Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Проблемы выбора архитектора: взять сороку, ворону или сову-госпожу?
Значащая роль архитектора в создании любого строительного объекта ни у кого не вызывает сомнение. Заха Хадид говорила: «Важно создавать нечто новое, поскольку архитектура - лицо нынешнего поколения, символ текущего момента. Именно здания создают летопись времени, по ним мы узнаем об истории людей, их образе жизни и нравах». Однако архитектор не сам строит проект, он на него привлекается. И вот вопрос, кого позвать, кому доверить тот или иной проект, решается обычно девелопером. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
Безусловно, каждый девелопер хочет привлечь к проекту лучшего архитектора, так как именно его работа является важной составляющей в будущем коммерческом успехе всего начинания. И выбор всегда идет среди профессионалов, но этот выбор жесткий, так как есть из кого выбирать.
Редакция ИА «Строительство» опросила ряд ведущих столичных девелоперов и выяснила, чем руководствуется бизнес при выборе того или иного архитектора для строительства своего объекта.
Опыт прежде всего
Выбирая архитектора, девелоперы, в первую очередь, выбирают профессионала, а, значит, оценивают его опыт, смотрят портфолио, изучают реализованные проекты и репутацию. Как справедлииво отмечал американский архитектор-новатор Фрэн Ллойд Райт: «Врач может похоронить свою ошибку, архитектор - разве что обсадить стены плющом». А вот тратиться на плющ, после грандиозной стройки, мало кто из представителей девелоперского бизнеса хочет.
Алексей Однорал, руководитель департамента реализации компании Optiland, так описывает процесс поиска главного архитектора для проектов компании: «Мы мониторим проекты по России и не только. Мы ищем архитектора, который будет на волне современных тенденций строительства, и опираемся на наличие у него опыта успешной реализации современных, функциональных проектов. Большое значение имеет также опыт строительства в Европе».
Кроме опыта вес имеет и само имя мастера, так как архитектор с именем - это бренд, который способствует рекламе будущего проекта и привлекает к нему внимание инвесторов и общественности. Именно на этот аспект обращает внимание Алексей Перлин, генеральный директор компании «СМУ-6 Инвестиции»: «Внимание следует обращать и на имя архитектора, в том числе и как бренд, поскольку это тоже привлекает людей, но это история для дорогого сегмента». Естественно, звездное имя стоит дорого, и позволить себе такой бренд может лишь элитный рынок.
Именно эту историю активно внедряет в жизнь компания «Баркли», первый заместитель председателя правления которой Александр Красавин рассказывает: «Для нас очень важно привлекать к участию в проектах не просто хороших архитекторов, а настоящих профессионалов своего дела с многолетним опытом за плечами. Мы ориентируемся на опыт и профессиональный подход. Архитекторы с мировым именем отличаются своим умением слышать заказчика и интегрировать свои собственные ноу-хау, мастерство и уникальные навыки в конкретный проект. Сотрудничество со звездами архитектуры - часть концепции нашей компании. Выбирая бюро или конкретного архитектора, мы преследуем цель создать нечто особенное и неповторимое».
Говоря об опыте, стоит помнить, что девелоперы оценивают портфолио и реализованные проекты архитектора не только с внешней стороны. Их интересует знание нормативов рынка, современных технологий строительства, инновационных материалов, его трендов, умение грамотно спроектировать как сам проект, так и проработать функциональность его квартирографии. Они и сами говорят об этом.
Роман Сычев, генеральный директор Tekta Group:
- Важно умение совмещать дизайн и функциональность. Нередко архитектурные проекты содержат перекос в сторону эстетики в ущерб удобства и рациональности, а также наоборот. Архитектор должен стремиться воплотить в проекте равновесие между этими составляющими.
Можно с уверенностью заявить, что в архитектурной деятельности имя действительно влияет на «продаваемость» хозяина.
Дело вкуса
Работать с именитым архитектором, безусловно, выгодно. Но именитые архитекторы часто знают себе цену, что справедливо, и имеет свое представление о прекрасном. Хорошо, когда это представление является общим с заказчиком, или, когда заказчик вообще не имеет своего представления. Плохо, когда точка зрения заказчика и главного архитектора не совпадают. Разные взгляды на один и тот же продукт ни к чему хорошему не приведут, так как каждый в споре будет отстаивать свою точку зрения.
Кроме того, учитывается, как это ни банально, характер архитектора, возможность найти с ним общий язык. Какая бы архитектурная звезда не работала над проектом, если девелопер не сможет с ним разговаривать, если они не будут на одной волне, проект вряд ли станет успешным. Архитектор должен понимать поставленную задачу.
Дмитрий Попов, руководитель службы заказчика ГК «А101», объясняет это следующим образом: «Для нас ключевое качество архитектора или проектного бюро - понимание стоящих перед компанией двух основных задач: развитие КОТ и создание продукта качественно нового уровня. Мы не проектируем один дом или жилой комплекс из 3- 5 домов. Мы создаем на площади от 50 до 300 Га городскую среду с жилыми домами, общественными зонами, парками и бытовой инфраструктурой. Поэтому предлагаемые проектные решения должны соответствовать целостному видению проекта, требуемому качеству продукта, при этом в рамках плановой себестоимости. Важно, чтобы архитектор хорошо разбирался не только в мировых архитектурных трендах, но и в актуальных строительных нормах, понимал их и постоянно поддерживал уровень своих знаний. Он должен проявлять инициативу в нетривиальных вопросах, самостоятельно искать и предлагать оптимальные проектные решения и способы их реализации, а не просто быть исполнителем, который ждет пока заказчик все решит».
В пользу архитектора и его профессионализма, по мнению директора департамента жилой недвижимости Optima Development Дмитрия Голева, говорит и его желание авторского надзора и сопровождения на всех стадиях создания продукта.
Одним словом, архитектор должен понравиться заказчику, чтобы тот согласился с ним работать. Надо уметь продавать свой труд, не теряя своего достоинства.
Деньги правят миром
Опыт, общая волна, сговорчивость и имя важны. Но жизнь устроена так, что все это имеет цену, поэтому финансовый вопрос является одним из самых решающих при выборе того или иного архитектора для своего проекта.
Девелопер с деньгами может позволить себе самых титулованных профессионалов. Однако большое количество денег, потраченных на проект, не всегда означают его успешность и прибыльность в реализации. Стоит помнить слова Фредирика Брукса из книги «Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы»: «Самые ужасные строения - это те, бюджет которых был слишком велик для поставленных целей». Поэтому девелоперы с ограниченным бюджетом также ищут и находят достойных архитекторов, но иногда эти архитекторы еще не знают о своей будущей звездности. Одним словом, в такой ситуации дается шанс молодым специалистам, которые пока еще работают на свое будущее имя, работают честно и с задором, свойственным молодости.
Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век», отмечает, что для их девелоперской группы важно сочетание цены и качества по предлагаемой услуги:
- На рынке есть выбор между небольшим бюро, работающим с маленьких количеством заказов (и они часто выдают качественный продукт, за который в отдельном случае имеет смысл переплачивать) и крупными архитектурными комбинатами, которые порой штампуют идентичный типовой продукт, цена которому должна быть соответствующая.
Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development, также акцентирует внимание на финансовой стороне вопроса:
- Немаловажный пункт при выборе архитектора - это бюджет. Сегодня многие девелоперы работают с небольшой маржинальностью и вынуждены экономить. Важно сделать это, не потеряв в качестве. Именно грамотный архитектор помогает найти такие компромиссные решения. Мало нарисовать красивую картинку, нужно, чтобы ее воплощение было возможным в текущей экономической ситуации.
Поиск архитектора на тот или иной проект - процесс сложный. Достаточно часто девелоперы стали прибегать к помощи конкурса. Как рассказывает Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер», это происходит так:
-На этапе бизнес-идеи проекта определяется его общий архитектурный стиль (модерн, классика и т.д.), проводится архитектурный конкурс, по итогам которого выбирается архитектор и конкретное градостроительное решение. В состав комиссии, производящей отбор, входят: президент и вице-президенты компании, руководители функциональных структурных подразделений и руководители проектов. Определенные сложности возникают на этапе предквалификационной оценки участников конкурса: в сжатые сроки надо понять уровень компетентности проектировщиков, а уровень их личного вклада в проекты, которые они реализовывали в прошлом, бывает непросто оценить.
Есть и другой путь поиска своего архитектора. Как рассказывает первый вице-президент Группы «Эталон» Дмитрий Кашинский, можно сразу покупать на рынке проекты с готовой разрешительной документацией. И в этом случае архитектура комплекса и проектное бюро достаются обычно застройщику «в наследство», так как они определены. Часто у девелопера есть собственное проектное бюро. Например, в состав Группы «Эталон» входит проектное бюро «Эталон-Проект», которое разрабатывает проекты как с нуля, так и отдельные их стадии.
Одним словом, пути есть разные, но если стоит задача выбрать, то каждый ищет лучшего, мало кто изначально начнет работу по первому впечатлению. Это в будущую жену можно влюбиться с одного взгляда, а вот бизнес строят обдуманно и взвешено.
Наталья Бухтиярова
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"