Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Три составные части цифровизации в строительстве
Сегодня для строительного комплекса поиск внутренних резервов – задача первостепенная. Но нужно их не просто найти, а двинуть отрасль далеко вперед с точки зрения внедрения самых современных технологий и методов работы.
В новых сложных условиях, в которые попала строительная отрасль, ей, чтобы выжить, требуются дополнительные источники для развития. В первую очередь в качестве таковых может выступить цифровизация стройкомплекса. Она идет не первый год, однако на данном этапе этому процессу требуется кардинальное ускорение. Возникает закономерный вопрос: каким образом достичь такого результата, где найти новые стимулы и возможности для внедрения новых технологий?
Есть, но не знают, что это есть
Шесть лет назад Президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству о внедрении в строительную сферу технологий информационного моделирования (ТИМ). За этот период накоплен определенный опыт – как позитивный, так и негативный.
Этот опыт должен стать пищей для размышлений, полагает Олег Рындин, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы. В том числе и о том, почему многие эффекты внедрения BIM-технологий не приносят ожидаемого эффекта. Мы подошли к этапу, когда в этом деле нужен скачок, а его можно получить посредством отказа от многих прежних практик, которые мешают внедрению новых. Это в равной степени относится как непосредственно к самой стройке, так и к проектированию, и к управлению строительными процессами.
По мнению Олега Рындина, нам нужно заново учиться управлять строительным комплексом, по-новому принимать многие управленческие решения. Это вызвано тем, что цифровые технологии по иному открывают привычные вещи, делают их более прозрачными. Не секрет, что зачастую решения в строительстве принимаются кулуарно, а при новых подходах это становится невозможным.
В этих условиях чрезвычайное обстоятельство приобретает наличие качественного программного обеспечения (ПО). То, что оно сегодня во многом зарубежное, резко увеличивает наши риски, отмечает президент НОТИМ Михаил Викторов. У нас достаточно своих разработок, но их необходимо интегрировать в рынок. Проблема в том, что у нас длительная цепочка от разработки до внедрения продукта. В нынешних условиях это время надо существенно сокращать со средних полутора лет до полугода. И здесь важно участие государства; выделяемые им гранды должны гораздо быстрее доходить до получателей.
Не менее важный вопрос – пропаганда отечественных достижений в этой области. Многие потенциальные пользователи о них плохо информированы; когда их сводишь непосредственно с разработчиками, они приходят в изумление от того, что все это у нас есть.
Западные компании, поставляющие на наш рынок ПО, либо уже ушли, либо в процессе ухода. Мы еще раньше поняли, что нам надо делать что-то свое, говорит генеральный директор АО ГК НЕОЛАНТ Олег Рухлов. Сегодня степень готовности отечественного программного обеспечения разная.
Опыт показывает: чтобы это направление быстро и успешно двигалось вперед, нельзя делать ПО только для своих пользователей, нужно одновременно искать выходы на зарубежные рынки, даже в условиях, когда многие из них для нас закрыты. Иначе трудно добиться успеха, отечественный рынок ПО маленький, всего 2% от мирового.
Ситуация усугубляется тем, что часть проектных и строительных компаний поставили процесс цифровизации на паузу. Это неверно, убеждена директор по маркетингу ООО «Проптех» Юлия Лесная. Это чревато тем, что строительный сектор может потерять часть специалистов по информационному моделированию, они уйдут в другие отрасли.
Вместо того, чтобы делать паузу, нужно грамотно инвестировать в ПО. Прежде всего, это должен быть тренд на безопасность и импортозамещение.
Даже частичный отказ от цифровизации приведет к снижению конкурентоспособности стройкомплекса. Он и без того по уровню внедрения цифровых технологий плетется позади многих отраслей. Даже в крупных городах только 20% проектных организациях готовы работать в системе ТИМ.
Три составных части успеха
Использование цифровых технологий – процесс сложный. Московские власти ищут алгоритм их внедрения как в государственных органах, так и в бизнесе.
Как отмечает руководитель Центра компетенций Департамента строительства г. Москвы Павел Часовских, любые изменения распадаются на три составные части: изменения в людях, в техпроцессах и в технологиях. Это в полной мере относится и к внедрению ТИМ. Без этих основных компонентов успех в этих начинаниях невозможен.
Главный компонент в этой триаде, безусловно, люди. Без них этот процесс даже не сможет начаться. Они должны обладать соответствующей квалификацией. Пока таких специалистов у нас сильно не хватает. Их необходимо готовить. В Москве уже прошло обучение свыше 1000 человек.
Второй важный компонент – внедрение новых техпроцессов. Это выражается в их описаниях на протяжении всего жизненного цикла строительства и эксплуатации объекта. Работа очень объемная, поэтому, по словам чиновника, она сейчас преимущественно сосредоточена на переводе в электронный вид взаимодействия госорганов с подрядными организациями. В результате удалось снизить объемы согласования на 70%.
Изменение технологий, вызванных цифровизацией, в первую очередь связано с анализом всей действующей в этой сфере правовой базы, а это свыше 300 документов. Уже снижен перечень актов, необходимых для сдачи дома, с 600 до 134.
Следующая задача в этом направлении – создание цифровых платформ, апробирование предоставляемых ими сервисов. Это важный шаг для созданий ТИМа как для заказчика, так и для подрядчиков. Цель этих мер – формирование единой среды обмена данных.
Следующим шагом станет появление умных строительных площадок, они позволят в режиме on-line наблюдать за тем, что на них происходит: видеть, как идет реализация проектов; есть ли отставание, сколько необходимо людей и стройматериалов, соблюдаются ли меры безопасности.
Смена уклада
Людям всегда хочется, чтобы все было предельно просто. В случае внедрения цифровых технологий – приобрел соответствующее программное обеспечение, и все бы тут же заработало.
Увы, в реальности все обстоит не так, замечает ректор Университета ТИМ Владимир Талапов. Нужно не просто обучить специалистов работать в новом формате, а уметь ставить и решать во многом принципиально иные задачи.
В свое время Генри Форд заметил: «Если спросить у людей, что им нужно для более быстрого передвижения, они бы попросили более быструю лошадь». Иными словами, люди хотят иметь то, к чему уже привыкли, только более совершенную модель.
В данном случае такой подход не подходит. По словам Владимира Талапова, успех внедрения ТИМ на 20% зависит от качества ПО и на 80% –от других факторов: от общего понимания целей и задач, от знания того, как их достичь.
Отсюда такое важное значение приобретает обучение новым методам работы. Нужно научиться думать в категориях BIM-моделирования. Причем, на каждом этапе строительных работ эта модель разная. Невозможно с помощью одного курса обучиться всему, требуется специализация учебного процесса.
При переходе на ТИМ в службе генподрядчика и техзаказчика появляются новые функции, а для их исполнения требуются новые люди. Это также относится к руководителям, они должны ясно представлять, для чего нужен такой переход, какой эффект будет получен. Надо ясно уяснить себе то, что внедрение технологий информационного моделирования – это не замена одного ПО на другое, а смена всего технологического уклада, подчеркивает ректор Университета ТИМ.
Цифровой феодализм
В глобальном плане в основе ТИМ лежит идея создания единого информационного пространства строительства. Необходимо переходить от частных систем к общей. Но сегодня в стране превалирует цифровой феодализм, считает Елена Степанова, старший управляющий директор АО «ВЭБ Инфраструктура». Что мы видим сейчас в связи с внедрением ТИМ? Фрагментарность. Особенно сильно она проявляется на стыках между инвестиционным замыслом, строительством, финансированием проектов и информацией людей о них. В этом мире все живут отдельно друг от друга. Итог такой раздельности – увеличение длительности инвестиционно-строительного цикла. Причем, многие его этапы по-прежнему делаются вручную. Это приводит и к росту рисков, и к росту стоимости.
Все это можно делать быстрее, уверенна Елена Степанова, если автоматизировать эти процессы при наличии единой цифровой среды.
Владимир Гурвич
Фото: ИА Строительство
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"