Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Мировой океан медленно, но уверенно превращается в пластиковый
Мы привыкли пользоваться для своих повседневных нужд чистой водой. Считаем это само собой разумеющимся и не задумываемся о том, что в однажды она может престать течь из кранов.
22 марта человечество отметило Всемирный день водных ресурсов. Он учрежден ООН в 1993 году. Появилась эта дата, разумеется, не случайно, вода, особенно чистая, все больше становится на планете дефицитом. И хотя без нее жизнь невозможна, мы относимся к ней далеко не самым бережным образом. Загрязнение мирового океана, многих рек и озер приобретает критический характер. И если не принимать срочные меры, мы можем столкнуться с невиданным по силе водным кризисом.
Медленное разложение
Сегодня на водных просторах земли плавает много разной гадости, но особую тревогу вызывает загрязнение водных ресурсов пластиком. Уже есть целые искусственные острова из него. И неудивительно, ведь ежегодно на планете производится до 300 млн тонн пластиковых изделий, из них только в океан выбрасывается до 9 млн тонн таких отходов. Неприятная особенность этого вещества в том, что оно крайне медленно разлагается; тот пластик, который был выброшен в воду еще в 70-е годы прошлого века, даже не начал это делать.
Как замечает глава российского представительства Ulysse Nardin Максим Андрианов, беда в том, что в воду попадают не только промышленные отходы пластика, но и много бытового, который выбрасывают люди. Рыболовные сети, которые также изготовляются из этого материала, спутываются в огромные клубки, в которых гибнут морские животные. Ежегодно смерть в них находят до 100 тысяч обитателей подводных глубин. Пластик, не разлагаясь, накапливается на дне, мешая появлению и развитию флоры и фауны.
Микропластик завоевывает планету
Загрязнение водных ресурсов пластиком началось в 50-е годы прошлого века. С тех пор его было произведено 80 млрд тонн, в первую очередь постарались это сделать США, Евросоюз, Китай. Доля России в этом производстве около 2%, но она имеет тенденцию к росту. Далеко не вся эта продукция после того, как ее используют, перерабатывается. Так, в ЕС это происходит в пределах только 62%, во многих других странах цифра куда меньше, указывает заведующая кафедрой гидрологии суши географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Наталья Фролова.
Проблема в том, говорит ученый, что полное разложение пластика происходит в течение 100 лет. Отходы распадаются на мелкие и микроскопические фракции, подчас меньше 5 миллиметров.
Для России проблема пластиковых и микропластиковых отходов весьма острая. Наша индустрия переработки этого материала только в самом начале своего становления. Одна из трудностей ее создания в том, что сложно наладить процесс анализа воды на наличие пластиковых вкраплений. Причем, анализ морской и пресной воды сильно отличаются друг от друга ввиду разного состава.
Сложная ситуация складывается в мировом океане. Пластик дрейфует по нему и собирается в отдельных зонах, так называемых «воронках», куда приносят его течения.
Ухудшается положение и в реках. Одна из самых загрязненных микропластиком водных артерий китайская Янзцы. Исследование показало скопление этого вещества в районе города Ухань, который сомнительно прославился на весь мир в качестве родины коронавируса. Связь между этими событиями, понятно, не установлена, но исключить ее тоже целиком нельзя…
Пока исследования российских водоемов и рек на предмет загрязнения микропластиком носят единичный характер, и в этом направлении предстоит еще многое сделать, заключает Наталья Фролова.
Такое единоличное исследование было проведено представителями фонда «Без рек как без рук». Его директор по науке Максим Платонов рассказывает, что изучались некоторые озера, водохранилища и реки.
Озера и водохранилища интересны тем, что являются водоотстойниками. Как выяснилось, микропластика в них в целом немного. Так, в Цимлянском водохранилище его 0,04 частицы на квадратный метр.
Совсем другая ситуация на реке Оке в границах Московской области. Замеры выявили наличие микропастика в размере 0,5 частицы на квадратный метр. Это тревожный уровень, констатирует Максим Платонов. Особенно много примесей в воде в районе слияния Оки и Москва-реки, здесь больше 1 микрочастицы на квадратный метр, что равно попаданию в воду 10 тонн пластика в год.
Еще одна важная река – Дон. По словам Максима Платонова, от истоков до Воронежа ситуация вполне благополучная. А вот ниже она сильно ухудшается, здесь зафиксировано 400 частиц на квадратный метр. Это очень плохой результат.
И наконец великая русская река Волга. Увы, положение отрадным здесь не назовешь. Даже в малонаселенных местах ее протекания загрязнение достаточно серьезное. Но особенно оно большое в районе Твери, Казани, Волгограда. Основной источник попадания в воду микропластика – система очистки стоков. Она не предназначена для задержания пластика, и он практически беспрепятственно попадает в воду. Нужно устанавливать специальные фильтры.
Реку под опеку
В России нужно резко улучшать качество мониторинга и очистки водных ресурсов от пластика и микропластика, считает генеральный директор фонда «Без рек как без рук» Олег Ломаков. Для этого требуется объединение усилий экологов, ответственного бизнеса и государства. Пока же до этого далеко.
Вот яркий пример того, как обстоят у нас дела. В Московской области 4200 малых рек, а Росгидромет мониторит всего 20 рек региона. Остальные остаются без присмотра. В условиях же загрязнения их, изменения климата их гидрорежим ухудшается. Идет деградация речных систем. Нужно отслеживать их состояние на постоянной основе.
Без социально ответственного бизнеса одним экологам даже вкупе с государством с этой задачей не справиться. Она имеет всеобщий характер, и каждый должен начинать ее решать с себя. Достаточно вспомнить, сколько мусора, в том числе пластика, остается после нас в природе. И если мы полагаем, что это не имеет для нее последствий, то мы глубоко заблуждаемся.
Если мы не изменим своего поведения, то мусор переживет нас и завоюет планету, вытеснив с нее человека, как не справившегося со своей задачей вида.
Как говорит Максим Платонов, у рек большой потенциал к самоочищению, но надо дать им шанс его осуществить. Для этого есть все возможности – современные технологии очистки и переработки мусора, обучение правильному поведению людей. Остается все это только реализовать на практике.
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"