисляет возможные варианты: достраивать, продавать участки под снос недостроя, менять профиль объекта. Но главное – не допускать появление ОНС.  Сегодня для этого возможностей больше,  чем раньше, это связано с переходом на трехлетнее бюджетирование.  Беда в том, говорит сенатор, что  у чиновников в регионах не закрепилось в сознании это обстоятельство,  они мало занимаются детальной проработкой проектов с учетом планирования на трехлетний период. Если бы они это делали, больше бы зданий и сооружения сдавались в срок.

И еще один фактор – для строительства нынешняя контрактная система малопригодна, здесь непременно требуется предпрофессиональный отбор. Часто ОНС появляется по причине выбора плохого подрядчика. Не случайно у строителей есть присказка: «что построено дешево, люди забудут быстро, а то, что построено некачественно, будут помнить всю жизнь».

Экономия на строительстве -   это путь в никуда, подчеркивает  Олег Ковалев. Нужно не экономить, а повышать эффективность строительного процесса, осваивать современные технологии. Вот тогда и будет настоящая отдача.

Главный фактор

С мнениями парламентариев трудно не согласиться, все, что они говорят, истинная правда. Вот только они не называют все же главную причину появления  недостроев, а она одинаково влияло на их появление в СССР, и так же воздействует на нынешнюю экономику России. В Советском Союзе основным фактором появления ОНС было полное господство государственной собственности, когда главная задача состояла в получение и освоение средств, а конечный результат интересовал в последнюю очередь. Сходные процессы протекают и в современной России, все большее огосударствление экономики ведет к тем же явлениям и результатам.

И нет сомнений, что один из итогов реализации национальных проектов  станет появление большого числа новых недостроев. И никакой контроль с применением самых передовых цифровых технологий этому не воспрепятствует. Возможно, ОНС появится меньше, но кардинально проблемы это никак не решит. Госэкономика и недострои всегда идут и будут идти руку  об руку. Это неразрывная парочка. И если в стране ничего кардинально не изменится, то через тридцать лет она вся будет покрыта недостроенными и брошенными объектами.

Владимир Гурвич

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Зачем Москве нужна «Новая Москва»

Ценообразование в строительстве: дать рынку адекватный ресурсный метод

Дважды обездоленные: сначала без родителей, потом без квартир

Энергоэффективность от Минстроя: шаг вперед и два назад.

Авариное жилье в России: как богатое государство планирует помогать бедному населению

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

АРХ Москва 2018: Архитекторы отодвинуты от пространственного освоения страны

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.

Война на полях кадастровой стоимости: пролетарии и бизнес всех регионов объединяйтесь




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Москва все строится, торопится...
Наверх