Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Российский рынок строительной техники: зависимость от Китая – это спасение или новая угроза? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва −9 °C, снег.

Архив публикаций
«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 
26 май 16:12Технологии

Российский рынок строительной техники: зависимость от Китая – это спасение или новая угроза?

Автор: Владимир Гурвич

 

Давно в экономике России не происходили такие кардинальные и быстрые перемены, как сейчас.

В Москве прошла выставка СТТ-2022, которая посвящена последним достижениям в разработках строительной техники. В ней приняли участие всего шесть стран: кроме России, это Казахстан, Белоруссия, Турция, Италия и Китай. Такого небольшого числа иностранных участников еще не было. Но это количество – отражение новой ситуации на рынке стройтехники. Еще никогда он не трансформировался столь радикально и быстро. Можно говорить о том, что прямо на наших глазах возникает его во многом другая конфигурация.

Пустым место долго не бывает

Компания ID Marketing следит за ситуацией на рынке строительной техники уже на протяжении длительного времени. За этот период он неоднократно менялся. Рост наметился после 2016 года, а к 2020 году он стал очевидным. Эта тенденция продолжилась и в первом квартале 2022 года, когда значительно вырос импорт стройтехники. Однако надо понимать, что сейчас на рынке происходят революционные перемены, частично меняется номенклатура продукции, рост завоза одних ее видов и сокращение потребление других. Но главное изменение связано со сменой географии поставок. Причем, скорее всего, это процесс надолго.

Существует немало видов строительной техники, и практически в каждом сегменте ситуация непохожа на то, что происходит в других секторах. Их надо рассматривать отдельно, хотя понятно, что есть и схожие черты.

Начнем свой анализ с сегмента экскаваторов. Частично потребность в них удовлетворяется собственным производством. Но сегодня отечественные заводы сталкиваются с проблемами логистики, нехватки комплектующих изделий, и быстро эти вопросы не могут быть преодолены.

Однако есть и положительные примеры решения этих задач. Отечественной промышленностью разработан хороший гусеничный экскаватор. Его особенность в том, что в нем используются только отечественные комплектующие. Эта продукция способна удовлетворить основной спрос в стране на этот вид техники.

Одновременно растет популярность китайских экскаваторов. Сегодня их доля на российском рынке достигла 43%, чего никогда не было. Одним из ведущих поставщиков этой продукции в России является компания Sany. Ее экспорт в нашу страну за три первых месяца текущего года вырос на 83%! И для этого есть все основания.

Как рассказывает представитель компании, сегодня это одна из крупнейших машиностроительных фирм в Китае. Одновременно она мировой лидер по выпуску экскаваторов с годовым объемов в 100 тысяч единиц. О доле рынка можно судить то тому факту, что ежегодно на планете их выпускается 600 тысяч. Основные поставки экскаваторов идут на внутренний китайский рынок – это 78 тысяч машин, и 22 тысячи отправляются на экспорт.

По словам представителя компании, для Sany важен российский рынок, на который она вышла несколько лет назад и уже в 2021 году стала лидером поставок в сегменте мини экскаваторов – примерно 5% от общего объема. В 2022 году компания ставит перед собой задачу по наращиванию экспорта в Россию, увеличив общее число поставленной техники до 1,5 тысяч единиц. Это не так мало, учитывая, что за первый квартал года в страну было завезено 2 тысячи экскаваторов и, скорее всего, в дальнейшем объемы завоза будут сокращаться.

Значительно увеличивать объемы поставок в Россию позволяет китайской компании наличие производственных мощностей. На данный момент ей принадлежат пять заводов в несколько странах. Есть планы построить шестой в Индонезии. Руководство Sany рассматривает возможность строительства и седьмого предприятия в России. Но когда это может случиться, пока неясно.

Конкурентные преимущества Sany обеспечиваются крупными вложениями в инновации – до 1 млрд долларов в год. В компании разрабатываются инновационные экскаваторы на электрической тяге и беспилотники. В перспективе эта новая продукция будет поставляться и в Россию.

Однако, как признаются в компании, не все так просто с поставками в Россию. На нем большое место до недавнего времени занимали бренды, чье присутствие в стране насчитывает сто и более лет, и такой молодой компании, как Sany, их не просто было подвинуть. Кроме того, российский рынок невелик по объему, и далеко не всегда экспортировать на него продукцию выгодно.

Помог укрепиться компании в России сначала ковид-19. Тогда многие иностранные компании снизили свою активность на рынке, вот китайские производители и стали укореняться на нем. Другую помощь в этом деле оказали санкции, что привело к тому, что российские потребители стали поворачиваться в сторону Китая.

Еще один вид изделий – фронтонные погрузчики. 93% поставок – это продукция постоянного качества и с низкой себестоимостью производства. В России заводы выпускают 2 тысячи таких изделий. Это немного, поэтому трудно достичь стабильно хороших качественных характеристик. Для примера, в Китае производят в неделю несколько тысяч фронтонных погрузчиков, поэтому там и себестоимость ниже и качество выше.

Однако Китай не может закрыть всю линейку этой продукции. До недавнего времени фронтонные погрузчики свыше 5 тонн поставлялись преимущественно европейскими, японскими и американскими поставщиками. Пока китайцы не могут заполнить эту нишу, у них проблема с комплектующими изделиями. Но, возможно, скоро все изменится с и этим видом продукции; постепенно в Китае происходит локализация этого производства. Как прогнозируют эксперты, через два года российский сегмент тяжелых фронтонных погрузчиков окажется у китайских производителей. Правда, при условии, если этому не помешает логистика; пока для ввоза этой продукции в России существуют узкие ворота.

Бульдозеры. Их импорт в России составляет 80% и только 20% – это собственное производство. Многие иностранные бренды уже ушли из России, оставляя свободное пространство для производителей из нашей страны и Китая. Однако у каждого из этих государств есть свои проблемы. У российских заводов для наращивания продукции не хватает комплектующих, которые до недавнего времени они получали из Европы. А для китайских компаний наш рынок маленький, а потому поставки сюда не всегда рентабельны. К тому же, если для производства легких бульдозеров, в том числе и для нужд России у китайских производителей хватает мощностей, то в сегменте тяжелых бульдозеров их недостает. Эту продукцию в Поднебесной выпускает только одна компания.

Выпуск телескопических погрузчиков в 2020 году наладила одна российская компания. В тоже время эта продукция пользуется экстремальным спросом не только у строителей, но и у аграриев. Несмотря на то, что в России есть свое производство, оно не полностью локализовано, да и сам выпуск недостаточен. Идет поиск партнеров для увеличений мощностей, есть и планы по полной локализации. Но говорить о том, что все уже решено, преждевременно, все зависит от того, на каких условиях возможно партнерство с другими производителями.

В пользу того, что договориться все же удастся, говорит то обстоятельство, что отечественные телескопические погрузчики не уступают, а то и превосходят по своим техническим характеристикам известные бренды.

Строительная техника в большинстве своем нуждается в хороших шинах. После известных событий многие известные компании, производящие эту продукцию, покинули Россию. Анализ ситуации на мировом рынке показал, что есть новые возможности для его насыщения. Как можно догадаться, альтернатива ушедшим поставщикам – поставщики из Китая.

Но и тут надо искать дополнительные решения. Сегодня российские компании поставлены в сложные условия, они часто вынуждены вносить стопроцентную предоплату за поставленную продукцию. Для многих это тяжелое финансовое бремя. Одним из выходов может стать лизинг с 30% предоплатой.

Своей техники не хватает

Сегодня рынок автодорожной строительной техники в России составляет 270–300 млрд рублей в год. Отечественные производители способны обеспечить продукцию немногим больше чем на 100 млрд рублей, и мощностей для увеличения производства особо нет. Значит, остальное надо поставлять по импорту.

Согласно анализу федеральной компании «Автодор», чем крупнее подрядчик, тем больше у него импортной техники, и чем меньше подрядчик, тем больше у него отечественной продукции. Как показывает практика, большие компании плохо знают о том, что выпускают отечественные и китайские производители. Нужно заполнять этот пробел.

Какая складывается ситуация? Западные бренды ушли с российского рынка, одновременно увеличивались цены на запасные части. Согласно прогнозу, цены продолжат расти. Это относится и к продукции, получаемой с Востока.

На этом фоне правительство России разрабатывает антикризисные меры. Вышло постановление о субсидирование процентной ставки по закупки импортной продукции, которая не производится внутри России. Субсидируется 70% от ключевой ставки ЦБ. В результате для отечественных компаний заемные средства обходятся в 7% годовых.

Прорабатывается механизм централизованной закупки техники со стороны государства с дальнейшим предоставлением ее в лизинг. В течение трех лет может быть закуплено 30 тысяч единиц на сумму в 250 млрд рублей.

Таким образом на этом рынке обозначился тренд замены европейских американских и японских брендов на китайские и российские в том случае, если последним удастся нарастить производство техники для дорожного строительства.

Владимир Гурвич

Фото: интернет

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Строительство и кризис: почему мы стали страной догоняющих технологий

Строительная отрасль переходит на цифровой диапазон: получается не у всех, но лидеры есть

Цифровые технологии в строительстве: «Новый дом» это уже делает, опережая многих

Противопожарная безопасность: вчера, сегодня, завтра

Шнайдер Электрик: цифровые технологии в России становятся привычным делом

Строительство будущего: дом на Марсе из местных материалов – уже не фантастика, хотя еще и не реальность

Ростуризм взглянул на туризм по-новому: дело пахнет перестройкой

Технологии, которые облегчают работу строителям и упрощают жизнь потребителям

Дмитрий Волков (Минстрой): региональные BIM – центры - это сетевая история, а не история административного регулирования

«Умный» город не построить полоумными технологиями


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
По уровню все в порядке
Наверх