Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Николай Кошман: для выполнения всех задач Минстрою необходима перезагрузка » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +19 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
30 янв 17:32Власть

Николай Кошман: для выполнения всех задач Минстрою необходима перезагрузка

 

Наши чиновники любят приукрашивать действительность, поэтому взгляд со стороны на ситуацию в отрасли не просто полезен, он крайне нужен для понимания реальной действительности и выработки мер по ее развитию.


2019 год выдался для стройкомплекса России непростым. Сектор строительства жилья начал сложный переход на новые правила финансирования. В нашем журнале с темой подведения итогов уже выступал руководитель Минстроя Владимир Якушев, который озвучил свой взгляд на развитие отрасли. Теперь для своего анализа происходящих процессов мы хотим предоставить слово одному из самых авторитетных строителей России, Президенту Ассоциации строителей России Николаю Кошману. 

Николай Павлович, как вы оцениваете ситуацию в российской строительной индустрии в части производства строительных материалов в 2019 году по сравнению с 2018 годом?

– Вопрос производства строительных материалов находится в очень сложной ситуации, потому что промышленности строительных материалов в Министерстве строительства фактически нет. Еще в 2015 году, будучи министром, господин Мень передал этот блок в Министерство промышленности и торговли. В такой ситуации, когда стройиндустрия находится в раздвоенном состоянии, не приходится говорить о быстром внедрении новых материалов и развитии отрасли в целом. Как может министерство строительства быть без промышленности строительных материалов? Это нонсенс. Получается, что для обоих министерств производство материалов и технологий как не родное дитя.

Я думаю, что на сегодняшний день промышленность строительных материалов держится только на людях, которые понимают, что надо строить и как надо строить. Мы должны заниматься новыми материалами, мы должны заниматься новыми технологиями, мы должны заниматься новыми машинами и механизмами. У нас в стране масса новых технологий, к примеру, завод по производству пеностекла во Владимире, который, кстати, является единственным заводом на постсоветском пространстве, который не получил никакой помощи от двух министерств, хотя его продукция считается лучшей в мире.

Так что, если сравнивать прошлый год с 2018 годом, то можно однозначно сказать, эти годы (как и 2017 год) – это годы застоя в строительной индустрии. Новые технологии у нас есть, но чиновники двух министерств мало что делают для их внедрения. Да и откровенно там некому этим заниматься – там просто нет профессионалов. Я очень надеюсь, что с приходом в новое правительство Марата Хуснуллина ситуация изменится к лучшему. К тому же я собираюсь при встрече с ним просить правительство России вернуть строительную индустрию под крыло Минстроя. 

– Кстати, о смене правительства. Теперь Марат Хуснуллин вице-премьер и курирует строительную отрасль. Как вы оцениваете это назначение?

– Я Хуснуллина знаю очень давно. Он практик строительной отрасли, который получил отличное образование в России и в Великобритании. Служил в армии. Начинал свою трудовую биографию с лаборанта. Был главным бухгалтером, что позволило ему понимать финансовую составляющую стройки. Работал генеральным директором крупной компании и так далее. В 2001 году возглавил Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ в Татарстане. Во многом к 1000-летнему юбилею Казани в 2005 году город преобразился благодаря его умению руководить стройкомплексом. Город при нем менялся буквально на глазах.

                                ____________________

Николай Кошман: «…вопрос проработки новой нормативной базы – это вопрос не только Минстроя, это работа и такой организации как НОСТРОЙ. Но работу НОСТРОя в этом направлении я бы не назвал эффективной».                                                                                           

                                ____________________

 

Строительство метро в Казани и открытие первой его линии в дни празднования – результат его грамотной организации метростроя. Я уже не говорю о массе построенных спортивных объектов и жилых домов. А с приходом его в Москву стройкомплекс столицы заработал по-иному, намного эффективней и качественнее. Это замечают все, и москвичи, и гости столицы. Так что назначение его в правительство абсолютно верное.

– На следующий день после своего назначения Марат Хуснуллин провел закрытое совещание в Минстрое, где озвучил основные задачи отрасли, и первой задачей он обозначил проработку нормативной базы и освобождение стройки от излишних ограничений. Как это понимать? Минстрой все годы прорабатывает новые нормативы, а воз и ныне там?

– Знаете, вопрос проработки новой нормативной базы – это вопрос не только Минстроя, это работа и такой организации как НОСТРОЙ. Но работу НОСТРОя в этом направлении я бы не назвал эффективной. Почему? Потому что там сосредоточены все специалисты – изыскатели, проектировщики, строители и т д., а отрасль не ощущает их работу. Идем дальше, к обновлению нормативной базы в сфере ЖКХ нужно активнее привлечь Фонд содействия реформированию ЖКХ, который возглавляет Сергей Степашин.

                                      __________________

Николай Кошман: «С ценообразованием у нас многие годы все было туманно и даже жуликовато, если вспомнить историю с господином Ермолаевым, но и после него в этом вопросе больше темного, чем светлого и прозрачного».

                                      ___________________

Нужно привлекать к решению этой проблемы и другие институты отрасли, так или иначе подведомственные Минстрою. Что такое новый норматив для отрасли – это то, что, если мы имеем новые материалы и технологии, а не имеем нормативов для их применения, то стройка не имеет права их применять. Вот вам прямой тормоз в развитии отрасли.

– Вторая проблема, которую обозначил Хуснуллин – это кардинальное изменение подходов к ценообразованию. Минстрой еще в прошлом году определился с этим вопросом, но получается, что определился не так, как надо?

– Конечно, не так. С ценообразованием у нас многие годы все было туманно и даже жуликовато, если вспомнить историю с господином Ермолаевым, но и после него в этом вопросе больше темного, чем светлого и прозрачного. Для решения этого вопроса нужно опять же привлекать профессионалов отрасли, например, Павла Горячкина и его коллег. Думаю, что назначение первым заместителем отраслевого министра Ирека Файзуллина из Татарстана усилит работу Минстроя в этом сложном вопросе.

Третья проблема, которую обозначил новый вице-премьер – это вопрос по аварийному жилью и капитальному ремонту. Какие здесь подводные камни для отрасли, почему он это ставит одной из задач?

– Надо понимать, что делать и сколько надо делать для того, чтобы решать эти вопросы. Не хотелось бы ссылаться на свой опыт, но приходится. В первый год моего руководства Госстроем мы сделали инвентаризацию жилья в России, всего жилья плюс инженерных сетей, плюс котельных, плюс энергия и т. д., все полностью. Добрая половина Госстроя работала над этим со специалистами из регионов.

                                      __________________

Николай Кошман: «Состояние котельных, что относится к ЖКХ, не удалось кардинально улучшить в целом по стране даже с помощью концессий, оставшихся нам от известного всем Чибиса. Мы еще только начинаем понимать суть этих концессий и еще много лет будем это ощущать своим кошельком».

                                      __________________

 

 Мы тогда имели преставление в цифрах, сколько чего и где в каком состоянии. Нам помогали региональные специалисты из муниципалитетов, ведомств. Институты тогда посчитали, что ежегодно переход в стадию ветхого и аварийного жилья составляет в пределах 20-25 миллионов квадратных метров. От этих цифр никуда не уйдешь. Правильно Хуснуллин ставит здесь задачу. Нужно понимать, где, когда и сколько жилья перейдет в статус аварийного. Не просто для галочки, а для понимания, где какое жилье и инфраструктуру нужно строить, и планировать строительство на годы вперед. Сейчас статистика в этом вопросе не просто не точна, ею в некоторых регионах просто не занимаются. Разве с такими подходами мы решим проблему аварийного жилья? Конечно, нет.

                                    __________________

Николай Кошман: «Принятый в прошлом году новый закон по проектному финансированию строительства жилья (эскроу-счета) не совершенен. Он не работает во всех регионах и работать в перспективе не будет. Деньги, которые дольщики вкладывают в строительство своего жилья, работают на банк и его благосостояние и не работают на отрасль в целом».

                                     ___________________

 

 Состояние котельных, что относится к ЖКХ, не удалось кардинально улучшить в целом по стране даже с помощью концессий, оставшихся нам от известного всем Чибиса. Мы еще только начинаем понимать суть этих концессий и еще много лет будем это ощущать своим кошельком.

– Марат Хуснуллин обозначил вопрос решения проблем обманутых дольщиков и высокого уровня сдачи жилья?

– Принятый в прошлом году новый закон по проектному финансированию строительства жилья (эскроу-счета) не совершенен. Он не работает во всех регионах и работать в перспективе не будет. Деньги, которые дольщики вкладывают в строительство своего жилья, работают на банк и его благосостояние и не работают на отрасль в целом. Закон в нынешнем виде не решит проблему жилья в стране. Я думаю, что впереди нас ожидают случаи исчезновения этих банковских денег. По крайней мере, этого исключать нельзя.

                               ___________________

Николай Кошман: «Сегодня в России нет строительства социального жилья, а то, что предлагается программой ДОМ.РФ, не работает и работать не будет».

                                   ____________________

Не будем рассказывать кредитную схему финансирования такого строительства, она всем теперь известна, а рассмотрим вопрос глобальнее. Сегодня все строители где хотят строить? В Москве, Подмосковье, Питере, Свердловске, Казани, Краснодаре и других крупных городах. А что делать в других регионах, ведь Россия не заканчивается в этих регионах. Но мы можем отрегулировать этот вопрос так, например. Застройщик планирует построить 200 тысяч квадратных метров жилья, но при этом к ним он должен построить 40 тысяч социального, действительно доступного жилья, получив землю под социалку на очень льготных условиях. Если застройщик не хочет, то будь добр, уходи. Я думаю, что надо в принципе изменить наш подход к этой проблеме.

Таким образом, вы считаете, можно развить рынок социального жилья?

– Конечно. Ведь то, что ДОМ.РФ уже много лет пытается развивать тему наемного и дешевого жилья, а у него ничего не получается, лишнее тому подтверждение. Сегодня в России нет строительства социального жилья, а то, что предлагается программой ДОМ.РФ, не работает и работать не будет. Почему? Потому, что дешевое жилье нужно многодетным семьям, детям-сиротам, для которых ежегодно нужно 100 тысяч квартир, инвалидам и другим категориям граждан. Это то социальное, которое мы должны дать.

Хочу добавить к сказанному – мы должны понимать, как стратегически планировать развитие регионов. Возьмем, например, горд Псков, где население 633 тысячи. Из них работоспособные составляют – 327 тысяч. Кто сюда входит? Не только те, кто работает, а еще учится в высшем учебном заведении и так далее. С работой проблема, как и во многих городах. Некоторые жители уезжают и находят работу, а большинство никуда не едут и работу могут не найти или потерять. Программа развития региона должна быть целевой или президентской. Я думаю, что лучше президентской. Если в этом регионе инвестор строит, например, завод по переработке льна, значит там надо строить и социальное жилье с инфраструктурой, школой, церквушкой, киномонтажом и др. Жилье надо делать не так, как в деревне, вода в колодце, туалет на улице и все остальное, а жилье должно быть с холодной и горячей водой, с канализацией, чтобы оно ничем не отличалось от города. Не Плес строить в Ивановской области нужно, а строить мини-городки, которые могли бы привлечь людей и дать им возможность спокойно работать.

– Как вы оцениваете работу Минстроя по теме индивидуального жилищного строительства?

– Ее очень сложно оценить, так как ее не видно. На мой взгляд, работа идет по остаточному принципу. Я вам другое скажу. Министр Якушев в самом начале своей деятельности сказал, что нашим компаниям невыгодно строить дешевое жилье, мы должны строить только дорогое. А совсем недавно, 24 декабря прошлого года, в РИА «Россия сегодня» выступая перед журналистами с отчетом о проделанной работе он вообще не упомянул об ИЖС. После вопроса журналиста – почему он ничего не сказал об этом, министр ответил, что он просто забыл сказать о малоэтажном строительстве. Это весь ответ. За эти вещи надо менять караул в Минстрое.

– То есть нужно в корне перестраивать работу Министерства для развития индивидуального жилищного строительства?

– Конечно, именно в корне.

Беседовал Александр Гусев

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Ценообразование в строительстве: дать рынку адекватный ресурсный метод

Николай Кошман: некомпетентность чиновников способствует принятию абсурдных решений и много лет не может решить кадровую проблему

Минстрой возвращает на стройку институт главных инженеров проекта и размораживает цены.

Стратегия развития строительной отрасли, как способ выбраться из текучки

Две беды Минстроя: с одной ведомство встречается регулярно, со второй встречаться не хочет и не знает, что с ней делать.

Ценообразование в строительстве: почему бизнес не принимает ФГИС ЦС

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Николай Кошман (Президент АСР): новому руководству Минстроя придется разгребать старые завалы и вернуть стройиндустрию…

Николай Кошман: Промышленностью строительных материалов никто толком не занимается


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Где-то в России
Наверх