Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Никто не знает, что будет, но все делают вид, что будет хорошо. А может так и будет. » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +10 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
20 июн 09:36Технологии

Никто не знает, что будет, но все делают вид, что будет хорошо. А может так и будет.

Автор: Владимир Гурвич

 В России власть обещает решить практически нерешаемые проблемы. Именно этим на протяжении всей своей истории занималось советское государство. Мы еще не забыли, чем оно кончило.

Российской экономике брошен невиданный по масштабам и серьезности вызов; в условиях санкций она должна найти резервы и возможности не только для выживания, но и для развития. Проблема чрезвычайно сложная. Власть полна оптимизма и выражает уверенность, что страна справится с этой задачей. Но ничего иного от нее ждать не приходится, она просто обязана вести себя подобным образом. В действительности же ситуация крайне сложная, страна плохо готова к новой реальности. И во многих случаях придется начинать едва ли не с нуля. Чем все это завершится, сегодня доподлинно не знает никто. Но одно очевидно, нас ждут очень непростые времена.

Приказано выжить

        Основные проблемы отечественной экономики – это критическая импортозависимость во многих отраслях, разрыв прежних логистических цепочек, необходимость в срочном порядке устанавливать новые.

Не надо паниковать и говорить, что все пропало, зато надо осознать, что мы живем уже в другой реальности, говорит заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов. Кто этого не понял, это их беда.

Чтобы понять, что следует делать, надо понять, где мы находимся, продолжает вице-премьер. По данным Росстата, за первый квартал ВВП вырос на 3,9%, пассажирооборот прибавил 18%, объем производства в обрабатывающий промышленности возрос на 5,5%, в строительстве – на 4,5%, грузооборот показал прибавку в 4,1%. Отмечается также положительная динамика сбора налогов, в том числе и по топливно-энергетическому комплексу благодаря высоким ценам на углеводороды.

По словам все того же Юрия Борисова, страна готовилась к возможным осложнениям. Уделялось внимание энергетической и продовольственной безопасности, стабильности финансовой системы, принимались меры для увеличения экспорта не сырьевого сектора. В 2021 году он достиг 190 млрд рублей, это 40% от общих экспортных поставок России. 81% – это промышленная продукция, 26,7% – различные химикаты.

Стремление исключить Россию из мировой торговли неизбежно столкнется с большими издержками для мировой экономики. Доля РФ в урожае пшеницы на планете составляет 9%, ячменя – 12%, подсолнуха – 25%. Страна экспортируют сельскохозяйственную продукцию в 21 государство.

Как считает Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр», нельзя говорит об экспортной блокаде. Экспорт в так называемые недружественные страны составлял 39%, в дружественные – 61%. Да, западные компании уходят из России, но на их место приходит бизнес из других стран. Здесь открываются для России новые возможности, в том числе перевод в расчеты в национальной валюте.

На Россию приходится большой объем производства и много другой продукции. Страна производит ежегодно 60 млн тонн удобрений или 22% его мирового выпуска, экспортирует 64% от этого объема. Этот перечень можно продолжать. В целом же товарооборот за период 2015–2021 год составил 786 млрд долларов. Справится ли мир без российского вклада в мировую экономику? – задается вопросом Юрий Борисов.

Но не менее, если не более актуален вопрос: справится ли Россия без мировой экономики, учитывая, что страна глубоко встроена в нее? По данным Юрия Борисова, с 2015 года на импортозамещение потрачено 3,5 трлн рублей, половина из них принадлежит бизнесу, 1,4 трлн рублей – заемные средства, из бюджета на эти цели было направлено 440 млрд рублей. Хотелось бы больше, но никто не знал, что сложится такая ситуация, сетует вице-премьер.

Сегодня как никогда требуется консолидация экономических субъектов, продолжает он. Санкции открывают новые возможности для промышленности, и государство готово поддержать ее усилия. Уже в этом году Фонд развития промышленности увеличен на 20 млрд рублей; 30 млрд рублей выделено на автокомпоненты. Расширены услуги Фонда развития промышленности, а именно разрешено тратить средства на закупку комплектующих (ранее эта статья расходов не была предусмотрена в Фонде); сделаны рассрочки по ранее выданным средствам; расширены диапазоны выдаваемых средств.

Никогда догоняющий не будет первым

Итак, что же думают о перспективах импортозамещения генералы наших промышленных войск. Генеральный директор ГК по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрий Рогозин полагает, что некоторые этот вопрос понимают неправильно, они считают, что это означает замену одних импортных деталей на другие импортные комплектующие. Если продукция отечественная, то она на все 100% должна быть произведена из отечественной продукции. Космическая отрасль России с 2014 года переходит на российские технологии, в частности, с 2019 года прекращены поставки с Украины.

Главная зависимость от импорта – это микроэлектроника. На базе космического холдинга сформировался сектор приборостроения, который стал базой для космического машиностроения. Все это делается для осуществления главной цели – развертывания на орбите мощной спутниковой группировки. Сейчас она включает 161 спутник, а их нужны тысячи.

Своим путем идет наше «главное достояние» – Газпром. По словам заместителя председателя правления компании Виталия Маркелова, чтобы ускорить процесс импортозамещения, газовый гигант заключает договора на поставку продукции, которой еще нет. Так, создается флот для гидроразрыва пласта для подводной добычи. Чтобы успешней проходил процесс импортозамещения, необходимо увеличить спрос нефтегазового комплекса на передовое технологическое оборудование.

Председатель Совета директоров АО «Синара» Александр Мишарин считает, что следует вести речь не об импортозамещении, а о технологической устойчивости и технологической независимости. Российские железнодорожники способны сегодня целиком самостоятельно обеспечивать весь технологический процесс, хотя некоторые работы требуют больших затрат.

Сегодня в России разрабатываются поезда со скоростью в 400 км в час – это совокупность новых технологических решений. Если этот проект будет реализован, то страна получит дешевые транспортные пути.

Впрочем, не все придерживаются столь оптимистических воззрений. Генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов говорит, что многие базовые технологии утеряны и их надо воскрешать.

Сергей Когогин, генеральный директор «КАМАЗа» соглашается с тем, что положение в автопроме сложное. Отечественный автопром интегрирован в мировой автомобильный рынок, санкции привели к нарушению кооперационных цепочек. В этой ситуации нужна правильная стратегия; если ее сумеют выработать, будет позитивный результат, если нет, ничего хорошего нас не ждет.

Было плохо, стало лучше, что будет завтра – неизвестно

А как воспринимает ситуацию бизнес, от которого во многом зависит, как будет развиваться ситуация в экономике? Исполнительный вице-президент РСПП Мария Глухова говорит, что был проведен опрос среди бизнесменов на тему: как они оценивают складывающее положение.

В январе-феврале общую ситуацию опрошенные оценивали как не очень хорошую. В марте, по их мнению, наступил провал, дела обстояли самым плохим образом. Но и тут не все было так печально. В марте в зону позитивных оценок впервые за несколько месяцев ушел показатель взаимоотношения бизнеса и власти. Это означает, что меры поддержки, меры стимулирования, которые сейчас предлагаются бизнесу, крайне позитивно им воспринимаются.

К маю наступила определенная стабилизация, однако нет положительной динамики по спросу, большое количество проблем. Так, возросли затраты на транспортировку из-за отказов перевозчиков перевозить грузы. Но есть и позитивные моменты: финансовое состояние экономики улучшилось, возросла поддержка ее со стороны властей.

Какие основные риски отметили респонденты? Они озабочены инфляцией, беспокоит разрыв производственных цепочек, есть также большое число отложенных опасностей. Выяснилось, что со стороны бизнеса есть спрос на стратегию развития на новых рынках.

Какова же возможная стратегия в нынешней ситуации? Заместитель председателя, главный экономист ВЭБ РФ Андрей Клепач предлагает целый набор мер, которые следует реализовать в самом ближайшем будущем.

Достижение технологической независимости. В первую очередь, надо обратить внимание на те сферы, где можно добиться этих целей примерно за один год. Государство должно финансово поддержать эти разработки; если будет получен результат, то деньги можно не возвращать.

Следует заняться выстраиванием новых производственных цепочек. Консолидирующую функцию должны взять на себя профильные ведомства; они должны помочь бизнесу сделать это как можно быстрее и эффективнее.

Активизировать прикладную науку. Свыше половины инженерно-исследовательских кадров работают в промышленности. Нужно перестроить их работу. Сейчас мы очень мало тратим на такую деятельность, следует стимулировать бизнес вкладывать деньги в НИОКР. Пока же у нас не хватает усилий для координации имеющих сил.

Надо вкладывать средства в промышленные и научные проекты, способные быстро дать отдачу.

В основе промышленного и научного развития лежит качество управления ими, а оно определяется теми менеджерами, что работают в этой сфере. Нужна новая система управления, основанная на поддержке отечественной инженерной школы.

Вместо эпилога

Полагаю, что наши власти, да и та часть бизнеса, что самым тесным образом связана с государством, слишком оптимистически смотрят на ситуацию. Им так положено по чинам, да и за это они получают зарплату. Если будут давать пессимистические оценки, вряд ли долго задержатся в своих креслах. К тому же подлинный масштаб бедственности ситуации будет понятен через какое-то время, и тогда количество реальных проблем окажется значительно большим, чем хочется представителям нынешней власти.

Да и предпринимаемые ею меры носят пока пожарный характер; они дают некоторые позитивные результаты, но не решают глобальных задач. А они очень велики, и их масштаб сознательно не афишируется. Но скрыть их не удастся, и скоро они проявятся во всю свою мощь.

В России взят курс практически на полное импортозамещение, по крайней мере, так заявляет власть. В этом плане не лишне вспомнить опыт СССР. В Советском Союзе эта цель была в целом, за некоторым исключением, достигнута. Какие были в результате получены результаты? Большинство технологий отставали от передовых на то время; на эти цели были затрачены огромные средства, что в конечном итоге привело к разорению страны. Экономика России гораздо слабее советской, а потому если этот курс попытаются реализовать, разориться она гораздо быстрее.

Владимир Гурвич

Фото: ИА Строительство

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Строительство и кризис: почему мы стали страной догоняющих технологий

Строительная отрасль переходит на цифровой диапазон: получается не у всех, но лидеры есть

Противопожарная безопасность: вчера, сегодня, завтра

Цифровизация прекрасная и опасная

Строительство будущего: дом на Марсе из местных материалов – уже не фантастика, хотя еще и не реальность

Ростуризм взглянул на туризм по-новому: дело пахнет перестройкой

Технологии, которые облегчают работу строителям и упрощают жизнь потребителям

Дмитрий Волков (Минстрой): региональные BIM – центры - это сетевая история, а не история административного регулирования

Почему технологический прогресс плохо проникает в нынешнюю среду застройщиков. Мнение эксперта Татьяны Полиди.

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
По уровню все в порядке
Наверх