Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Была градостроительная политика, теперь градостроительная хартия. Что поменялось?
Как преодолеть кризис системы градостроительного регулирования? Этот вопрос стоит не первый год, принимаются разные решения, но коренного сдвига что-то не наблюдается. Есть ощущение, что мы застряли в какой-то точке и не можем с нее сдвинуться. Между тем, население страны предъявляет все больше требований к качеству среды, в которой оно обитает, а это уже напрямую влияет на экономические и финансовые показатели застройщиков. И вот на этот вызов решено дать достойный ответ, подготовлен проект Национальной градостроительной хартии. Она содержит принципы новой градостроительной политики, направленной на преодоление существующего хаоса в этой сфере и достижение пространственного порядка, соответствующего уровню развитой страны XXI века. Вот только поможет ли этот документ переломить ситуацию?
Хуже, чем в послевоенной Германии
Для России жилищный вопрос, градостроительная среда, как минимум последние 100 лет является настоящим проклятием. Сменяются эпохи, политические режимы и властители, а проблема, хотя приобретает другие конфигурации, никуда не уходит. Страна все так же отстает от передовых государств в создании благоприятной и комфортной среды обитания. В России большое число людей проживают в некомфортном или аварийном жилье, а если даже и в современной квартире, то нередко в условиях крайне ограниченного пространства.
Одна из основных причин нынешней ситуации – бедность населения, большое число людей не может приобретать достойное жилье. В США на годовую зарплату можно купить 43 кв. м., в России – 12 кв. м. Причем, это в среднем по стране с учетом богатой Москвы. В большинстве регионов эта цифра куда как меньше.
Проблема не только в бедности, но и в устройстве самого рынка. Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев приводит такой пример: свыше половины средств от уплаты гражданами взносов по погашению ипотечных кредитов достается государству и банкам, а непосредственно строителям – всего одна треть. Такое удивительное распределение сильно влияет на рост себестоимости жилья.
Но самое поразительное даже не это, а то, как реализуется у нас жилищная политика. В стране с небогатым населением практически не развиваются два сектора, которые больше всего ей необходимы – арендное и социальное жилье. Это создает для многих людей практически безнадежную ситуацию по улучшению своих жилищных условий.
Пока ситуация выглядит безнадежной. Сегодня Россия строит на одного своего жителя в год чуть больше 0,5 кв. м. жилой площади. Задумываемся над таким поразительным фактом – в ФРГ после войны сдавалось по 2 кв. м. на одного немца. Даже согласно национальному проекту, который изначально был утопическим, а теперь де-факто отменен, предполагалось сдавать 120 кв. м., то есть, меньше 1 кв. м. на человека. А потому вопрос, как сделать так, чтобы жители России жили в хороших жилищных условиях, остается открытым.
Многое меняется, но еще большее остается прежним
Было бы неверно утверждать, что ничего не меняется. Сегодняшнюю градостроительную практику нельзя сравнивать с советской. Тогда градостроительство и строительство жилья едва ли не целиком существовали в параллельной реальности. Отсюда эти бесчисленные спальные районы, лишенные примет городской застройки. Ведь не дома создают города, его формирует градостроительная среда.
Но именно с ней у нас тоже дела обстоят неважно. По признанию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимира Якушева, наша конституция градостроительства – градостроительный кодекс очень громоздкий, тяжелый для понимания, испещренный бесчисленными поправками. А он должен быть таким, чтобы любой гражданин мог бы понять его содержание и применить для своих нужд.
Люди должны чувствовать себя комфортно в той среде, к которой они обитают. Именно достижению этой цели должна быть подчинена градостроительная политика, подчеркивает министр. А для этого предстоит переработать и создать заново большой объем нормативной документации. Без нее строительство невозможно, оно превращается в броуновское движение, когда никто не может быть ни в чем до конца уверен.
Это тем более необходимо, что, по словам руководителя ведомства, в отличие еще от совсем недавних времен, люди покупают не жилье, а комфортную городскую среду. Для них она становится едва ли не решающим аргументов при выборе квартиры или дома.
Города не для всех
Заместитель генерального директора института «Гипрогор», профессор МААМ Максим Перов считает современную градостроительную политику очень неоднозначной. В городах практикуется уплотненная застройка, зачастую устаревшими сериями домов. В итоге о комфортной городской среде остается только мечтать. Такое становится возможным в силу того, что в градостроительном кодексе отсутствует понятие общего блага, вот оно и реализуется в основном только для одной стороны – девелоперов и застройщиков. В отличие от Европы, где давно научились соблюдать баланс интересов всех участников застройки.
А раз нет спроса на качественную городскую среду, то это приводит к печальным последствиям. В стране свыше 9 тысяч различных проектных организаций, но по оценке Максима Перова, лишь не больше десяти из них способны выполнить градостроительный проект на высоком уровне.
Тот подход к формированию городской среды, который практиковался последние 20 лет, исчерпал себя, считает вице-президент Международной академии архитектуры президент Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ), народный архитектор РФ Андрей Боков. Это даже замечают иностранцы. Когда они видят, как у нас строят, то говорят, что у вас нет градостроительной дисциплины, отсутствует внятное пространственное развитие территорий. Если перевести эти слова с дипломатического на простой язык, то они считают, что мы уродуем страну.
По мнению Андрея Бокова, такой подход во многом связан с тем, что у нас нет видения будущего. Это хорошо заметно и по градостроительному кодексу, который своими бесконечными поправками разносит всю систему регулирования градостроительства.
Более того, он давно не соответствует реалиям жизни. У нас из 85 млн кв. м. сдаваемого жилья, почти половина приходится на индивидуальное строительство. Это свидетельство того, что люди хотят жить по-другому, не в безликих пчелиных ульях, а на своей земле, в своем доме. Но возведение ИЖС во многом остается полукустарным занятием, хотя есть все возможности для внедрения индустриальных технологий и тем самым сокращения сроков и стоимости строительного процесса.
Сегодня во всем мире строительство все больше напоминает сборку автомобилей, которая происходит на автоматизированных линиях. Мы же преимущественно строим по старинке. Для России ежегодное возведение 85 млн кв. м очень мало, можно строить намного больше и дешевле, если использовать современные технологии, уверен Андрей Боков.
Города в период перемен
Изменение подходов к градостроительству важно не только с точки зрения появления комфортной городской среды, но и с точки зрения экономического развития страны. Сегодня мир вступил в очередную промышленную революцию, которая кардинально меняет как технологические и экономические процессы, так и привычные условия нашей бытовой жизни. Не учитывать эти перемены в строительстве городов – значит обрекать всех нас на отсталость.
Прежде всего, меняется конфигурация хозяйственной деятельности в городах. Крупные производства переселяются в пригороды или еще дальше, а в городские кварталы «заселяется» новая городская сервисная экономика. А для нее требуется в значительной степени иная урбанистическая среда.
Именно эта экономика и подстроившаяся под нее городская экосистема становятся главным конкурентным преимуществом городов. Те из них, кто вырываются по этим направлениям вперед, притягивают к себе специалистов. А у них свои представления о том, какой должна быть городская среда. Если ее нет, они просто туда не поедут. Благо сегодня перед ними открыт весь мир и есть из чего выбрать.
Если российские города не станут создавать для таких специалистов соответствующие условия, они окажутся в проигрыше, говорит эксперт постоянной Комиссии СПЧ по науке и образованию Евгений Кузнецов. В них должно быть пространство для «гаражной» экономики, то есть условия, когда можно быстро и дешево создавать новые предприятия, в первую очередь в инновационной сфере.
Сегодня территории становятся все менее обособленными, они немыслимы без скоростных и удобных транспортных путей. В Китае в русле Жемчужной реки возникла агломерация чуть не со 100 миллионным населением. Возможно, это не самое оптимальное градостроительное образование, но тенденция на укрупнение налицо.
Посмотреть в будущее и остаться в прошлом?
Градостроители и архитекторы не могут не откликаться на существующие вызовы, и они это делают, как могут. Так, подготовлен проект Национальной градостроительной хартии. Его авторы попытались заложить в документ основные принципы новой градостроительной политики.
О чем идет речь? Основной принцип документа можно выразить следующими словами: переход от догоняющих действий к пространственному развитию территорий и городов на основе виденья будущего. Для реализации этого тезиса предлагается перейти к поселениям, в которых раскрывается человеческий капитал, создаются условия для развития бизнеса, ставится акцент на всемерное улучшение экологии. Речь идет о появлении предпринимательской модели, способствующей всемерной самореализации жителей.
Другой важный аспект хартии – переход от доминирования в городах крупных застройщиков к балансу интересов между строителями и жителями, от главенствования принципа «больше квадратных метров» к сбалансированной градостроительной политике с целью появления комфортной городской среды. От насаждения спальных районов к формированию разнообразных кластеров жилой застройки для разных поколений и социальных групп.
Разумеется, этими положениями хартия далеко не исчерпывается. Но вопрос в другом: каким образом побудить девелоперов и застройщиков соблюдать эти принципы? Особенно этот вопрос становится актуальным в связи с втягиванием страны в экономический кризис, когда на первый план выходит задача максимальной экономии средств, достижение финансовых показателей. Почему-то, когда ситуация в экономике была лучше, такой документ не появился. Между тем, в тот момент у него шансов на успех было гораздо больше.
Как заявляют инициаторы появления хартии, они не претендуют на то, что ее вариант окончательный. Они готовы на продолжение работы над ним со строительным сообществом. Это уже хорошо, с чего-то же надо начинать менять отечественное градостроительство. Вот только есть большие сомнения, что это случится уже в ближайшем будущем. Боюсь, мы еще долго будем двигаться по прежней траектории…
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"