Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Cтроительная и дорожная спецтехника: вялое обновление сменилось значительным ростом » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва −13 °C.

Архив публикаций
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
26 фев 16:49Дороги

Cтроительная и дорожная спецтехника: вялое обновление сменилось значительным ростом

Автор: Марк Горский

Отечественная экономика, как в воздухе, нуждается в современной технике. И такая возможность ее получить у нее есть.

 

 

Использование современной дорожной и строительной спецтехники позволяет гораздо более эффективно и оперативно возводить здания, прокладывать дороги, добывать полезные ископаемые. В условиях, когда экономика диктует острую необходимость снижать издержки, применение таких машин особенно полезно, так как дает тем, кто их имеет в своем арсенале, существенные конкурентные преимущества.

Рекорды рынка

В 2021 году рынок дорожной и строительной спецтехники столкнулся с последствиями эпидемии коронавируса. Однако далеко не все они были негативными. Согласно данным Минэкономики, объем промышленного производства в декабре вырос на 5,3%. В результате удалось возместить спад 2020 года. Одним из драйверов этого роста стал сектор машиностроения, который увеличился на 9,7%. Благоприятная внешняя конъюнктура способствовала новым инвестициям в производство новых машин.

Позитивная динамика отмечена в выпуске и поставках дорожной и строительной спецтехники. Она обусловлена реализацией крупных национальных проектов в этой сфере, наращиванием со стороны правительства их финансирования. В качестве примера можно привести прокладку федеральной трассы М12 (Москва — Казань).

Для эффективной реализации таких программ необходимо обновление устаревшего парка спецтехники. По словам Андрея Комова, Председателя Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рост рынка в 2021 году на 47% с достаточно высокой базы – это очень хороший результат, учитывая тот факт, что ввиду множества проблем на фоне пандемии полностью удовлетворить спрос оказалось невозможным. Последствия локдауна привели к разрыву цепочек поставок, дефициту полупроводников, компонентов, контейнеров, росту цен на материалы, увеличению сроков поставки машин и их дефициту.

Следует отметить, что высокий темп российского рынка сохранялся благодаря значительному отложенному спросу, острой необходимости обновления устаревшего парка машин, предназначенных для реализации крупных инфраструктурных проектов. Проблемы прошлого года переместились в текущий год, поэтому при сохранении нынешней ситуации и отсутствии дополнительных внешних и внутренних ограничительных мер (санкции, увеличение сборов), если рынок 2022 года останется на текущем уровне, это можно считать хорошим итогом. При этом стоит отметить, что при наличии любых дополнительных позитивных факторов сектор имеет очень хороший потенциал для дальнейшего роста.

Активным игроком на этом рынке являются компании, входящие в Комитет производителей дорожно-строительной и спецтехники, входящие в Ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ). Эти предприятия обеспечивают две трети всех поставок на российский рынок, а общий объем инвестиций в отрасль превышает 2,5 млрд евро и обеспечивает более 20 тысяч рабочих мест.

Говоря об итогах 2021 года необходимо учитывать то, что происходило годом раньше. В 2020 году объем поставок машин составил 15305 единиц, это на 0,3% больше, чем в 2019 году. Несмотря на воздействие форс-мажорных обстоятельств рынок не упал, а даже чуть подрос.

Рынок 2021 года развивался под воздействием целого комплекса проблем. Они во многом явились следствием мирового локдауна. После 2014 года парк машин обновлялся вяло, что сформировало значительный отложенный спрос. Удовлетворить его в полном объеме не удалось, так как появились новые узкие места. Речь идет о дефиците компонентов, контейнеров, полупроводников. Все это привело к росту сроков поставок спецтехники. Возникла ее нехватка, которая не преодолена до сих пор.

Тем не менее за предыдущий год было поставлен рекорд по числу проданных машин, почти 22500. Но это не означает, что спрос целиком насытился, потенциал роста остается значительным.

Как известно, все познается в сравнении. Если сравнить российский рынок с немецким, где все давно построено, то он абсорбировал 43 тысячи машин. С учетом же того, как много еще предстоит развивать инфраструктуру в России, потенциал очень большой.

С точки зрения структуры рынка больших перемен не произошло. Как и прежде есть три крупнейшие группы машин: экскаваторы, колесные погрузчики и экскаваторы-погрузчики. На них приходится две трети всех поставок. Эти виды техники имеют потенциал роста, но он уступает потенциалу роста компактной спецтехники. Это связано с необходимостью роста производительности труда, заменой тяжелых ручных операций на машинные. Это тем более актуально, что пандемия ударила по рынку рабочей силы, ее стало недоставать. Поэтому сама жизнь диктует условия по опережающим темпам развития именно этого сегмента.

Практически рост постановок отмечается по всем видам техники, за исключением асфальтоукладчиков, который сократился на 11%. Но на фоне того, что в 2020 году их продажа выросла на 49%, это падение не выглядит катастрофическим.

На четыре крупнейших сегмента рынка спецтехники приходится 83% увеличения всех поставок. Самый большой рост зафиксирован в строительстве – 63%, вторая по величине горнодобывающая промышленность – плюс 55%, что связано с благоприятной внешнеторговой конъюнктурой, а инфраструктурные проекты способствовали возрастанию спроса на транспортную технику – плюс 32% и инженерным сетям – плюс 26%.

По мнению Андрея Комова, позитивным фактором является рост сектора аренды. Именно он должен будет поставлять пользователям компактную технику.

Среди других примечательных фактов – отечественный рынок гусеничных экскаваторов становится крупнейшим в Европе. Причем у него есть солидный потенциал роста, ведь не может же огромная Россия потреблять столько же этой продукции, как небольшая Великобритания, где добывается несравнимо меньше полезных ископаемых. Больший потенциал и у рынка колесных экскаваторов. Он будет возрастать по мере реализации инфраструктурных проектов. Российский сегмент рынка экскаваторов-погрузчиков также один из самых крупных на старом континенте. Раньше он был еще больше, но затем распался на два фрагмента: на более специализированные машины и компактные.

Особенность российского рынка – наличие асимметрии в пользу тяжелых машин по сравнению с компактными. Это положение следует исправлять в сторону развития более легкой техники. Этот тренд и определит характер изменений на ближайшие годы.

Если говорить о географии рынка, то максимально растет Приволжский федеральный округ. Но и остальные территории не только не упали, но и подросли. При этом меняются их пропорции. Так доля Москвы сократилась с 21% до 12%, а доля Сибирского федерального округа выросла с 10% до 14%, Дальневосточного – с 6% до 13%. Это свидетельство того, что развивается не только столица, но и отдаленные территории. 13 регионов с объемов поставок свыше 500 машин, что эквивалентно рынку Хорватии, составляют 51% всех продаж. Однако, по словам Андрея Комова, у этой бочки меда есть и ложка дегтя, она заключается в том, что существуют регионы с отрицательной динамикой. В 2021 году их было 23.

Если же резюмировать итоги, то 2021 год оказался временем большого роста, что совершенно не подводит черту под дальнейшим развитием рынка.

Ожидания и надежды 2022 года

Что ждет рынок дорожной и строительной спецтехники в 2022 году? Специфические условия экономической деятельности сохраняются. В первую очередь разрыв цепочек поставок компонентов. На этом не самом радужном фоне, если объем поставок в этот период сохранится на прежнем уровне, это будет хорошим результатом.

Эти ожидания основываются на том, что не произойдет ухудшения геополитической ситуации, не будут внедряться новые ограничительные меры, не случатся новые негативные регуляторные воздействия вроде повышения налогов, утилизационных сборов. Также стоит отметить, что при наличии дополнительных позитивных факторов можно рассчитывать на рост объемов поставок в силу того, что отложенный спрос еще не удовлетворен, а устаревший парк машин полностью не обновился.

Помимо текущих процессов в 2022 году станут развиваться и другие, не традиционные явления. Это развитие техники на альтернативных источниках энергии, включая электрическую тягу, водородные двигатели. Эти темы активно развиваются на западных рынках; приходит время, чтобы эти тенденции укоренились и в России. Строительная и дорожная техника – это сильный загрязнитель окружающей среды и, если не переходить на новые, экологически чистые технологии, вред от нее будет только возрастать.

Будет также развиваться рынок автономных машин. Сегодня для него отсутствует нормативно-правовая база не только в России, но и на Западе, и ее нужно повсеместно создавать. По мнению Андрея Комова, именно индустрия дорожной и строительной спецтехники может стать пионерами для внедрения таких технологий.

Еще одно важное направление – стимулирование развития рынка компактной техники путем устранения перекосов регуляторного воздействия. Нужно снять с этого сегмента мешающие ему оковы. Так, чтобы приобрести маленькую машинку на дачу, следует уплатить 600 тысяч рублей утилизационного сбора. Сомневаюсь, что это по плечу рядовому гражданину…

Марк Горский

Фото: Volvo CE и ИА Строительство

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Шесть новых требований к строительству современных дорог

Минпромторгу нужны только деньги, а не развитие производства?

Имеет ли Россия экономические и технологические возможности строительства современных автодорог

Дороги в России: что выбирают специалисты - битум или цемент?

Производство дорожно-строительной техники: либо рывок, либо застой. Третьего не дано

Российская строительная индустрия готовится к большому прыжку?

Что выбирает Европа: цементобетон vs асфальтобетон

Дороги в России: местным дорогам быть, если губернатор и мэр договорятся

Дороги: вообще-то успехов немного, но главное — есть к чему стремиться

Ударим цементобетоном по нашему бездорожью


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На остальное денег не хватило
Наверх