Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН

Мусорная реформа: пока в основном увеличиваются лишь тарифы, а где сама реформа?
В России проведение большинства реформ начинается с обкладыванием населения дополнительными поборами. Зачастую на этом они и завершаются
В России проблема, что делать с мусором, каким способом его утилизировать уже давно превратилась из технической и бытовой в вопрос национального выживания. Полигоны с твердыми коммунальными отходами стали такими же неотъемлемыми элементами ландшафта, как поля, горы и реки. Вот только вред от них огромный, территория страны постепенно превращается в одну огромную, необъятную по размерам свалку. Люди выходят на митинги, чтобы защитить свою среду обитания от очередной зловонной горы. Власть в ответ на этот вызов объявила о проведение мусорной реформы. Увы, чем она продвигается дальше, тем больше возникает сомнений в правильности и успешности ее реализации.
Задачи ясны, как их решать, непонятно
Одной из национальных целей, определённых указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", является создание комфортной и безопасной среды для жизни. Среди целевых показателей, характеризующих ее достижение в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), намечено создание к 2030 году устойчивой системы обращения с ними, обеспечивающей их сортировку в размере 100% и снижение объёма мусора, направляемых на полигоны, в два раза.
Как это принято у нашей власти, цели поставлены амбициозные – закрыть вопрос раз и навсегда. Проблема как обычно возникает с их реализацией, уровень которой мало соответствует выдвинутым задачам.
По мнению Ирина Генцлер, директора направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города", особенность проведения мусорной реформы состоит в том, что многое для ее успеха зависит от поведения населения. Но пока оно слабо задействовано в ней. Люди преимущественно воспринимают ее весьма однобоко, как повышение тарифов за вывоз ТКО. Между тем, на этом уровне главное заключается в другом – в создание системы раздельного сбора мусора. А это уже совсем иная модель поведения людей. По сути дела эта та основа, на которой и базируются все изменения в этой сфере.
Большая зачистка
Давайте конкретнее посмотрим, в чем же цели реформы? Условно их можно разделить на несколько очень тесно увязанных между собой блоков. Это обеспечение сбора, транспортирования, обработку и утилизацию или обезвреживание собранных ТКО, уменьшение объемов захоронения отходов. Для реализации этих задач предполагается охватить все население коммунальной услугой по обращению с ТКО. Счета на ее оплату должны получать все потребители во всех жилых помещениях.
Как вы уже догадались, из всех этих пунктах наиболее успешно реализуется последний – охват всего населения платой за вывоз мусора. В 2019 г. размер платежей за обращение с ТКО вырос в среднем по стране в 2 раза. Максимальный рост платы в 3,7 раза отмечен в Пскове и Саратове. Но есть и хорошие новости, правда не для всех, в 6 регионах эти суммы уменьшились. В целом же тарифное регулирование плохо отлажено, местная власть часто не знает, как рассчитывать плату за эти услуги. Отсюда такой ее разброс.
Население реагирует на рост тарифов вполне предсказуемо. В 2019 г. региональные операторы по всей стране выставили к оплате физическим и юридическим лицам счетов на общую сумму 151,3 млрд руб. Оплачено 117,6 млрд., долг по итогам года 33,7 млрд руб., из них 26 млрд приходится на жителей. К весне 2020 г. общая сумма долга перед операторами по всей стране достигла 50 млрд руб.
А потому не случайно, что, как подчеркивает специалист направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Татьяна Лыкова, население сегодня воспринимает мусорную реформу исключительно, как рост платы за вывоз ТКО.
А ведь это совсем не так, по крайней мере, в планах авторов реформы ТКО. Записанные задачи поражают своим размахом. До 2024 года должны быть ликвидированы все выявленные на 01.01.2018 г. несанкционированные свалки, в границах городов, а доля ТКО, направленных на обработку должна достигнуть 60%, а объем ТКО, направленных на утилизацию –36%. Окончательно все должно завершиться к 2030 году с появлением в стране устойчивой системы обращения с ТКО. К этому моменту сортировка отходов будет производиться в объёме 100 %, а снижение их количества, направляемых на полигоны, сократится в 2 раза Доля ТКО, направляемых на сортировку, достигнет 100%, а направляемых на утилизацию – 50%. На полигонах будет захораниваться всего 5% мусора. Таким образом, территории страны, наконец, очистится от него и все вздохнет с облегчением, как в прямом, так и в переносном смысле.
Однако, как считает Татьяна Лыкова, достижение поставленных задач к 2024 года сомнительно, для этого пока мало перемен. Требуется большой рывок в этом вопросе. Возможно, этому в какой-то мере способен помочь международный опыт.
А вот у них все получается
Еще в 2008 году в Европейском союзе вышла директива, в ней поставлена задача к 2030 году 70% ТКО должно направляться на переработку. Одновременно взят курс на предотвращение образования отходов. Ключевым моментом решения этих вопросов является раздельная сборка мусора.
Для России эта тема более чем актуальна. В среднем житель страны за год отправляет в мусорные контейнеры около 450-500 кг различных отходов. Из этой массы более 90% оказывается в итоге на свалке и только меньше 5% перерабатывается. При этом около 70% содержимого мусорного ведра можно переработать.
Как видно из этих данных, пока в России раздельный сбор мусора развит слабо. Хотя за последнее время есть определенные подвижки. Но нет цельной системы для реализации этих задач.
Между тем, в мире накоплена огромная и разнообразная практика в этой сфере. Во Франции существуют разные баки для стекла, бумаги, пластика плюс разные баки для пластиковых бутылок под разный размер. В Великобритании стоят специальные баки для бумаги, стекла, пластика, жестяных отходов. В Польше практикуется домашняя сортировка на органические, гигиенические отходы, вторичное и небезопасное сырье плюс досортировка в «мусорном павильоне. В Германии есть от 4 до 8 типов баков, в соседней Австрии - от 6 до 10 типов баков, а в Швеции от 10 до 15 типов баков. В Японии мусор сортируется по 54 категориям.
В европейских странах налажена система размещения и транспортировки ТКО. В Финляндии действуют «эко-пункты» у супермаркетов, в Швеции это «эко-станции» на автозаправках. Кроме того, в стране уличный мусор транспортируется к местам переработки по подземным воздуховодам. Всего же в Швеции 650 «центров» сбора и переработки, один такой пункт на 10 -1 5 тыс. жителей
А в Австрии, Нидерландах, Германии, Хорватии создана система надземных тубусов для приёмки мусора и подземных накопительных бункеров.
Но собрать мусор – это ползадачи, вторая ее часть – его переработать. Современная цивилизация научилась это делать весьма успешно. В Финляндии создана технология растворения готового текстиля и выделения текстильного волокна, которое возвращается в промышленность. В США: ежегодно перерабатывается свыше 1,14 мнл тонн текстиля. Это большая отрасль, в ней занято более 17 тыс. человек, более 500 компаний – в основном малые и семейные предприятия. Разумеется, таких примеров гораздо больше в самых разных индустриях.
Индустрия по переработке отходов в развитых государствах впечатляет. Но все же не это главное, а то, что в них давно население привыкло к раздельному сбору мусора, с чего все и начинается. У нас пока нет. В Европе давно рекламируются товары без упаковки, у нас ровным счетом наоборот, внимание к товару пытаются привлечь, в том числе благодаря красочной упаковке.
Освещая эту тему, нельзя пройти мимо последних тенденций, связанных с утилизацией масок и одноразовых перчаток. Это стало новым вызовом 2020 года. Оказалось, это не такой уж простой проблемой. Так, в Великобритании ломают голову над тем, как выделить эти изделия в отдельную категорию, в Бельгии этот вопрос решили так: установили отдельный баки для масок и для перчаток. В России все бросают в один контейнер. И если бы в контейнер, по всей стране на земле в большом количестве валяются использованные средства защиты. А, между прочим, на них вполне могут найти себе приют колонии коронавирусов.
Во многих странах раздельная сборка мусора превратилось в национальную идею, как способ заботы о планете. Увы, России до этого пока далеко, у нас основное внимание крутится вокруг тарифов.
Знают, но не делают
Отсюда возникает первоочередная задача – как сделать раздельную сборку мусора массовым явлением. Нельзя сказать, что мы находимся сегодня на нулевой отметке. К счастью, это далеко не так. Согласно опросу, проведенному в начале 2020 года, 91% москвичей знают об этом. Но одновременно 90% респондентов отметили, что городские власти снабжают их по этому вопросу недостаточным объемом информации. Еще одна очень важная цифра – 73% опрошенных заявили, что сами разделяют отходы. Но при этом многие считают, что толку от этого мало, так как при увозе мусора все снова смешивается в одну кучу. А это сильно отражается на их желании разделять свои бытовые отходы на фракции.
Мусорная реформа не сдвинется с места, если в ней не примет активное участие население. А чтобы это случилось, оно должно быть уверено в том, что то, что граждане раздельно собрали, попало на переработку, а не на общую для всех отходов свалку. Размер платы за ТКО должен быть обоснован затратами на реализацию программы сокращения захороненных отходов, а региональная программа успешно выполняется, поставленные цели достигаются. Население непременно должно иметь возможность участвовать в их обсуждении, как и в обсуждении результатов реализации принятых планов. Для населения должны быть организованы удобные места для раздельного сбора мусора, должна действовать система поощрения за это.
Кто в лес, кто по дрова
Чтобы реформа по-настоящему заработала, должна быть создана полная цепочка системы переработки мусора. Она постепенно создается. Например, за год в России перерабатывается столько макулатуры, сколько за 17 советских лет.
Но отдельные результаты не меняют главного – пока такой системы, как таковой, нет. И, как резонно замечает Наталья Розина, Президент АНО Центр "Устойчивое развитие", руководитель проекта "Доброворот", пока мы не создадим в нужном объеме пункты по приему вторсырья, бессмысленно вести речь о строительстве заводов по их переработки. Все надо делать параллельно.
Но создание единой цепочки по работе с отходами, начиная от жителей и кончая созданием мощностей по переработке ТКО, по словам Натальи Розиной, упирается на каждом этапе в законодательные барьеры. Речь идет об освобождение от уплаты НДФЛ физических лиц, получающие доходы от реализации вторичных ресурсов; об освобождение от уплаты НДС операций по реализации вторичных ресурсов; исключение из СНиПов требований, предусматривающих использование мусоропроводов в строящихся МКД. Необходимо так же внедрять институт расширенной ответственности товаропроизводителей за свою продукцию, что давно практикуется в ЕС.
Время идет быстро, и очень скоро наступит момент, когда надо будет подводить промежуточные итоги мусорной реформы. И есть все основания для вывода, что они окажутся неутешительными. Впрочем, нам не привыкать, напомните, какая из реформ за последний период оказалась удачной?
Наша власть, возможно, занимает первое место в мире по количеству проводимых одновременно реформ. И не исключено, что последнее – по их эффективности. Впрочем, одна цель у нас достигается почти всегда – кто-то на них обязательно наживается. А чем это не результат.
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"



