Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Жилищно-коммунальное НЕ хозяйство: кто в ответе и на своем ли месте Андрей Чибис » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +2 °C.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
10 дек 07:00ЖКХ

Жилищно-коммунальное НЕ хозяйство: кто в ответе и на своем ли месте Андрей Чибис

Это заключительная часть нашего расследования по теме ЖКХ. С первой частью вы можете ознакомиться здесь  http://iastr.ru/zhkh/3024-zhilischno-kommunalnoe-ne-hozyaystvo-pravitelstvo-ne-hochet-fondam-ne-pod-silu-kto-budet-rashlebyvat-nashe-zhkh-chast-1-ya.html

В этой части нашего расследования мы обратились к мировому опыту решения проблем в ЖКХ. Рассказываем о том, какие профессионалы в других странах возглавляют отраслевые ведомства, стоимости услуг и при каких условиях сегодня наше «НЕ хозяйство» будет рентабельным.

Почему «Чистая вода» - это зеркало ЖКХ

      Да потому, что услуги в этой отрасли (а это именно самая емкая составляющая и востребованная отрасль нашего всероссийского хозяйства) в основном связаны с строительством (реконструкцией) инженерных сетей. Чистую воду в кране дома невозможно получить без строительства новых качественных водопроводов, как и водоотводов, а потому качество услуг ЖКХ всегда начинают оценивать с состояния воды в кране, а затем все остальное. Водой и водоотведением мы пользуемся каждый день, а теплом и др. услугами сезонно.

     Как это решается в других странах. Далеко ходить не будем. Германия 1992-1994 гг. После объединения ГДР и ФРГ власти Берлина начали реконструкцию ЖКХ с замены инженерных и телекоммуникационных сетей. Кто был там в это время – хорошо должны помнить, как Восточная часть Берлина (бывшая столица ГДР) была буквально изрыта траншеями, где меняли сразу все трубы – холодной воды, тепловые трассы и водоотведение. Меняли старые металлические трубы на чугунные и пластиковые, причем некоторый пластик, как временный, был прозрачным для контроля воды.    Затем эта программа переместилась в другие земли восточной Германии. Причем это были не частные инвестиции, а государственная программа – доведение норм ЖКХ в восточной части Германии до уровня западной ее части и на все это выделялись государством 600 млрд., тогда еще западногерманских марок (в долларах по тогдашнему курсу составляло 353 млрд., 1$ = 1.7 марки).  Сейчас, более чем через 25 лет увидеть картину аварии на водопроводе (теплотрассе) в Германии – редкое явление. Называлась эта федеральная программа так: «Развитие инфраструктуры восточных земель».

   У нас такие положительные, единичные примеры тоже есть. Далеко ходить не надо. В 2012 году новый мэр Москвы Сергей Собянин принял решение за счет бюджета города построить очистные сооружения с использованием на то время самых современных технологий. Стоимость реконструкции одного такого сооружения обошлось городу около 13 млрд. рублей.

Так выглядел один из участков станции московского региона до реконструкции. На запахи от станций было много жалоб от населения. На снимке ниже – после реконструкции жалоб на неприятные запахи нет.

А на снимке ниже видно – каков объем строительства только одного участка станции, фото 2013 года.

    Но есть и отрицательный пример такой реконструкции частным бизнесом, а точнее компанией Мортон  в 2013-2014 гг. Возглавлявший тогда компанию Александр Ручьев,  выступая в подмосковных Люберцах (именно там его компания строила водоочистную станцию) на совещании по теме ЖКХ сетовал на дорогие кредиты, отсутствие какой-либо помощи от правительства Подмосковья и в перспективе не выгодные для бизнеса подобные проекты.

Извечный вопрос: кто виноват?

       На СССР валить все беды можно, но его уже давно нет и не будет. Но надо признать тот неоспоримый факт, что все эти десятилетия, уже новой России, наше ЖКХ существовало (слово работало здесь нам кажется не уместно – прим. редакции) за счет построенного еще в те годы. Местные власти в России только латали дырки в этой системе и по-серьезному этой проблемой, а считай отраслью не занималась.  Исключением из правил были большие города, например, Москва, о чем мы уже писали. Построенные в те, теперь уже далекие годы водоочистные станции и трубопроводы устарели физически и технологически. За двадцать пять лет существования ответственное за ЖКХ ведомство четыре раза меняло свое название (министерство – госкомитет – федеральное агентство – вновь министерство), но никаких конкретных программ по модернизации этого хозяйства не предлагало.   Там сменилось за это время десять его руководителей (сейчас – одиннадцатый). Один из них (Игорь Коган) руководил ведомством всего шесть месяцев.

    В середине нулевых годов на проблемы ЖКХ стали обращать понемногу внимание, и в 2007 году Указом Президента была организована «Государственная корпорация – фонд содействия реформированию ЖКХ», которую возглавил опытнейший чиновник Сергей Степашин. Кардинально возглавляемая им организация повлиять на ЖКХ не могла и сейчас не может – у неё нет на это достаточных средств и полномочий, хотя ряд серьезных проблем Фонд решил, например -  содействовал в решении всероссийской проблемы в замене лифтов в жилых домах в прошлые годы.

    Уже в десятых годах появились и общественные организации, например НП «ЖКХ контроль», которую возглавляет Светлана Развортнева, и другие некоммерческие организации, призванные Минстроем в качестве экспертов помогать ведомству в решении проблем отрасли.    Всерьез о проблемах в ЖКХ заговорили с 2013 года, когда вновь вернулись к созданию министерства. В 2015 году в Рязани провели первое всероссийское совещание по этой теме с участием тогдашних руководителей Минстроя (министр М. Мень и его зам. по ЖКХ  А. Чибис). Руководил совещанием вице-премьер Дмитрий Козак, отвечавший тогда в правительстве за блок строительства и ЖКХ. Итог совещания озвучил вице-премьер: «Без частных инвестиций проблему ЖКХ в России не решить. У государства нет на это денег».

          Иными словами, государство решило, что пришло время строить новые станции водоочистки и водопроводы, решать проблему роста тарифов, готовить кадры, что-то делать с УК и многое другое, а главное найти деньги.

    Нашли деньги в ГЧП (государственно-частное партнерство при составлении концессионного соглашения), но не столько, сколько хотели, а значительно меньше. Вот что по этому поводу сказал нам член рабочей группы центрального штаба ОНФ Максим Соловьянов:


     «На одном из селекторных совещаний в Минстрое в этом году (2018), где Андрей Владимирович Чибис заявил, что мониторинг Минстроя совместно с ФАС выявил, что инвестиционные обязательства исполнены не менее, чем на 85%.  Была также озвучена цифра концессий за четыре года – 250 млрд руб. И это не прямые исполненные инвестиции, а обязательства. Однако я помню, что в 2013 году, когда этот процесс лишь начинался, было обещано 500 млрд руб. инвестиций в год. Помимо этого, Минстрой неоднократно обещал предоставить конкретные данные по каждому концессионному соглашению об исполнении инвестиционных обязательств и о достижении целевых показателей. Но этого не было сделано».


 Интервью с ним читайте здесь  http://iastr.ru/zhkh/931-lobbi-v-zhkh-skolko-volka-ne-kormi-emu-vse-bolshe-v-zhkh-hochetsya.html

       С концессиями (ГЧП) не получилось в том объеме, что хотели, хотя Минстрой инициировал в спешном порядке изменения и дополнения в соответствующие законы с одной целью – заманить в ЖКХ инвестора, что называется по полной и надолго.

        30 марта этого года на заседании Президиума Общественного совета при Минстрое, который возглавляет все тот же С. Степашин, директор фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева публично заявила тогдашнему министру М. Меню о том, что Минстрой практически не прислушивается к мнению своих же экспертов.

   Вот что сказала нам о работе Минстроя в прошлые годы по проблемам ЖКХ Светлана Разворотнева:


«В последние годы в этой сфере ничего не происходило. Только в 2016 году из денег ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» субсидировалась процентная ставка. На этих условиях очень мало проектов делалось в сфере модернизации. Потом совместными усилиями добились того, что началось софинансирование из «Фонда проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры». Регионы просто выстроились в очередь. Там началась активная работа, но продолжалась она ровно один год. После этого Минстрой эти деньги заморозил и предложил опять вернуться к субсидированию процентной ставки. Сегодня ситуация складывается такая, что деньги фонда фактически лежат мертвым грузом, потому что заявок от регионов нет».


Интервью с ней читайте здесь http://iastr.ru/zhkh/2902-samaya-nedofinansirovannaya-i-samaya-vostrebovannaya-otrasl-v-rossii-mnenie-eksperta.html

Картина маслом, как говорил, один известный киногерой. С какой стороны не крути – все Минстрой получается.

 Три беды Минстроя

       Новому руководителю министерства достались эти беды по наследству. Первая беда – обманутые дольщики, вторая – ценообразование. С первой бедой министерство встречается регулярно, со второй пока не очень хочет (открытое письмо министру по этому поводу смотрите здесь   http://iastr.ru/vlast/2685-otkrytoe-pismo-ministru-vladimiru-yakushevu-o-rabote-fgis-cs.html.

       Но есть и третья беда, о которой ведомство пока не говорит, как о беде – это ЖКХ.  Новый руководитель ведомства пока, надо полагать, еще не погрузился до конца в эту проблему (первые две беды не дают покоя + нацпроекты и много еще чего). Министр неоднократно говорил, что пока сам не изучит проблему – говорить о ней не будет.

      Совсем недавно, вице-премьер Виталий Мутко, курирующий строительство и ЖКХ, в общении с журналистами заявил, что ведомству не хватает некоторых  полномочий для осуществления всех возложенных на него задач. Справедливости ради нужно сказать, что в штате министерства всего чуть более трехсот сотрудников, а в других министерствах 450 и обязанностей у ведомства все прибавляется. Но профессионалы отрасли, такие как Президент Ассоциации строителей  России Николай Кошман неоднократно говорили, что ведомству давно не хватает профессионалов и более того, один из тех, кого Н. Кошман считает непрофессионалом - есть Андрей Чибис, заместитель министра по ЖКХ.

        А что же само министерство по этому поводу?  Эксперты склоняются к тому, что серьезные специалисты, знающие отрасль не понаслышке, в ведомстве работать не хотят. Причин тут несколько: низкие зарплаты ведомства, свободного графика работы нет, обязательные декларации, публичность, и прочие ограничения, связанные со статусом госслужащего.

      В отношении Андрея Чибиса многие отмечают: говорит красиво, но не всегда слова совпадают с делом. Он часто бывает на предприятиях, которые работают на отрасль, и обещает им помощь……. Назначение его на должность Главного жилищного инспектора также не усилило его авторитет в отрасли. Вот что сказал по поводу этого назначения Николай Кошман: «Не должен один чиновник быть в двух должностях, в которых явно прослеживается конфликт интересов. Главный жилищный инспектор должен быть абсолютно независим от Минстроя. Иначе как инспектировать ЖКХ».

        Реального инспектирования, которое привело бы к значительному улучшению ситуации в ЖКХ, нет. С управляющими компаниями проблемы остаются, рост тарифов продолжается, конкуренции в этой сфере тоже нет, а было обещано. Этот список можно продолжать, и замена А. Чибиса на другого может ничего не изменить. Новый заместитель будет также говорить то, что разрешено. А что разрешено? Да то, на что Правительство РФ может отпустить деньги, которых катастрофически не хватает. А потому Правительство и, соответственно, Минстрой не хотят этим вопросом кардинально заниматься. И, как следствие, ведомству и нужен такой человек, как Андрей Чибис, умеющий маневрировать в соответствии с ситуацией в сфере ЖКХ.

     Для справки – руководители подобных государственных ведомств в странах: Германии, Финляндии, Эстонии и США возглавляют не строители и специалисты по ЖКХ. Например, в США – это в прошлом нейрохирург с мировым именем, в Финляндии – экономист, в Германии – эколог.

  Цена вопроса

       На весь нацпроект «Чистая вода», в соответствии с его паспортом, выделяется сроком на шесть лет 404 млрд. рублей ($6,121 млрд.). Много это или мало. Если учесть стоимость одной большой (например, как в Москве или Подмосковье – в Люберцах) очистительной станции в 11-13 млрд. рублей (по ценам 2013 года – время строительства этих станций), а станции меньшего размера – условно в два раза меньше - 5-6 млрд. рублей, то с учетом повышения цен примерно на 40% будем иметь сегодня стоимость на одну большую станцию – 16,8 млрд. руб., малую – 7,7 млрд. руб. В среднем одна станция обойдется бюджету в 12,25 млрд. рублей. Получается, что мы можем построить на выделенные деньги 32 станции за пять лет, а у нас 85 регионов и в каждом не одна станция. Но здесь не учтена стоимость прокладки трубопроводов, их нужно заменить, со слов замминистра А. Чибиса, аж 510 тыс. километров!!!

        В условиях ограниченного финансирования вопрос грамотного и эффективного распределения средств в рамках программы «Чистая вода», в конечном итоге, означает, будет ли от нее какой-то эффект, и удастся ли достичь задекларированные Минстроем цели – «к 2024 году выйти на уровень обеспеченности чистой водой по населению в целом в субъектах федерации на показатель 90,9%, и повысить уровень качества воды для городского населения до 99%» (по словам советника главы Минстроя России Максима Егорова).

http://www.minstroyrf.ru/press/rabochaya-gruppa-proekta-chistaya-voda-aktualiziruet-i-razrabotaet-perspektivnye-tekhnologii-vodopod/

        Очевидно, что только средств программы «Чистая вода» на весь объем нуждающихся в реновации очистных сооружений и водопроводных сетей не хватит. Нужны иные источники финансирования. Те немногочисленные концессионеры, которые «пошли» в ЖКХ, и многие эксперты говорят о необходимости роста тарифов ЖКХ.

       Для примера из все той же Германии. Город Кобург (земля Бавария). Семья из 4-х человек арендует 4-х комнатную квартиру в 9-ти этажном панельном доме площадью в 80 кв. м. и оплачивает услуги ЖКХ (аренда, тепло, вода горячая и холодная, электроэнергия, аренда теплого гаража, аренда небольшого подвального помещения в 6 м. кв., капитальный и просто ремонт дома, в том числе и его фасадное утепление) и оплачивает за все это 420 евро при общем бюджете семьи в 3 тыс. евро, т. е. это около 15 % от бюджета семьи.

      В России же тарифы неуклонно растут с каждым годом, а ситуация в сфере водоснабжения и канализации только ухудшается год от года. Износ водопроводных сетей, который в различных регионах РФ составляет до 85 %, ведет к постоянному росту процента потерь воды в процессе ее транспортировки потребителю (от 23 % до 50 % от всего объема подаваемой воды в зависимости от региона). По самым скромным подсчетам в денежном эквиваленте в 2016 году утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения по России составили 42,6 млрд. рублей.

        Проблема обновления водонесущих коммуникаций должна получить статус государственно значимой задачи, иначе коллапс отрасли водоснабжения и водоотведения неизбежен. Но пока даже в рамках программы «Чистая вода» этот вопрос почему-то исключен. Много говорится и делается по поводу технологий водоподготовки, строительства очистных сооружений. Создана межведомственная рабочая группа по разработке и актуализации справочника перспективных технологий водоподготовки в рамках работы над федеральным проектом «Чистая вода». В число ее участников вошли профильные специалисты Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, научных организаций, общественных объединений и иных экспертных организаций. 

       Но даже неспециалисту понятно, что в процессе транспортировки по изношенным или построенным из сомнительного качества труб (проблемы контрафактных водопроводных труб коснемся далее) водопроводам даже хорошо очищенная вода подвергнется вторичному загрязнению и не будет соответствовать гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Ни о какой обеспеченности населения чистой питьевой водой в данном случае говорить не приходится.

Почему Минстрой упорно игнорирует эту, казалось бы, очевидную проблему и не включает в повестку «Чистой воды» вопрос о строительстве новых сетей водоснабжения и канализации? Вопрос –  пока без ответа…

 

 Что выбираем: качество или как всегда

 

Учитывая громадную протяженность (510 тыс. километров!) трубопроводов, нуждающихся в замене, и, соответственно, капиталоемкость этого проекта, выбор материалов и технологий, которые будут использованы при реновации, должен быть в фокусе государственных ведомств, курирующих ЖКХ. Но сегодня получается так, что производителям труб нужно госрегулирование в сфере строительства и реконструкции водонесущих коммуникаций, а Минстрою – почему-то нет…

Добросовестные производители труб заявляют о том, что отрасли остро необходимо госрегулирование и выработка единой технической политики, которая стандартизирует выбор и применение материалов и технологий, доказавших свое качество и эффективность. Ведь только при условии использования в процессе реновации качественных и долговечных материалов удастся приостановить износ трубопроводной сети и добиться положительной динамики в ее обновлении.

Огромным препятствием этому является засилье на трубном рынке контрафактных и фальсифицированных труб – до 40 % от всего объема. Такие трубы изготавливаются из сомнительного сырья и без соблюдения требований ГОСТов. Наиболее легко подделать трубы из полимерных материалов ввиду доступности организации их производства. К тому же, по данным самого же Минстроя РФ, в сегменте строительства и ЖКХ применяется порядка 15% стальных труб бывших в употреблении на нефте- и газопроводах под видом новой продукции.

Низкая цена контрафактных труб обеспечивает им высокий спрос. А существующая система добровольной сертификации труб позволяет выходить на тендер госзакупок даже с «картонными» трубами, ведь все необходимые сертификаты легко можно приобрести у многочисленных сертифицирующих организаций за несколько тысяч рублей без каких-либо проверок продукции и тем более производства.

Для подрядчиков, осуществляющих строительство трубопроводов, дешевизна труб является ключевым и решающим аргументом в их пользу при закупке. И они могут не знать о том, что приобрели фальсификат, ведь формально на трубы будут все необходимые подтверждающие документы.

В итоге получается, что год за годом грандиозный объем сомнительного качества трубной продукции с непонятными техническими характеристиками, с абсолютно непрогнозируемым сроком службы и высокой аварийностью активно укладывается в землю по всей стране. В итоге мы видим усугубляющийся рост аварий, водопотерь, как дорогостоящей питьевой воды, так и опасных загрязняющих промышленных и бытовых стоков.  

Во главу угла поставлен рыночный механизм. Никто не думает о качестве, надежности и долговечности труб.

       Пример из жизни. Глава города Котовск Тамбовской области Алексей Плахотников рассказал нам, что город заключил концессионный договор с некой компанией, которая, по условиям договора, в этом году меняет трубопроводные системы города. Трубы, которые они собираются менять, чугунные с отметкой изготовления 1918 года!!!  Что происходило у нас в стране в 1918 году, все знают. Но даже в то время – полной экономической разрухи, гражданской войны, голода и холода, отсутствия каких-либо госпрограмм – завод по производству чугунных труб работал, водопроводы строились. Сейчас же не такое время!

        Выходит, они прослужили ровно 100 лет.  Казалось бы, очевидно, что менять их лучше на аналогичные. Но, к слову сказать, трубы из серого чугуна сегодня уже никто не выпускает. Их актуальный аналог – трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ). Они используются в мире уже более 60 лет. В течение всего периода эксплуатации материал хорошо себя зарекомендовал. Как результат, потребление труб из ВЧШГ в мире составляет более 7 млн. т. в год и продолжает набирать темпы. Многие города и государства применяют трубопроводы из высокопрочного чугуна (Лондон – 80 %, Париж и Нью-Йорк – 85 %, Сингапур – 95 %, Токио – 97 %). Для сравнения, в Москве их около 3 000 км., что составляет около 25%  городских сетей.

        Вернемся в Котовск. Какой же трубой будет заменен чугун? Глава Котовска ответил: «Наверно на пластиковые, какие же еще». С большой долей вероятности можно предположить, что заменены они будут на пластиковые, причем самые дешевые – вероятнее всего фальсификат, низкая цена на который складывается за счет использования при изготовлении полимерного вторсырья, неквалифицированного персонала, «экономии» на налогах и пр.  Дай Бог, их хватит на срок концессионного соглашения, а больше и не надо, ведь срок гарантии подрядчика закончится, и объект окажется на балансе эксплуатирующей организации.

При давлении «рынка» и стратегии «хватило бы на два года» просто не выгодно тратить больше. А кому это должно быть выгодно? Выгодополучателей здесь два – государство, которое практически не вкладывает деньги в строительство новых и ремонт старых сетей, и мы с вами как конечные получатели чистой воды. Но государство упорно платить не хочет – у него нет на это денег и ищет тех, кто хоть какие-нибудь трубы проложит, пусть даже контрафактные. Вот что по этому поводу говорил, когда был директором федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Дмитрий Михеев:


       «Что касается обязательной сертификации, то многие крупные производители выступают за разработку рекомендаций по ее применению в отношении трубной продукции для систем водоснабжения и водоотведения ЖКХ. Но, по мнению специалистов, сертификат соответствия в обязательном порядке нужно оформлять на полиэтиленовые напорные и газопроводные трубы, которые, в отличие от труб ВЧШГ (их в России изготавливает один завод – ЛТК «Свободный Сокол» в г. Липецк), более подвержены возможной фальсификации и контрафакту».


Интервью с ним читайте здесь  http://iastr.ru/vlast/2762-standarty-i-normirovanie-v-stroitelstve-na-kakom-etape-my-nahodimsya.html   и здесь 

http://iastr.ru/eksperty/3010-ob-obyazatelnoy-sertifikacii-trubnoy-produkcii-dlya-sistem-vodosnabzheniya-i-vodootvedeniya-i-primenenii-chugunnyh-trub.html  

        К мнению этого авторитетного специалиста стоит прислушаться. Если различить пластик от чугуна достаточно просто, то фальсифицированные и контрафактные трубы от полиэтиленовых труб надлежащего качества отличить крайне непросто, да и в цене они дешевле, а потому их выбор в приоритете. Закопал, и концы в землю.

     Выбор материалов для строительства сетей водоснабжения и водоотведения – это ключевой в вопросе их реновации выбор, определяющий конечный успех. Только при условии использования материалов труб с доказанным сроком службы более 50 лет (это качественный полиэтилен) и со сроком службы более 100 лет (высокопрочный чугун) возможно добиться реального обновления сети. Этот выбор нельзя оставлять «рынку».

        Учитывая стратегическую значимость вопроса, необходим строгий госконтроль и единая техническая политика, выработанная Минстроем РФ как регулятором и заказчиком в сфере систем водоснабжения и водоотведения. Должны быть установлены и законодательно закреплены общеобязательные технические характеристики и требования для строительства водопроводных сетей, нормы и правила, базирующиеся на единой методике испытаний различных видов труб (долговечность, надежность, сейсмостойкость и пр.), регламентирующие их применение. В частности, при внесении изменений в Своды правил должна применяться единая методология для оценки характеристик и испытаний различных

видов труб, на основании которой будут утверждены законодательные требования при выборе материалов труб для проектирующих организаций. Важно ввести обязательную сертификацию трубной продукции и производства, дабы предотвратить попадание опасных материалов в виде контрафактных и фальсифицированных труб в системы жизнеобеспечения.

 

Неутешительные выводы

       Для простоты сравнения цифр воспользуемся курсом валюты ($) на настоящий момент. Выделяемые сегодня деньги на проект «Экология – Чистая вода» - $ 6,121 млрд. (в ФРГ выделялось $353 млрд.)

          Понятно, что объем необходимых инвестиций в сферу реконструкции водопроводно-канализационного хозяйства настолько велик, что они не под силу в полном размере никакому бизнесу, в том числе и иностранному, а потому здесь главный инвестор государство. Вспомним опыт Германии после объединения ФРГ и ГДР. После реконструкции водоочистных станций, сетевых водопроводов (строительство новых) передача в эксплуатацию концессионерам будет намного успешней. Кто же из представителей бизнеса не захочет получить такое новенькое хозяйство в наследство. В таком случае можно будет значительно снизить стоимость услуг для населения, ведь тогда будет уже нельзя оправдать бесконечное повышение тарифов на бесконечные ремонты.

          Ну а если все же сегодня найдутся желающие взять это хозяйство в концессию, то нашему отраслевому ведомству стоит подумать о том, как заинтересовать бизнес укладывать в землю не контрафактную трубу из пластика, а высокопрочный чугун или качественный пластик, так, например, укладываешь трубу с гарантией эксплуатации на 50 лет – одна преференция, укладываешь с гарантией на 100 и более лет – другая преференция. Тогда бизнес сам придет в ЖКХ, а у нас его пока стараются туда заманить, обещая «светлое далёко».

           Но есть одно существенное «НО». Укладывая самую дешевую пластиковую трубу с непрогнозируемым малым сроком службы, мы должны четко понимать, что ее придется менять несколько раз, качественный пластик прослужит 50 лет, а высокопрочный чугун (ВЧШГ) – больше 100 лет. Скупой платит дважды, а в нашем случае возможно и три-четыре раза. И что тогда дешевле в итоге?

         Приводя эту статистику в разговорах с экспертами, мы практически всегда слышали ответ: у нас рынок, мы не можем заставлять бизнес использовать только что-то одно. Все верно, рынок. Но рынком это назвать нельзя. На той же презентации этой программы 24.09.18.  Андрей Чибис озвучил официально, что при строительстве водоочистных станций будет использоваться технология российского ВПК. И где тут рынок? А других технологий нет? Почему именно эта технология? Может, она и хороша, но мы не нашли информации с мнениями экспертов о ней в открытом доступе.  И, несмотря на это, государство в лице Минстроя дает команду строить только по этой технологии, а вот строить качественные водопроводы команду дать не может, да и никаких рекомендаций не выдает, по крайней мере, мы их не нашли, а вот технические рекомендации от ВПК уже есть. Называется этот документ так:   «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов». Проект. 2015 г.». 320 стр. С ним вы можете ознакомиться здесь:

http://gkhrazvitie.ru/searchresults/?query=информационно+технический+справочник+по+доступным+технологиям

          Говоря о рынке и ЖКХ нашей необъятной страны, можно привести один факт из архива наших корреспондентов. В 2005 году, посещая завод по производству труб (по технологии «труба в трубе») для теплотрасс, тогдашний министр регионального развития Владимир Яковлев, отвечая на вопрос нашего корреспондента – почему нельзя внедрить в обязательном порядке такую технологию на территории России – ответил, что у нас рынок и мы не можем заставить бизнес ее применять в обязательном порядке.  Но уже в то время во многих странах это применялось обязательно. И что же произошло у нас? Через несколько лет мы все равно пришли к этой технологии, потеряв время и потратив на бесконечные ремонты теплотрасс миллиарды бюджетных денег.

   На фото ниже вы видите, какие технологии применялись при ремонте теплотрасс у нас много лет, без какой-либо гарантии, фото 2012 года.

 

  На фото внизу ремонт теплотрассы с использованием технологии «труба в трубе» с гарантией в 25 лет.  Почувствуйте разницу, фото 2010 года.

       И еще одно сравнение. У многих свежи в памяти дни «ЧМ-2018», который прошел в разных городах России просто «на УРА!». Абсолютное большинство гостей – иностранных и российских туристов были в восторге от организации мундиаля, как от самих построенных стадионов и отелей, так и от сервиса.  Правительство России во время подготовки к ЧМ принимало различные решения (не всегда рыночные) с ориентиром на гостей – иностранцев. Ведь нельзя же по старой русской традиции ударить в грязь лицом перед гостями, да тем более иностранными. И не ударили. Все получилось. 

              Очень хочется надеяться, что при выполнении программы нацпроекта «Экология – Чистая вода» наше Правительство будет принимать решения с ориентиром на здоровье россиян на долгие годы и не ударит в грязь лицом на этот раз перед своими гражданами.

      Заканчивая наше расследование, мы приходим к однозначному выводу: без прямого участия власти и без государственных инвестиций в ЖКХ, в частности в нацпроект «Экология – Чистая вода» сам проект не будет выполнен в полном объеме с надлежащим качеством. Тарифы в такой ситуации будут бесконечно расти.

Выбор технологий и материалов в сторону подешевле и побыстрее приведет нас к уже известному «хотели, как лучше, а получилось как всегда».

Опять получается, что для иностранных гостей – все, а для российских граждан – рынок.                                                                                                                            

Мы считаем, что нашим расследованием тема «Чистая вода» в России не заканчивается и приглашаем все заинтересованные стороны к продолжению разговора.

Александр Гусев

При подготовке этого материала мы использовали различные открытые  источники информации, в том числи и архивные материалы наших журналистов. Персонально благодарим Президента ассоциации строителей России Николая Кошмана, генерального директора  ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексея Макрушина, исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светлану Разворотневу, к.м.н, доцента Дмитрия Петрова, директора федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Дмитрия Михеева, любезно согласившихся ответить на вопросы редакции в различных материалах по теме нацпроекта «Экология – Чистая вода».

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Жилищно-коммунальное НЕ хозяйство: правительство не хочет, фондам не под силу. Кто будет расхлёбывать наше ЖКХ (часть 1-я)

Выпьем и еще нальем. Пускай в кране нашем будет чистая вода: так хотелось бы всегда, а как на самом деле?

Самая недофинансированная и самая востребованная отрасль в России. Мнение эксперта.

«Чистая вода» в России: кардинально изменить ситуацию нельзя, но начало положено

ЖКХ в провинции: произвол ресурсников, перетопы и недотопы

Минстрою и ЖКХ РФ предлагают создать полигон для испытаний. Что думает Минстрой по этому поводу

ЖКХ: пересмотр всей нормативной базы не за горами

Концессии в ЖКХ: универсальный рецепт от всех бед или большая ошибка

Работаем молотком и кувалдой, а зарплаты получаем за цифровые технологии

ЖКХ в Москве: водообман по-обручевски или как не надо платить за воду




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подключаемся, не стесняемся
Наверх