Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Индустрия туризма: новая реальность наступила, новая экономическая политика – нет » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +12 °C.

Архив публикаций
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
03 сен 03:00Власть

Индустрия туризма: новая реальность наступила, новая экономическая политика – нет

Автор: Владимир Гурвич

 

В таких сложных условиях как сегодня многие отрасли без поддержки государства не смогут очень долго выйти из кризиса.

Страна постепенно выходит из затяжной экономической паузы, вызванной пандемией, и смотрит на то, что происходит в разных сферах экономики. Это в полной мере относится и к туристической индустрии, которая за это время понесла большие потери. Анализ того, что произошло в ней за этот период, крайне важен, так как туризм по праву можно назвать синтетической отраслью. Она напрямую затрагивает и влияет на процессы, которые происходят в сервисном секторе, транспорте, строительстве, и от того, как станет развиваться, выходить из глубокого кризиса, будет в немалой степени зависеть ситуация в смежных индустриях.

Удар в самое сердце

Не будет преувеличением, если скажем, что пандемия нанесла туристическому сектору в самом широком понимании этого термина сокрушительный удар. Например, уже в марте, когда все только начиналось, убытки составили 25 млрд рублей, а в апреле-мае произошел самый настоящий разгром отрасли.

Председатель Союза туризма и гостеприимства, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров отмечает, что таких потерь эта индустрия еще не несла. Сегодня есть регионы, в которых значительная часть гостиниц, ресторанов и других заведений этого сектора еще не открылись и откроются ли – неизвестно.

Самое тяжелое в данной ситуации даже не то, что у потребителей услуг туристической, отрасли ресторанов, сектора гостеприимства сократилось количество денег; произошли важные психологические сдвиги. Под влиянием страха перед вирусом, из-за опасения второй волны эпидемии люди отказываются от путешествий, посещений заведений общепита, отменяют ранее планируемые поездки.

На это накладывается другой фактор – обозначился дефицит кадров в отрасли. Раньше он покрывался в значительной степени за счет мигрантов, теперь же многие из них вернулись домой и возвращаться в Россию пока не желают. А ведь в их обучение были вложены немалые средства. Теперь нужно набирать новый персонал и вновь его обучать. А за счет чего, если нет доходов?

Новая реальность оказалась для многих просто удручающей. Игорь Бухаров приводит такой пример: до 30% компаний, которые поставляли в рестораны и кафе продукты, не возобновили работу. Разрушились налаженные годами связи, которые позволяли общепиту получать отсрочку платежей. Сейчас эта практика сходит на нет.

Перспективы для туристической индустрии выглядят печальными. Опросы показывают: только 40% клиентов сектора готовы вести прежний образ жизни, как до пандемии. Очень многие предприятия не могут по расходам и доходам выйти даже в ноль. А ведь есть еще прежние и новые долги.

НЭП для туризма

Без помощи государства рынку не выжить, но ее почти нет. Несмотря на определенную риторику с его стороны, оно уделяет этой отрасли минимум внимания. Между тем, проблем за предыдущие годы здесь накопилось немало. Нужна новая экономическая политика для этого сектора. Как считает председатель Союза туризма и гостеприимства Наталья Изюмова, до сих пор на рынке нет четких правил игры, и ситуация с пандемией это показала наглядно.

Но эти ясные правила могут так и не появиться, если продолжится чехарда с регулятором; ведь только за последние полтора года отрасль дважды меняла федерального куратора, и каждый по сути дела начинал изучать и регулировать ее сначала. Это пагубно сказывается на общей ситуации. Так, нормальная гостиница строится долго, проходит массу согласований, и пока длится этот процесс, меняются инстанции и чиновники, от которых зависит судьба проекта, всегда есть опасение, что изменятся требования и его так и не согласуют.

В 2019 году была принята Стратегия развития туристической отрасли до 2035 года. Времени прошло совсем мало, а этот документ де-факто отправлен в «отставку», так как очередное чиновничье творчество оказалось не востребованным. В нем превалировали декларации, а не реальные экономические обоснования или, говоря по-другому, сочинение писалось по принципу – за все хорошее против всего плохого. Но экономика так не работает, она нуждается в точном прогнозировании, в детальных расчетах.

Сейчас, по слухам, собираются или уже начали разрабатывать Национальный проект по туризму. По словам Натальи Изюмовой, пока с бизнесом никто из возможных разработчиков в контакт не входил. Но если новый документ будет писаться келейно, его скорее всего постигнет участь предыдущего. Между тем, настало время выработки общих подходов к развитию индустрии как со стороны государства, так и предпринимательского сообщества. Иначе вся эта работа уйдет в отвалы.

Туризм не в нашу пользу

По мнению руководителя аналитического центра Союза туризма и гостеприимства Романа Еремяна, кризис заставляет посмотреть на общую ситуацию в индустрии с других позиций. Положение и раньше было печальным, теперь же оно близко к катастрофическому.

Экономическая ситуация в отрасли всегда была плохой, она имела огромное отрицательное сальдо. Если к нам приезжали туристы на 10 млрд долларов, то наши люди вывозили за границу 45 млрд долларов. Итоговый баланс был в 35 млрд долларов не в нашу пользу. В немалой степени вина за такие показатели лежит на государстве; для наших граждан выезд в большинство стран прост и недорог, а вот чтобы посетить Россию, нужно долго ждать визу, к тому же она отнюдь недешевая. К этому следует прибавить, что до 66 млн наших сограждан не в состоянии путешествовать в силу их маленьких доходов.

В России создавать туристическую инфраструктуру долго, трудно и дорого. В ОАЭ при строительстве гостиницы НДС равен нулю, у нас же уплачивается по полной программе. В итоге эти деньги пополняют кошелек государства, хотя их можно было бы расходовать на возведение туристических объектов, которых и без того не хватает. При этом для казны эти суммы ничтожны (в 2019 году всего 18 млрд рублей), а вот для отрасли – это солидные деньги.

Сегодня инвестиции идут в ТЭК, в другие отрасли, где можно генерировать доходы в валюте. В туристической отрасли они преимущественно в рублях, а потому привлекательность ее для инвесторов невысокая, учитывая постоянное обесценение национальной валюты.

«Черные дыры» туристической индустрии

Беда государственной политики в этой сфере на всех уровнях в том, что она не основана на реальных экономических моделях. Как отмечает руководитель управления проектами в субъектах РФ Союза туризма и гостеприимства Ксения Звонковская, в большинстве регионов при планировании развития этого сектора не используются аналитические данные, не делаются точные прогнозы, они зачастую заменяются некими хотелками. Между тем, для управления туристическими потоками нужно использовать методы цифровой экономики. На самом деле, информации очень много, вот только систематизируется и анализируется она плохо.

Эпидемия, конечно, сильно подкосила рынок, но она же помогла проявить его «черные дыры». Сейчас они видны особенно ясно; требуются совместные усилия бизнеса и государства для выработки мер по их устранению.

Эти «черные дыры» можно перечислять долго. У нас большая диспропорция номерного фонда. Так, из 280 тысяч номеров в Крыму и в Краснодарском крае только 7 тысяч относятся к пятизвездочным гостиницам. То есть перекос в ориентации на туристов с низкими доходами. Но в этом случае стоит ли ждать большого наплыва гостей из-за рубежа?

У нас очень дорогой входной билет для строительства гостиниц, в среднем где-то 1,5 млрд долларов. Это отрезает от рынка многих инвесторов. При этом высокая стоимость рабочей силы при низком ее качестве. К тому же после отъезда значительной части тех, кто работал в индустрии, ее не хватает. А туризм как бизнес во многом завязан на квалифицированном персонале; собрать же его и трудно, и дорого. Подрывает отрасль налогообложение, в структуре затрат гостиницы на налоги уходит до 60% доходов.

Государство, особенно в последнее время, заговорило о развитии внутреннего туризма. Вот только реалии никак не способствует этим целям. В России очень высокая стоимость перевозок внутри страны. И не удивительно, учитывая, что они обкладываются НДС. Во многих других странах его нет. У нас цена авиационного керосина на 40% дороже, чем в Европе, хотя именно Россия поставляет туда топливо. Такая экономика ведет к тому, что даже у главного авиаперевозчика страны Аэрофлота отрицательный денежный поток. Какое уж тут развитие перевозок.

Мало что изменится в этой сфере, пока государство не поймет простой вещи: туризм, индустрия гостеприимства – это бизнес, который работает на основе экономических моделей. Пока же эта мысль с трудом доходит до голов чиновников, отвечающих за состояние этого сектора. Не случайно Министерство экономического развития отклоняет едва ли не все предложения и проекты Ростуризма по причине отсутствия в них экономического обоснования.

Туристическая отрасль могла бы стать одним из локомотивов, который бы вывез отечественную экономику из состояния кризиса. Но пока государство отделывается преимущественно декларациями, а некоторые меры поддержки по существу ничего не меняют. Такая ситуация вряд ли может удивить, мы же хорошо знаем, какие сегодня у власти приоритеты.

Владимир Гурвич

Фото: ИА Строительство

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Была градостроительная политика, теперь градостроительная хартия. Что поменялось?

Российская экономика: плывет как Титаник и ждет своего айсберга?

Ценообразование в строительстве: дать рынку адекватный ресурсный метод

Попытки власти завести машину экономики заведомо провальны?

Большая боль России – малые города: что их спасет от запустения?

Промышленная бедность и повышение производительности труда: как соединить реальное с виртуальным. Мнения экспертов.

Цифра в экономике: чиновники настаивают, бизнес не понимает

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: о реновации, рыночных отношениях и градпланировании




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
По уровню все в порядке
Наверх